Статья:

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(299)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Пилипчук А.Д. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 32(299). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/299/153525 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Пилипчук Альбина Даниловна
студент, Югорский Государственный Университет, РФ, г. Ханты-Мансийск

 

Большую роль в формировании личности студентов играют его мировоззрение, ценностные ориентации, а также представления о целях или намерениях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Это  сложная структурированная картина, включающая как собственно Я, так и отношения с другими людьми, а также позитивные и негативные убеждения, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я.

Формирование правильной позитивной системы убеждений создает и поддерживает уверенность в себе, интерес, радость, связанную с активной деятельностью, а в итоге порождает и воспитывает навыки и способности, которые делают нас успешными.  Человек, стремящийся к успеху , обладает сильной мотивацией достижения.

Говоря о её развитии, многие исследователи имеют в виду, прежде всего, формирование активной жизненной стратегии, выработку модели поведения, ориентированной на достижение успеха и целей деятельности.

Мотивация достижения студента - это стремление к успеху, высоким результатам в деятельности. Она организует целостное поведение, повышает учебную активность, влияет на формирование цели и выбор путей ее достижения [1]. Особую роль при этом играют убеждения студента. Они представляют собой некий симбиоз внешнего влияния и личной внутренней  его работы.

Согласно им он выстраивает свои отношения с окружающим миром, совершает поступки, делает оценки и формирует суждения. Постоянные и твердые убеждения становятся жизненными принципами студента.   Наши убеждения в значительной степени зависят от результатов, которые мы получали в прошлом, от наших реальных достижений. Если мы неоднократно и последовательно добивались успеха, это существенно поддерживает нашу уверенность в себе. Но если наши результаты были самыми разнообразными – победы и поражения чередовались, как это и происходит в жизни большинства людей, то мы интерпретируем свое поведение любым желаемым способом. В этом процессе нет ничего логичного и рационального. Пессимистически настроенный человек может анализировать даже успешную ситуацию и оценить негативно свое поведение в ней. Напротив, человек с положительной установкой при меньших достижениях находит для себя массу оправданий и уверен, что в следующий раз ему непременно повезет.

Мотивация достижения успеха оказывает положительное влияние на  успеваемость студентов , а, следовательно, на их активность и личностное саморазвитие. Следовательно, мотивация достижения успеха является важным аспектом их формирования  и результатом убеждений.

Так студенты с высокой мотивацией достижения успеха заметно более других уверены в том, что они умеют ставить перед собой цели и достигать желаемого и что они  добьются успеха в жизни. Они более оптимистичны и высокого мнения о своем здоровье, внешнем виде и об умении нравиться.

Самые низкие показатели по этим характеристикам у студентов с низкой мотивацией достижения успеха и с мотивацией избегания неудач , что говорит о том, что их убеждения носят ограничивающий характер. 

Специалисты НЛП (нейролингвистического программирования) выделяют три наиболее распространенных вида ограничивающих убеждений:

1. Безнадежность – убежденность в том, что желанная цель недостижима, вне зависимости от ваших возможностей.

2. Беспомощность – убежденность в том, что цель достижима, но вы не способны ее достичь.

3. Никчемность – убежденность в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения [2, с. 117].

Ограничивающие убеждения выполняют функции “мыслей-вирусов”, обладающих той же разрушительной способностью, что и компьютерные или биологические вирусы. Они могут превратиться в “самоисполняющееся пророчество” и свести на нет любые попытки  самосовершенствования. Мысли-вирусы содержат невысказанные предположения и допущения, затрудняющие их идентификацию и борьбу с ними. Они нередко создают неразрешимую “тупиковую” ситуацию при попытках что-либо изменить. 

Причиной ограничивающих убеждений является неуверенность в себе, различного рода комплексы неполноценности и чувство беспомощности. Факторы возникновения беспомощности: 1) Влияние предыдущего опыта неудач и невозможности контролировать ситуацию (т . е . невозможности влиять на ситуацию). 2) Установка на зависимость успеха от случая или от собственных усилий. При изучении установки на зависимость успеха от случая или от собственных усилий было установлено, что когда исследуемым навязывалась установка, что все зависит от случая, их активность и эффективность деятельности были более низкими, чем в том случае, когда им внушали, что все зависит от их способностей.

Большое значение в формировании убеждений и мотивации деятельности студентов имеет отношение  преподавателя к их успехам и неудачам. Известно, что часто повторяющиеся негативные оценки не только отбивают охоту студента к интенсивным занятиям, но и окончательно подрывают веру в себя и в свои возможности. Как следствие такого отношения — снижение успеваемости, которое приводит к дальнейшему снижению самооценки.

Вследствие этого довольно быстро развивается беспомощность.

Особый вред наносит сравнение низких успехов субъекта с более высокими результатами других людей, отношение к студенту , как к отстающему.

Даже если преподаватель и не декларирует такое отношение, то оно может проявляться в самом стиле общения, в каких-либо невербальных проявлениях (в мимике, жестах, интонации и др.).

Для студента слишком много значит мнение окружающих людей о нем. Так, негативное или неодобрительное отношение приводит к потере веры в себя. Когда причина неудач связывается им с независящими от него обстоятельствами, отказ от активности должен касаться преимущественно этой конкретной ситуации и не обязательно распространяться на все другое. Более того, он сопровождается смещением интересов в другие сферы деятельности, где успех возможен. При этом студент считает, что только его способности и отношение  являются причиной успехов. Наиболее тяжелые последствия связаны с приписыванием причин неудач своим личностным качествам, которые воспринимаются как стабильные. Такие установки приводят к отказу от активности при первых же неудачах, снижая уровень мотивации. Создается впечатление, что человек сам себя программирует на неудачу , ожидая поражения. Такой внутренний фактор, как, например, отсутствие интереса, к учебному предмету, определяет локальную, но постоянную беспомощность в деятельности. Еще одной из возможных внутренних причин  неудач является недостаток прилежания. Поэтому студент должен настраивать себя на то, что при условии достаточных усилий с его стороны он способен достичь успеха. Люди, как правило, не склонны придавать усилиям важного значения в достижении успеха. Переоценивая роль способностей, они, как правило, не воспринимают усилие как существенный фактор, который обеспечивает успех. Поэтому преподаватель должен постоянно указывать студентам на необходимость прилагать значительные усилия для достижения желаемого. Подобным приемом пользуются, чтобы преодолеть ощущение беспомощности: обращение к такому нестабильному внутреннему фактору, как собственное усилие, оставляет надежду на исправление положения за счет силы воли.

Б. Вайнер [3], изучая эту проблему, предположил, что ожидания будущих результатов определяются тем, что индивид думает о причинах успехов и неудач . Приписывание неудачи недостаточным усилиям будет способствовать усилению мотивации достижения, а приписывание неудачи недостатку способностей будет в значительной степени уменьшать мотивацию. В экспериментальных исследованиях Вайнера и Куклы [4] было выявлено, что учащиеся с высокой мотивацией достижения связывают успех с наличием способностей и усилий, а неудачу воспринимают как результат недостаточных стараний. Индивиды с низкой мотивацией достижения считают, что причиной их успеха является легкость задачи или везение, а причиной неудачи — отсутствие или недостаток способностей.  У  студентов с высоким уровнем мотивации достижения успеха выше развито умение говорить и слушать. Показатели, характеризующие усилия студентов (такие как самообладание, чувство долга, воля, дисциплинированность, ответственность) также у них выше. Что же касается их антиподов (таких как безалаберность, небрежность, опрометчивость, паникерство разболтанность), то у большинства  студентов с высокой и средней мотивацией они присутствуют частично или вовсе отсутствуют , а у студентов с низким уровнем  мотивации они заметно проявляются. Неудачу в деятельности студент может считать следствием негативного и несправедливого отношения к себе преподавателей или руководства . Такое отношение будет снижать мотивацию к деятельности, но в меньшей степени, чем внутренние стабильные причинные схемы (отсутствие способностей, отсутствие интереса и др.). При таких условиях человек стремится избегать контакта с такими людьми и структурами, которые препятствуют, несправедливо относятся к нему. Но иногда объяснение неудач влиянием внешних факторов может иметь защитный характер. В таких случаях апелляция на несправедливое, негативное отношение к себе приводит к самооправданию собственных неудач . В этих аргументах заключено не только стремление снять с себя ответственность, но и попытка защититься от установок, которые способны превратить беспомощность в стабильное состояние. Это содействует сохранению веры в свои возможности, помогает поддерживать самооценку и самоуважение. Но поощрять такой способ психологической защиты не следует, поскольку апелляция к внешним факторам неудачи не содействует самоанализу и работе над собой.  Педагогическая практика подтверждает, что профессионально значимые качества можно и нужно развивать. Педагогический коллектив способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности, которые являются ведущим фактором профессионального становления студенчества. 

Первый курс – (1-ый этап – Смысловой) Адаптация к образовательному пространству, У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. 

Второй курс – (2-ой этап – Ценностный.) Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.

Третий курс –3-й этап. Практический (специальный)  Непосредственное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.

Четвертый курс – Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

У определенной категории людей неудача может снижать самооценку, формировать комплекс неполноценности и беспомощность. Защитные реакции (вытеснение, рационализация и т.п.) - также недостаточно эффективная форма реакции на неудачу . Вместо того, чтобы осознать причины поражения и свои слабости, студент начинает защищать собственное «Я». Психологическая защита в виде вытеснения как реакция на неудачу предохраняет, конечно, психику от лишних перегрузок и волнения, поддерживает самооценку на надлежащем уровне, но не является конструктивным разрешением проблемы.

Защитные механизмы могут даже у некоторых людей поддерживать мотивацию на надлежащем уровне, однако их роль часто негативная. Когда актуализируется рационализация, студент, отвечая на вопросы, почему он не выполнил задание, как правило, называет социально-желательные для поддержки своего «Я» факторы. Значительно легче для психики некоторых людей оправдаться, ссылаясь на внешние обстоятельства, на преграды со стороны других людей, на отсутствие определенных средств. Тяжелее признать собственные недостатки и начать работать над ними. Если студент не склонен защищаться и рационализировать, не извращает настоящие причины неудачи, то он признает свои слабости, недостатки и задумывается над тем, как их преодолеть. Хотя механизмы психологической защиты поддерживают самооценку и образ-Я на надлежащем уровне и защищают психику от перегрузок, однако они не дают возможности осознать настоящие причины поражения и не содействуют развитию личности.

Выводы. Людям свойственно думать, что процесс изменения убеждений – дело сложное и трудоемкое, сопровождающееся конфликтами и борьбой. Тем не менее, каждый из нас на протяжении всей жизни самым естественным образом создает и отметает за ненадобностью сотни, если не тысячи убеждений. Вероятно, трудность заключается в том, что при попытке сознательно изменить свои убеждения, мы их подавляем, не одобряем, критикуем, нарушая при этом естественный цикл изменения убеждений.  Создание сильного позитивного внутреннего имиджа применительно к конкретной сфере деятельности, а затем тренировка и постоянное развитие данного образа мыслей обеспечат достижение успеха в ней. Эта идея крайне важна для учебного процесса любого уровня, а тем более для среднего профессонального образования, для процесса саморазвития и самосовершенствования студентов.

 

Список литературы:
1. Грень Л.Н. Мотивация достижения успеха – важное условие формирования профессионального самосознания студентов // Теорія і практика управління соціальними системами // Щоквартальний науково -практичний журнал. -  Харків: НТУ «ХПІ».-  2008, № 1.- С.43-51. 
2. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменений убеждений с помощью НЛП. СПб., 2001. -326 с. 
3. Weiner B. An attributional theory of motivation and emotion. N.Y., 1986.  
4. Weiner В., Kukla A. An attributional analysis of achievement motivation / J. of Pei-son. and Soc. Psychol. 1970. Vol. 15.  
5. Романовский А.Г., Михайличенко В.Е. Философия достижения успеха. Харків: НТУ «ХПІ», 2003.- 690 с. 
6. Такман Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. - М., 2002.- 410 с. Поступила в редакцию 06.05.2008г.