Статья:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Подгорный С.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120400 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Подгорный Сергей Викторович
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В России 92,9 тысяч детей в возрасте от 1 до 14 лет состоят на учёте в лечебно-профилактических организациях, при этом у 8,9 тысяч детского населения задержка психического развития и умственная отсталость была диагностирована впервые (данные Федеральной государственной статистики за 2018 год). Следовательно, необходимо усиление мер со стороны педагогического и психологического сообщества в области диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий с лицами, имеющими нарушения интеллектуального развития. В данной статье обоснованы содержание, этапы и направления педагогического обследования уровня развития мышления и речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью; выделены задачи по развитию мышления и речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью, решаемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, определены методические приёмы и направления коррекционной работы, содержание арт-терапевтических приемов, описана структура наблюдений, используемых в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

 

Ключевые слова: задержка психического развития, умственная отсталость, старший дошкольный возраст, патология, коррекция, речемыслительная деятельность.

 

Мышление как психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности. Люди в своей деятельности постоянно опираются на свой опыт и общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи [4; c.65

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира [3; c.63].

Важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности.

Ряд исследований Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия подчеркивают необходимость социального опыта в психическом развитии ребенка и подтверждают, что такой психический процесс, как мышление, имеет опосредованное строение [5; c.87].

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с задержкой психического развития различного генеза [2; c.53].

По определению С.Я. Рубинштейн, умственно отсталые дети – это дети, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Дети с умственной отсталостью составляют более 2% от общей популяции [6; c.64].

У детей с ЗПР наблюдается отставание в мыслительных процессах, соответственно у таких детей отмечается и неполноценность в речи. Так мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речью [1; c.63].

У дошкольников с ЗПР страдает связная речь, особенно это можно проследить в выполнении задания: «Составление рассказа по сюжетным картинкам». Дети не могут разложить картинки в правильном, хронологическом порядке, и соответственно не могут составить связный рассказ или используют простые не распространенные предложения. Так же в речи детей в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий и неточный [7; c.29].

На теснейшую взаимосвязь речевого и опознавательного развития указывают такие авторы, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, СЛ. Рубинштейн, А.Г. Лурия, А.К. Маркова, Ф.А. Сохин.

У умственно отсталых дошкольников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практических задач, таких, как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной данной.

Еще более сложной задачей для умственно отсталых учащихся является обобщение предметов или явлений, т. е. объединение их на основе выявленной общей черты, для всех них существенной.

При легкой степени УО: Ограничена способность к абстрактному мышлению. Относительная сохранность наглядно-образного мышления.

При умеренной степени УО: Отсутствует обобщение, непонимание скрытого смысла, механическое заучивание.

При тяжелой степени УО: Хаотично. Бессистемно. Отсутствие смысловых связей.

При глубокой степени УО: Отсутствие элементарных процессов мышления.

Выявление особенностей и определение уровней сформированности речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и умственной отсталостью являлось целью эксперимента.

Обследование проводилось на базе детского сада «ЮМИ». В нем принимали участие 10 детей с ЗПР и 10 детей с УО, из них 16 мальчиков и 4 девочки. Возраст детей на момент эксперимента – 6-7 лет.

Исследование включало в себя 2 этапа:

- логопедическое обследование, включающее констатирующий эксперимент;

-анализ полученных данных.

Методы исследования: беседа и экспериментальное обследование.

Цель констатирующего эксперимента: выявление особенностей речи старших дошкольников с ЗПР и УО.

В начале обследования для установления контакта проводилась ознакомительная беседа с детьми:

- «Как твое имя?»

- «Где ты живешь? Кто с тобой живет?»

- «Есть ли у тебя животные?»

- «Кем ты хочешь стать, когда станешь взрослым?»

- «Ты любишь играть? В какие игры ты больше всего любишь играть?»

Далее проводилась работа по методикам на выявление особенностей речи у старших дошкольников с ЗПР и УО.

В ходе эксперимента использовались данные диагностические методики: методика «Четвертый лишний»; методика «Картинки-нелепицы»; методика «Последовательные картинки»; методика «Классификация».

Результаты методики «Четвертый лишний». Преобладающий уровень результатов у детей с ЗПР – средний (50%), далее – ниже среднего (40%), и у одного ученика наблюдается низкий уровень (10%). Для детей требовалось неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Они с трудом понимали названия некоторых предметов и сложнее всего подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов. После проведения диагностической методики детей с ЗПР была произведена диагностика методики детей с УО. Преобладающий уровень результатов у детей с УО – низкий (80%), у двоих учеников обнаруживается уровень – ниже среднего (20%). Дети с УО имели большие затруднения с определением предметов, а также не смогли найти обобщающего слова.

По результатам методики «Картинки-нелепицы» можно сделать вывод, что преобладающий уровень результатов у детей с ЗПР – средний (50%), далее – ниже среднего (30%), и у одного ученика наблюдается низкий уровень (20%). Дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успели до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. У детей с УО преобладающие уровни результатов методики – низкий (50%) и ниже среднего (50%). Несколько детей заметили имеющиеся нелепицы, но до конца не смогли их объяснить. Большинство детей не заметили имеющиеся нелепицы. Умственно отсталые дошкольники владеют очень скудным набором слов, который, в основном, ограничен бытовыми словами, часто используемыми детьми дома, в общении с близкими.

По результатам методики «Последовательные картинки» у детей с ЗПР преобладающий уровень результатов методики – низкий (40%), далее – средний (30%), ниже среднего – (20%), и у одного ученика был выявлен высокий уровень – (10%). В основном, все дети при раскладывании серии действовали импульсивно. Допускали ошибки, при исправлении ошибок, нуждались в помощи, (чаще всего в виде прямых указаний на ошибку и демонстрации правильного расположения), рассказ частично соответствовал изображенной ситуации, были не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имелись искажения смысла, рассказ представлял собой перечисление предметов, изображенных на картинках, помощь в виде вопросов использовалась, но дети отвечали односложно, словарный запас был ограничен, отмечался аграмматизм. Лишь один учение рассматривал картинки внимательно, с интересом, серию раскладывал самостоятельно, без ошибок, рассказ составлен самостоятельно, соответствовал изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья, соблюдена последовательность, определены временные и причинно-следственные связи между событиями. У детей с УО уровень результатов методики – низкий (70%), ниже среднего – (30%). Дети характеризуются ограниченным набором синтаксических конструкций, им сложно составить план собственного рассказа. Такие дети в рассказе часто делали паузы, отвлекались, пропускали важные детали, меняли отдельные смысловые звенья. В целом, у дошкольников с легкой степень умственной отсталостью страдает смысловая и логическая память, очень снижена вербальная, отмечается низкий уровень продуктивности запоминания. Дети быстро забывают сложные инструкции, путают последовательность выполнения заданий.

По результатам методики «Классификация» у детей с ЗПР, можно сделать вывод, что преобладающий уровень результатов данной диагностической методики – низкий (50%), далее – ниже среднего (40%) и средний – (10%). В основном, дети испытывали трудности в объединении предметов в группы. Уровень результатов методики у детей с УО – низкий (80%), далее – ниже среднего (20%). Большинство детей не смогли объединить предметы в группы. Отмечалась вялость и апатия при выполнении задания.

В процессе проведения констатирующего эксперимента и качественного анализа проведенного исследования были определены итоговые показатели развития мыслительной деятельности детей, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Итоговые показатели речемыслительной деятельности у детей с ЗПР

Ребенок

Количество баллов

Уровень

Миша Б.

6

Низкий

Маша Г.

14

Средний

Артем Р.

3

Низкий

Даниил П.

8

Ниже среднего

Варя М.

15

Средний

Богдан Б.

18

Средний

Радомир Е.

8

Ниже среднего

Даниил К.

15

Средний

Кирилл С.

12

Средний

Даниил Л.

9

Ниже среднего

 

После подведения итогов речемыслительной деятельности у детей с ЗПР был подведен итог развития речи и мышления у детей с УО, представленный в таблице 2.

Таблица 2

Итоговые показатели речемыслительной деятельности у детей с УО

Ребенок

Количество баллов

Уровень

Артем К.

5

Низкий

Алина Н.

6

Низкий

Николай К.

5

Низкий

Михаил Р.

2

Низкий

Катя С.

4

Низкий

Олег Б.

9

Ниже среднего

Игорь В.

9

Ниже среднего

Павел М.

8

Ниже среднего

Кирилл П.

3

Низкий

Дима Ц.

6

Низкий

 

Для сравнения результатов речемыслительной деятельности у детей с ЗПР и УО представлен рисунок 1.

 

Рисунок 1. Процентное соотношение результатов сравнения уровня речемыслительной деятельности у детей с ЗПР и УО

 

Таким образом, исследование показало, что общий уровень речи и мышления у умственно отсталых дошкольников существенно уступает уровню сформированности связной речи их сверстников с ЗПР.

В методике «Четвертый лишний» был выявлен уровень развития понятийного мышления, умения оперироваться образами предметов и способность отнести их к определенному классу понятий. Для большинства детей требовалось неоднократно повторение для поддержания внимания. Но также большинство хорошо владели родовыми понятиями и успешно относили предметы к определенному классу понятий. Наиболее преобладающий показатель – средний уровень (50%).

В методике «Картинки-нелепицы» было выявлено понимание ребенком простых связей, отношений между животным и природой и умении рассуждать логически. Наглядно-образное мышление находится у половины детей на среднем уровне. Многие заметили нелепицы, но не все смогли их объяснить в связи с нехваткой времени. Наиболее преобладающий уровень – средний (50%).

В методике «Последовательные картинки» было выявлено умения структурированно и последовательно излагать мысли, составляя рассказ из серии картинок, объединенных одним сюжетом. С данном диагностикой уровень оказался гораздо ниже, чем предыдущие. Многие допускали ошибки, и им требовалась помощь в виде уточняющих вопросов. Рассказ в основном соответствовал изображенной ситуации, но отдельные звенья были пропущены, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями. Дети были импульсивны во время выполнения задания. У некоторых имелось искажение смысла. Но у одного учения серия была самостоятельно расположена, было соответствие изображенной ситуации, лексический запас был хороший. Преобладающий показатель – низкий (40%).

В методике «Классификация» была выявлена способность к обобщению и абстрагированию. При данной диагностической методике ситуации была хуже, чем в предыдущих трех. Дети испытывали трудности при укреплении и объединении групп, нуждались в организационной помощи. Преобладающий показатель – низкий (50%).

Олег Б. и Игорь В. показали лучшие результаты среди своих сверстников, но также можно сделать вывод, что они ориентируются только на жизненные потребности, которые содержат в себе личностный смысл. У Олега наблюдается недостаток связной речи и неспособность строить грамматически правильные и разнообразные упражнения.

Михаил Р. И Кирилл П. нуждаются в осмотре и лечении логопеда. У них обнаруживаются совсем низкие показатели по пройденным методикам. По всем заданиям они набрали по два балла, и выполняли их с помощью логопеда. Они не способны самостоятельно строить грамматически правильные и разнообразные предложения, очень часто для построения предложений они использовали однообразные, стереотипные связующие элементы.

Обследование детей с ЗПР и УО показывает, что дети имеют средний и низкий уровень сформированности речи и нуждаются в коррекционно-логопедической помощи по развитию речи, в том числе и способности к абстрагированию и обобщению.

 

Список литературы:
1. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.
2. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т. А. Власова, К. С. Лебединская. // Дефектология. – 1975. – №6. – С. 6-17.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь. – Мн.: Хэлтон, 1998.
4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – 4-е изд.- М.: Изд. МГУ, 1981.
5. Психология. Под общ. Ред. А. А. Зарудной. Минск, 1970
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.
7. Щучкина, А. В. Использование серии сюжетных картин в развитии связной речи дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – http://www.scienceforum.ru/2013/10/2339