Статья:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Курников А.А. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 24(291). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/291/151487 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Курников Александр Александрович
студент, Ростовский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Ростов-на-Дону
Симонова Оксана Борисовна
научный руководитель, Ростовский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Введение

Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в истории и экономике России, являясь одним из основных двигателей промышленного и социального развития страны. Железные дороги оказали значительное влияние на формирование территориальной целостности и экономической мощи России. Исследование этапов развития железнодорожного транспорта позволяет не только проследить исторический путь отрасли, но и понять тенденции её современного развития и перспективы на будущее.

Актуальность данного исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, железнодорожный транспорт продолжает оставаться одним из ведущих видов транспорта в России, обеспечивая перевозку большого объёма грузов и пассажиров на огромные расстояния. Во-вторых, технологические инновации и модернизация инфраструктуры открывают новые возможности для повышения эффективности и безопасности железнодорожных перевозок. Наконец, глобальные экономические и экологические вызовы ставят перед железнодорожным транспортом задачи по устойчивому развитию и интеграции в мировую транспортную систему.

Первые железные дороги в России

Железных дороги в России имеют долгую и сложную историю, восходящую к середине XIX века. В 1837 году появляется Царскосельская железная дорога, которая положила начало эпохе железных дорог в стране.

Движущей силой строительства железных дорог был царь Николай I. Он верил, что железные дороги – это способ модернизировать Россию и объединить империю. Царскосельская железная дорога была построена именно по его инициативе и соединяла столицу империи, Санкт-Петербург, с Царским Селом, ныне известным как город Пушкин. Этот проект отражал стремление России к техническому прогрессу и модернизации, что было характерно для того времени.

Протяжённость дороги составляла около 27 километров, и она была однопутной с рельсами, уложенными на деревянные шпалы. Главным инженером проекта был Франц Антонович Герстнер, австрийский инженер, который применил новейшие технологии и подходы в строительстве, а также именно он предложил использовать локомотивы для перевозки пассажиров. Это было новшество, поскольку до этого большинство железных дорог использовались для грузовых перевозок. Царскосельская железная дорога стала первым в России примером использования железнодорожного транспорта для пассажирских и грузовых перевозок, что сыграло ключевую роль в развитии экономики и инфраструктуры страны.

Строительство железных дорог было сопряжено с техническими трудностями и высокими затратами. Большинство линий были построены вручную и требовали большого количества материалов и оборудования. При строительстве также использовались сложные рельеф местности и климатические условия.

Несмотря на это, железнодорожная сеть быстро расширялась. К 1890-м годам в России насчитывалось более 20 000 километров железнодорожных линий. Эти линии соединяли все уголки страны и способствовали развитию торговли и промышленности.

Железнодорожный транспорт в эпоху индустриализации

Железнодорожный транспорт сыграл ключевую роль в индустриализации Российской империи, став одним из главных двигателей социально-экономического и технического прогресса. Транссибирская магистраль, являющаяся одним из самых амбициозных проектов того времени, стала символом инженерного искусства и доказательством возможностей человеческого гения. Её строительство началось в 1891 году и продолжалось почти четверть века до 1916 года. Имея протяженность от Москвы до Владивостока, она соединила западные и восточные регионы страны, и стала важнейшим транспортным коридором, способствующим экономическому развитию и политическому укреплению России на Дальнем Востоке.

Транссибирская магистраль обеспечивала транспортировку большого количества грузов и пассажиров, что было важно для торговли и промышленности. Магистраль также играла ключевую роль в оборонной стратегии империи, облегчая перемещение войск и военного снаряжения, и способствовала культурному обмену и интеграции различных регионов империи.

На сегодняшний день, Транссибирская магистраль остаётся одним из самых длинных и важных железнодорожных маршрутов в мире, и её история является ярким примером влияния транспортной инфраструктуры на развитие государства.

