ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Перед началом исследовательской деятельности нужно дать определения основным понятиям, которые будут использованы для решения исследовательских задач. Ключевыми понятиями в работе являются: мораль, нравственность, нравственное воспитание.
Во все время образования и становления современного общества точка зрения к определению ценностей менялся, и понятие морали потерпело множество изменений. Поэтому целью этого параграфа является изучение появления понятий о нравственности и их сравнение в трактовке разных авторов.
Со временем эти понятия начали заполнятся различным содержанием. Это привело к тому, что мораль начинают считать предметом изучения этики как науки (А.А. Гусейнов [14], Р. Г. Апресян [14], И.С. Кон [15], Ф.Т. Хаматнуров [16]).
Мораль имеет огромную историческую роль, ведь именно она являлась одним из способов регулирования обществом. На этом основании Н.В. Архангельский справедливо выделил три функции морали: гносеологическую (отражательную), регулятивную и гуманистическую (воспитательную) [3, 49].
Е.С. Якуба, согласившись с регулятивной функцией морали, также выделил функцию социальной ориентации. В сети Интернет еще можно встретить такие функции как гносеологическая, воспитательная, революционно-критическая, апологетическая (С.Ф. Анисимов [18], В.П. Кобляков [19]). Так или иначе, основной функцией, учитывая изученную литературу, является функция социального регулирования [17, 22].
В словаре по философии в сокращенном варианте понятие нравственности тождественно понятию морали. Мораль определяется как «нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
Ф. Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой» [20, 382].
Со временем содержание понятия нравственности изменилось, и сейчас принято считать, что нравственность – это внутренние регуляторы поведения человека, а мораль – внешние.
В словаре С.И. Ожегова нравственность определяется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [21, 711].
Л.А. Григорович за нравственность считал личностную характеристику, включающую в себя доброту, дисциплинированность, умение взаимодействовать в коллективе и другие качества и свойства человека [22, 66].
В общественных отношениях существуют высшие ценности, которые принимаются каждой личностью и несут характер абсолютности и всеобщности. Такие ценности еще можно назвать идеалами.
Одной из целей образовательного учреждения является развитие у детей этих общепринятых идеалов общества. Каждая личность следует определенным ценностным ориентирам, которые являются регулятором его поведения.
К ценностным ориентирам можно отнести такие личностные составляющие как мировоззрение, нравственные убеждения, нравственные принципы поведения, которые присутствуют во всех сферах жизни человека. Поэтому можно сказать, что любые действия несут определенное нравственное значение.
За нравственные нормы можно считать правила, требования, определяющие поступки человека в той или иной ситуации. Нравственная норма является определенным ориентиром, способным побуждать к поступкам и действиям, или наоборот запрещать и предостерегать от них.
Сам процесс воспитания подразумевает собой двусторонний процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых.