ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Аннотация. В данной работе будет рассмотрено состояние повышение эффективности управления строительной деятельности в Российской Федерации. Анализируются основные проблемы, с которыми сталкивается отрасль, в том числе несовершенство нормативно-правовой базы, низкий уровень технологического развития, недостаточная конкуренция на рынке строительных услуг.
Ключевые слова: Повышение эффективности управления строительной деятельностью, конкуренция, технологическое развитие, строительная отрасль.
В России строительная отрасль играет решающую роль в обеспечении экономического роста. Строительство новой инфраструктуры, реконструкции существующих объектов и модернизации производственных мощностей всё это положительно влияет на развитие страны. Однако данный рынок сталкивается с многочисленными проблемами, которые препятствуют ее эффективному развитию.
Одной из самых больших проблем является отсутствие четкого и последовательного свода правил, регулирующих данный сегмент. Существующая правовая база сложна и содержит множество противоречивых положений, что затрудняет компаниям ориентироваться в системе и принимать обоснованные решения.
Строительная отрасль страдает от сложной сети законов, постановлений и указов. Отсутствие ясности может привести к путанице, задержкам и неэффективности реализации проекта.
Для решения этих проблем крайне важно оптимизировать и рационализировать нормативную базу, сделав ее более современной и актуальной для текущего рынка.
Необходим комплексный подход.
Довольно много проблем можно отметить в управлении проектами полного цикла строительства (от проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию) по EPC-контрактам [Yeo, 2002]. Проблемы включают неясные взаимозависимости работ, наложение фаз проекта друг на друга, фрагментирование работ, сложную организационную структуру, неопределенность в прогнозировании точных результатов.
Исследователи предлагают метод критической цепи как один из способов решения некоторых из этих проблем. Совместно с концепцией цепи поставок с помощью внедрения критической цепи предлагается улучшить управление поставками проекта. Главный фокус делается на идентификацию ограничения потока поставок и расположение буферов для защиты потенциальных ограничений. Авторы уверены, что это поможет повысить уровень доверия поставщиков и партнеров, упорядочить планирование, избежать траты времени и ресурсов, синхронизировать расписания проектов, снизить неопределенность и повысить удовлетворенность клиентов.
Существует довольно большое количество способов измерить успех проекта, от соответствия показателей сроков, качества и бюджета запланированным значениям до комплексного удовлетворения стейкхолдеров, в частности, основных спонсоров. Также можно измерять влияние проекта на компанию, бизнес-окружение, соответствие ожиданиям клиента, достижение целей проекта [Serrador, 2014]. Предлагают измерять отдельные элементы проекта, например, развитие навыков команды, повышение командного духа, профессиональный рост отдельных участников команды. В целом успех проекта можно рассматривать в пяти аспектах: эффективность проекта, удовлетворенность команды (оба аспекта измеряются сразу по завершении проекта), влияние на клиента (измеряется через несколько месяцев после завершения проекта), успех для бизнеса и стратегический успех (измеряются спустя годы после завершения проекта). В соответствии с результатами исследования авторов, строительная отрасль не показывает никаких значительных особенностей в измерении успеха проектов по сравнению с другими.
Тем не менее, литовские авторы [Zavadskas, 2013] предлагают определенный набор метрик для оценки эффективности строительных проектов на основании исследования наиболее часто возникающих проблем в проектах. Эти проблемы включают недостаточные качество управления проектом, налаженность работы с поставщиками и подрядчиками, качество управления ключевыми работами, степень уделения внимания контролю и другим процедурам, призванным снизить риски проекта. Предлагается десять метрик эффективности работы команды проекта: рентабельность проекта, отношение фактических затрат к выручке, выручка на одного представителя высшего руководства, количество инцидентов в течение реализации проекта, количество повторных указаний на одни и те же проблемы при аудитах качества проекта, задержка сдачи проекта, соответствие бюджету, управление документацией, влияние на окружающую среду, риски персонала.