Советский период

В советский период железнодорожный транспорт претерпел значительные изменения, которые были направлены на модернизацию и повышение эффективности всей сети. Начавшаяся в 1920 году электрификация железных дорог стала одним из ключевых направлений развития транспортной инфраструктуры в СССР, так как позволила увеличить скорость и грузоподъёмность поездов. Замена паровозов на электровозы привела к снижению расходов на топливо и обслуживание.

В период с 1920 по 1980 годы железнодорожная сеть СССР значительно расширилась: было произведено расширение существующих линий и строительство новых. В 1930-х годах началось строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ), но основная часть работ была выполнена в 1970-х и 1980-х. БАМ стала альтернативой Транссибирской магистрали и проходит через труднодоступные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб), которая соединяет Центральную Азию с южной частью Западной Сибири, была также построена в 1920-х - 1930-х годах. Кроме того, в советский период происходит расширение сети в северных регионах и появляется Северная железная дорога, соединяющая Москву с Архангельском и другими северными городами.

Постсоветский период

В постсоветский период, начиная с 1990-х годов, железнодорожная отрасль России прошла через значительные процессы приватизации и реформирования. Процессы приватизации и реформирования в железнодорожной отрасли России были ключевыми для перехода к рыночной экономике и повышения эффективности отрасли.

В 1990-е годы произошло разделение государственного монополиста "Министерство путей сообщения" на отдельные компании и продажа акций железнодорожных компаний частным инвесторам, что позволило привлечь частный капитал и управленческий опыт.

Произошли и организационные изменения. 18 сентября 2003 года была создана вертикально интегрированная компания "Российские железные дороги" (РЖД), которая объединила большинство железнодорожных операций в стране.

Современное состояния железнодорожного транспорта и перспективы

Современное состояние железнодорожного транспорта в России отличается активным внедрением новых технологий и постоянной модернизацией инфраструктуры. Электронные билеты и сервисы значительно упростили процесс покупки и бронирования билетов, а системы автоматизированного управления движением поездов повысили безопасность и эффективность железнодорожных перевозок.

Важным аспектом развития отрасли является модернизация путей, которая включает в себя реконструкцию и обновление железнодорожной инфраструктуры. Это не только улучшает качество транспортных услуг, но и способствует увеличению скорости движения поездов и повышению их грузоподъемности.

Перспективы развития железнодорожного транспорта в России связаны с дальнейшим технологическим обновлением, расширением маршрутной сети, в том числе за счет строительства новых высокоскоростных линий, и интеграцией в международные транспортные коридоры. Данные меры направлены на укрепление роли железнодорожного транспорта в экономике страны и улучшение связности между регионами.

Заключение

В заключение, железнодорожный транспорт России прошёл долгий путь развития, начиная от первых паровозов до современных высокоскоростных поездов. Каждый этап этого развития отражает стремление страны к прогрессу и инновациям. Современные технологические достижения, такие как электронные билеты, автоматизированные системы управления и высокоскоростные линии, являются результатом непрерывных усилий по модернизации и оптимизации железнодорожной сети. Эти изменения способствуют улучшению качества обслуживания пассажиров, повышению безопасности и эффективности грузоперевозок, а также интеграции России в мировую транспортную систему.

 

Список литературы:
1. Баландин, А.Н. Развитие транспортной отрасли России: проблемы и перспективы / А. Н. Баландин. – СПб: Издательство “Лань”. – 2016. – 176 с.
2. Бучинский, И. Д. Развитие железнодорожного транспорта в России: историко-правовой аспект / И. Д. Бучинский. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2024. – № 19 (518). – С. 247-249. – URL: https://moluch.ru/archive/518/113876/ (дата обращения: 21.06.2024).
3. Ведомости конференции. Железнодорожный транспорт России: вызовы до 2025 г. – М.: Апрель 2019 г., – 53с.
4. Попов, А.Н. Развитие железнодорожного транспорта в России в XIX веке. / А. Н. Попов. – М.: АО “ОЛМА Медиа Групп". – 2018. – 240 с.
5. Железнодорожный траспорт России: сборник статей / под ред. Чернова А.И. – М.: Издательство “Россельхозиздат”. – 2015. – 320 с.