Формирование представлений старших дошкольников о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях средствами квест - игры
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)
Формирование представлений старших дошкольников о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях средствами квест - игры
FORMATION OF REPRESENTATIONS OF SENIOR PRESCHOOLERS ABOUT SAFE BEHAVIOR IN VARIOUS LIFE SITUATIONS BY MEANS OF QUEST GAMES
Marina Bulynina
Student, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Russia, Veliky Novgorod
Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения в разных жизненных ситуациях. Одним из средств, способствующих реализации этих условий, является квест – игра.
Abstract. Children of older preschool age are curious, actively move, strive for independence and this often leads to traumatic situations. Therefore, it is at this age that it is important to create conditions in kindergarten and family that will help to accumulate experience in safe behavior in different life situations. One of the means contributing to the implementation of these conditions is the quest - the game.
Ключевые слова: безопасность; безопасное поведение; жизненная ситуация; представления о безопасном поведении; старшие дошкольники; квест – игра.
Keywords: security; safe behavior; life situation; notions of safe behavior; older preschoolers; quest is a game.
В настоящее время проблема формирования представлений о безопасном поведении становится всё более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждений всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности являются дети старшего дошкольного возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных возможностей, они не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности. На сегодняшний день существуют противоречия между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.
Одним из эффективных средств, способствующих формированию представлений о безопасном поведении, является квест – игра. Этот вид игры рассматривали многие педагоги и психологи такие, как В. Н. Бачурина, Е. В. Гавришова, В. М. Миленко, Т. С. Овчинникова и др. Однако, в связи с загруженностью педагогов работой с документацией, выполнением перспективных планов, нехваткой времени потенциал квест – игр недостаточно используется в ДОО.
Рассмотрим ключевые понятия.
Безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях [3].
По нашему мнению представления о безопасном поведении у старших дошкольников – это знания и умения, посредством которых осуществляется субъективная оценка условий, являющихся значимыми для ребёнка в связи с необходимостью преодолевать определенные угрозы внешнего и внутреннего плана, которые формируются под влиянием жизненного опыта субъекта и воздействием педагога.
Основываясь на позициях Е. В. Гавришовой, Т. В. Захарова, В.М. Миленкова, С.А. Осяк и др., нами было выделено такое понятие квест - игры, как квест – игра – это инновационный способ взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующий сотрудничеству взрослых и детей, развитию их инициативы и самостоятельности, активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определён или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока, открытию нового практического опыта, и приобретает знания; специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам.
Педагог, организовывая образовательную деятельность, направленную на формирование представлений у старших дошкольников о безопасном поведении, должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, должен знать о возможных проблемах, которые могут возникнуть в процессе, и уметь находить наиболее эффективные средства для их решения, должен брать во внимание опыт других педагогов и помнить о том, что только во взаимодействии с родителями, возможно целостное и систематическое воспитание ребёнка.
Н.Н. Авдеева, А. Г. Гогоберидзе, Т.Г. Хромцова, в своих исследованиях выделяли основные представления старших дошкольников о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях (в бытовых условиях, на улице, в общении с незнакомыми людьми). Исходя из анализа данных представлений, мы составили полную характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения и имеющего представления о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях, на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок умеет выделять на картинках возможные опасные предметы и объяснять выбор, пользоваться с осторожностью столовыми и бытовыми приборами; знать свои имя, фамилию, домашний адрес, телефон; иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и дома; знать правила дорожного движения и правила поведения в транспорте; уметь различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека и т.д.
Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у старших дошкольников нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков, с учетом возрастных особенностей, потому что именно этот возрастной этап является наиболее сензитивным для формирования представлений о безопасном поведении: дети любят правила и целиком придерживаются их, они могут сознательно управлять своим поведением, замечают ошибки в своей деятельности и работе других, и в то же время выделяют образцы для подражания. Ребёнок старшего дошкольного возраста проявляет самостоятельный интерес, любознательность, наблюдательность. У него возникает интерес к незнакомым видам деятельности, к миру взрослых, он становится более ответственным, отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться. Этот возраст характеризуется целостным и сверхчуствительным восприятием мира, способностью сравнения, обобщения, развитием творческого воображения. Используя содержание данных знаний и умений, мы можем составить методические рекомендации для педагогов по воспитанию безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях. С помощью этих данных мы сможем оценить индивидуальное развитие каждого ребенка и определить зону ближайшего развития и необходимый маршрут образовательного процесса. Т.е. составленная характеристика ребёнка необходима для того, чтобы понять, что и как сделать самому педагогу, как целесообразнее организовать образовательный процесс для каждого ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей и потребностей.
Понятие квест – игры, которое мы определили, основывается на принципах, выделенных С.П. Костюковой, Н.М. Поляковой: принцип навигации, принцип доступности заданий, принцип системности, принцип эмоциональной окрашенности заданий, принцип интеграции, принцип разумности по времени, принцип добровольности образовательных действий ребёнка, принцип присутствия выбора.
Квест – игра имеет ряд преимуществ: в ней задействуется одновременно интеллект участников и их творческие, физические способности, она способствует развитию коммуникативных навыков, пониманию важности общения и поддержки друг друга в процессе игры, что порождает воспитание командного духа у старших дошкольников; является привлекательной именно для данного возраста, позволяет активизировать познавательные процессы, инициативность и самостоятельность, интерес к соблюдению правил безопасности в ходе выполнения заданий; она формирует у детей старшего дошкольного возраста унифицированную базу знаний и представлений о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях; обогащает жизненный опыт старших дошкольников, что способствует развитию умения успешно действовать в проблемных и опасных ситуациях; создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его ответственности за себя и за других. Именно с помощью квест – игры у старших дошкольников не только сформируются представления о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях, но и дети научатся применять свои знания на практике. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многогранный тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы и методы работы с детьми, содействовать развитию осторожности и осмотрительности детей. В процессе проведения квест – игры создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность. Принимая участие в данной форме организации педагогического процесса, старшие дошкольники приходят к осознанию необходимости соблюдать правила безопасного поведения, умению правильно вести себя в экстремальных ситуациях.
Возможности квест – игры в формировании представлений о безопасном поведении старших дошкольников в различных жизненных ситуациях безграничны. Продуманная подготовка квест – игры будет способствовать включению детей в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, стимулировать развитие у старших дошкольников самостоятельности и ответственности, воспитывать у них потребность научиться находить правильные решения в опасных ситуациях, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование квест – игры в ходе непосредственной образовательной деятельности способствует повышению инициативности, любознательности, развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Можно с уверенностью утверждать, что квест-игры – одно из современных и наиболее эффективных средств формирования представлений старших дошкольников о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях.