Статья:

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Глушкова А.Е. ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 24(291). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/291/151656 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Глушкова Анна Евгеньевна
магистрант, ФГБ ОУ ВО Башкирский Государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Ключевые слова: организационная модель инновационной деятельности, проектно-ориентированная модель.

 

Под организационной моделью инновационной деятельности будем понимать совокупность элементов и решений по созданию и развитию инноваций, включая источники и формы создания инноваций, вовлеченность в создание инноваций педагогического коллектива и руководителей образовательного учреждения, широту охвата инновациями, способ сохранения и передачи знаний.

Рассмотрим четыре организационные модели инновационной деятельности, основные характеристики которых представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные характеристики

Характеристики модели

 

Модели

Объективно-ориентированная

Средо-ориентированная

Процессо-ориентированная

Проектно-ориентированная

Направленность

 

 

Создание стационарного центра инноваций

Создание организационного пространства для инноваций

Распространение инноваций в образовательном пространстве

Создание временных центров инноваций

Источники инноваций

Внутренний источник

Внутренние и внешние источники

Внешние источники инноваций

Внутренние и внешние источники

Участники инновационной деятельности

Узкая группа специалистов, постоянный состав участников

Широкое участие своего персонала и других учебных учреждений

Отсутствие внутренних центров инноваций

Узкая группа специалистов, переменный состав участников

Масштаб охвата новыми знаниями

Локализация инноваций в едином центре

Максимальных охват сот-рудников своего образовательного учреждения и других учебных учреждений

Вовлечение нескольких предметно-цикловых комиссий

Полный или частичный охват персонала

Способы защиты новых знаний

Патент, процедуры ло-кализации информации

Формализация условий вхож-дения в сеть, соглашения

Патенты, лицензии, соглашения

Соглашения

Способы передачи знаний

Не применяются

Сетевые построения

Различные схемы трансфера инноваций

Связи между участниками

Предмет инновации

Новые знания

Учебный процесс, организация управления образовательным процессом

Учебный процесс, организация управления образовательным процессом

Учебный процесс, организация управления обра-зовательным процессом

Системообразующие связи

Преимущественно вертикальные, сильные

Преимущественно горизонтальные, сильные

Горизонтальные, межфунк-циональные сильные и слабые

Вертикальные, горизон-тальные, прямые и обратные, слабые

Характер управления инновациями

Централизованный

Децентрализованный

Управление процессами в ПЦК

Проектное управление

 

Проектно-ориентированная модель организации инновационной деятельности предусматривает управление инновационными проектами. Такая модель, обладая высокой гибкостью, является адекватным откликом на динамичность внешней среды. Достоинства этой модели определяются, по-видимому, высокой результативностью инновационной деятельности, обусловленной активным обменом явными и неявными знаниями участников инновационного процесса. Сложности определяются необходимостью постоянного инвестирования в развитие человеческого потенциала и демократизации управления.

Из четырех представленных организационных моделей инновационной деятельности проектно-ориентированную модель наиболее подходящая для реализации инновационного потенциала в школе.

Анализ организации и эффективности инновационной деятельности в образовательном учреждении позволил разработать проектно-ориентированную модель.

 

Рисунок 1. Проектно-ориентированная модель развития инновационной деятельностью в образовательной организации

 

Разработанная проекто-ориентированная модель состоит из четырёх совокупности взаимосвязанных структурных компонентов: целевого, содержательного, технологического, результативного.

Целевым компонентом выделяется повышение качества организации образования в основе которого лежит совокупность принципов системного, инновационного, проектного, деятельностного подходов

Содержательный компонент раскрывает направления инновационной деятельности:

Организационное:

- разработка управленческого характера,

- программы образовательного маркетинга, научно-методического сопровождения,

- создание независимых оценочных систем, единых информационно-образовательных и оценочных процедур;

Содержательное:

- внедрение новых систем обучения (профильное),

- интегрированных программ и курсов, мета-предметных программ,

- психолого-педагогических программ,

- программ, направленных на формирование новых качеств, характеристик, компетенций учащихся;

Информационно-техническое:

- модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры школы,

- внедрение единой информационной платформы,

- обеспечение электронного или дистанционного обучения.

Технологический компонент выявляет этапы изучаемого процесса, формы и методы.

Результативный компонент показывает критерии эффективности инновационной деятельности:

Выделенные компоненты проекто-ориентированной модели при взаимодействии выявляют особенности повышения качества образования. Данная модель может применяться в учреждениях начального, общего и дополнительного образования для эффективного внедрения и реализации инновационных проектов. Практика МОБУ СОШ №4 им. А.Я. Першина г. Благовещенска подтверждает актуальность и эффективность применения предлагаемой модели к инновационным образовательным процессам

 

Список литературы:
1. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента, том 6, № 3, 2008.
2. Третьякова Е.П. Модели организации инновационной деятельности // Образование и инновации, №11, 2012.