ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые слова: организационная модель инновационной деятельности, проектно-ориентированная модель.
Под организационной моделью инновационной деятельности будем понимать совокупность элементов и решений по созданию и развитию инноваций, включая источники и формы создания инноваций, вовлеченность в создание инноваций педагогического коллектива и руководителей образовательного учреждения, широту охвата инновациями, способ сохранения и передачи знаний.
Рассмотрим четыре организационные модели инновационной деятельности, основные характеристики которых представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные характеристики
Характеристики модели
|
Модели |
|||||||
Объективно-ориентированная |
Средо-ориентированная |
Процессо-ориентированная |
Проектно-ориентированная |
|||||
Направленность
|
Создание стационарного центра инноваций |
Создание организационного пространства для инноваций |
Распространение инноваций в образовательном пространстве |
Создание временных центров инноваций |
||||
Источники инноваций |
Внутренний источник |
Внутренние и внешние источники |
Внешние источники инноваций |
Внутренние и внешние источники |
||||
Участники инновационной деятельности |
Узкая группа специалистов, постоянный состав участников |
Широкое участие своего персонала и других учебных учреждений |
Отсутствие внутренних центров инноваций |
Узкая группа специалистов, переменный состав участников |
||||
Масштаб охвата новыми знаниями |
Локализация инноваций в едином центре |
Максимальных охват сот-рудников своего образовательного учреждения и других учебных учреждений |
Вовлечение нескольких предметно-цикловых комиссий |
Полный или частичный охват персонала |
||||
Способы защиты новых знаний |
Патент, процедуры ло-кализации информации |
Формализация условий вхож-дения в сеть, соглашения |
Патенты, лицензии, соглашения |
Соглашения |
||||
Способы передачи знаний |
Не применяются |
Сетевые построения |
Различные схемы трансфера инноваций |
Связи между участниками |
||||
Предмет инновации |
Новые знания |
Учебный процесс, организация управления образовательным процессом |
Учебный процесс, организация управления образовательным процессом |
Учебный процесс, организация управления обра-зовательным процессом |
||||
Системообразующие связи |
Преимущественно вертикальные, сильные |
Преимущественно горизонтальные, сильные |
Горизонтальные, межфунк-циональные сильные и слабые |
Вертикальные, горизон-тальные, прямые и обратные, слабые |
||||
Характер управления инновациями |
Централизованный |
Децентрализованный |
Управление процессами в ПЦК |
Проектное управление |
Проектно-ориентированная модель организации инновационной деятельности предусматривает управление инновационными проектами. Такая модель, обладая высокой гибкостью, является адекватным откликом на динамичность внешней среды. Достоинства этой модели определяются, по-видимому, высокой результативностью инновационной деятельности, обусловленной активным обменом явными и неявными знаниями участников инновационного процесса. Сложности определяются необходимостью постоянного инвестирования в развитие человеческого потенциала и демократизации управления.
Из четырех представленных организационных моделей инновационной деятельности проектно-ориентированную модель наиболее подходящая для реализации инновационного потенциала в школе.
Анализ организации и эффективности инновационной деятельности в образовательном учреждении позволил разработать проектно-ориентированную модель.
Рисунок 1. Проектно-ориентированная модель развития инновационной деятельностью в образовательной организации
Разработанная проекто-ориентированная модель состоит из четырёх совокупности взаимосвязанных структурных компонентов: целевого, содержательного, технологического, результативного.
Целевым компонентом выделяется повышение качества организации образования в основе которого лежит совокупность принципов системного, инновационного, проектного, деятельностного подходов
Содержательный компонент раскрывает направления инновационной деятельности:
Организационное:
- разработка управленческого характера,
- программы образовательного маркетинга, научно-методического сопровождения,
- создание независимых оценочных систем, единых информационно-образовательных и оценочных процедур;
Содержательное:
- внедрение новых систем обучения (профильное),
- интегрированных программ и курсов, мета-предметных программ,
- психолого-педагогических программ,
- программ, направленных на формирование новых качеств, характеристик, компетенций учащихся;
Информационно-техническое:
- модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры школы,
- внедрение единой информационной платформы,
- обеспечение электронного или дистанционного обучения.
Технологический компонент выявляет этапы изучаемого процесса, формы и методы.
Результативный компонент показывает критерии эффективности инновационной деятельности:
Выделенные компоненты проекто-ориентированной модели при взаимодействии выявляют особенности повышения качества образования. Данная модель может применяться в учреждениях начального, общего и дополнительного образования для эффективного внедрения и реализации инновационных проектов. Практика МОБУ СОШ №4 им. А.Я. Першина г. Благовещенска подтверждает актуальность и эффективность применения предлагаемой модели к инновационным образовательным процессам