Статья:

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕЖИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(297)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Абдуллина А.С. ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕЖИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 30(297). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/297/153125 (дата обращения: 05.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕЖИТИЯ

Абдуллина Алина Салаватовна
ординатор, ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа
Мустафина Гульгена Раисовна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа

 

STUDYING THE ADAPTATION OF STUDENTS TO STUDENT LIFE IN A DORMITORY

 

Alina Abdullina

Resident, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Russia, Ufa

Gulgena Mustafina

Scientific adviser, Cand. Med. Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Russia, Ufa

 

Аннотация. Работа посвящена изучению взгляда первокурсников на студенческую жизнь в общежитии. Мы изучали положительные и отрицательные стороны данного явления, а также попытались вкратце расписать основные моменты жизни студентов.

Abstract. The work is devoted to the study of the freshmen’s view on student life in the dormitory. We studied the positive and negative aspects of this phenomenon, and also tried to briefly describe the main points of the students' life.

 

Ключевые слова: иногородние студенты, студенческое общежитие, учебная деятельность.

Keywords: nonresident students, student hostel, learning activities.

 

Актуальность. Многие сегодняшние абитуриенты и школьники понятия не имеют, чем жизнь студента отличается от жизни того же школьника. Ведь со стороны кажется, что школьник и студент – это почти одно и то же. Та же учёба, те же конспекты. Но это только так кажется. На самом деле студенческая жизнь очень сильно отличается от школьной. Условно мы разделяем студенческую жизнь на две части. Первая часть касается непосредственно учебной деятельности: посещению лекций, конспектам, сессии и т.д. Во второй части мы раскроем основные моменты вне учебной жизни студента. Там будет представлена тема общежития, жизненная траектория и т.д. Особенно актуальна эта проблема для студентов университетов, так как в это время, в этом возрасте формируются и закладываются представления о студенческой жизни у первокурсников. В то же время огромна учебная нагрузка на студентов, что часто вредит их общему физическому и психическому состоянию, это может негативно сказаться на процессе формирования личности, который совпадает по времени с периодом обучения в университете.

Цель исследования: изучение взглядов студентов первого курса педиатрического факультета на учебную деятельность в вузе и жизнь в общежитии.

Во время исследования нами решались следующие задачи:

- анализ литературы по данной теме;

-выявление представлений студентов об их студенческой жизни, их бытье, их учебе в вузе;

-анализ полученных данных.

Методы исследования: В работе была использована авторская анкета для студентов. Также были использованы результаты аналогичного тестирования, проведенного с первокурсниками в 2009 году.

База исследования: студенты первого курса педиатрического факультета БГМУ - 1опрос -149 чел. , 2 и 3 опрос-100 чел.

Результаты и обсуждения: Учащийся (студент) как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1. с психологической, т.е. с точки зрения особенностей психических процессов, состояний и свойств;

2. с социальной, в которой воплощаются общественные отношения.

3. с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, телосложение, рост и т.д.

Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Условия успешного обучения в вузе:

- довольно высокий уровень общего интеллектуального развития;

- высокая позитивная мотивация или работоспособность;

- скорейшая адаптация к новым условиям обучения;

- хорошая обучаемость, т.е. высокая интеллектуальная лабильность;

-сформированные познавательные и профессиональные интересы;

-способности;

-адекватная самооценка;

-регулярность самостоятельных занятий и др [4].

Поэтому мы выделяем:

1. Жизнь студента в учебное время

2. Участие его в различных внеучебных мероприятиях

3. Научную деятельность студента

4. Спортивную жизнь

5. Быт студента.

Хорошо, когда ты учишься в том же городе, где у тебя есть родители и собственная комната в квартире. Однако большинство первокурсников приезжает из других городов, и проживает во время своей учёбы в ВУЗе в общежитии. А общежитие – это в, первую очередь, один из этапов вашей жизни. Свободной жизни, полной самой разных эмоций.

Мы провели опрос используя следующие вопросы: « Как вы проводите свой досуг в общежитии?» , «Как изменилась ваша жизнь в общежитии по сравнению с прошлым годом?» , «Как вы оцениваете дальнейшие изменения в вашей жизни в общежитии?». Базой исследования послужили студенты первого курса педиатрического факльтета башкирского государственного медицинского университета.

На первый вопрос нашей анкеты « Как вы проводите свой досуг?» мы получили следующие результаты больше всего респондетов указали на «готовлюсь к занятиям» 34 %. На втором месте ответ « отдыхаю, общаюсь с друзьями» 32 %. На третьем месте «досуг провожу вне общежития» 19%. И на последнем месте « занимаюсь на ПК» 15 %. Как видим большинство первокурсников несмотря на то, что сменили домашние условия на общежития и без родительского контроля готовятся к занятиям. Социальная адаптация групп первого курса протекает на стабильном среднем уровне, студенты довольно быстро включаются в учебный и воспитательный процесс университета успешно проходят все в учебном процессе.

На второй вопрос нашей анкеты «Как изменилась ваша жизнь в общежитии по сравнению с прошлым годом?» мы получили следующие результаты. Больше всего респондентов ответили « не изменилась »  63 %. На втором месте ответ « улучшилась» 18 %. На третьем месте «ухудщилась» 10 % ответили. И на последнем месте « отказ от ответа» ответили 9 %.

На третий вопрос нашей анкеты «Как вы оцениваете дальнейшие изменения в вашей жизни в общежитии?» мы получили следующие результаты. Больше всего респондентов ответили «не изменится» 64 %. На втором месте ответ «С каждым годом будет улучшаться» 16 %. На третьем месте «Ухудшится » 13 % ответили. И на последнем месте « отказ от ответа» ответили 7 %. На первое место в списке мер по улучшению условий проживания в общежитии, предложенных респондентами, вышло проведение ремонта и замена старой мебели в общежитиях. Наиболее «популярными» среди опрошенных мерами по улучшению жизни в общежитиях являются организация или улучшение досуга. В той или иной степени согласны с каждой из перечисленных мер более половины опрошенных.

Заключение. Жизнь студента очень сильно отличается от жизни того же школьника. Каждый первокурсник должен знать, как устроено обучение в ВУЗе для того, чтобы поступив в университет быть готовым ко всем трудностям и радостям студенческой жизни. Надеемся, что теперь у вас есть общее представление о студенческой жизни, вы стали более готовыми к ней. Как говорил Генри Форд: «Если вы решили, что у вас получится, то у вас получится. Если вы решили, что у вас не получится, то у вас не получится». [5].

 

Список литературы:
1. Аминова Г.А., Воинова К.А. Семинар в Яропольце // Культуры педагогического общения: Тезисы выступлений участников семинара. – М.-1992-с.3-5
2. Арлашкина О.В., Наумова Е.В. Социальная адаптация студентов первокурсников в университете (по материалам исследования) // Теория и практика общественного развития. - М.- 2017 г. 
3. Батурина О.С. Роль «Психологической гостиной» в развитии межличностной толерантности студентов вузов, проживающих в общежитии // Прикладная психология; Екатеринбург, 2010.
4. Бовкун В. В. О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в общежитии // Воспитательная работа с учащимися в современных условиях: концепция, проблемы, организация: Тез. докл. науч. - практ. Конф. - М. - 1997.
5. Радугин А.Л., Радугин К.А., Социология. - Москва: Владос, 1995.