Анализ рентабельности и факторов ее изменения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(3)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(3)
Анализ рентабельности и факторов ее изменения
Рентабельность – это показатель, который отражает эффективность предприятия и отражает доходность использования капитала предприятия. Оценка рентабельности дает возможность выявить слабые и сильные стороны бизнеса на этапе создания организации.
Прибылью называется разница между общими доходами и издержками производства организации. Она является ключевой формой доходов и источником расширенного воспроизводства.
Рентабельность выполняет четыре функции:
1) Учетная функция представляет собой фиксирование конечных результатов предприятия;
2) Оценочная функция позволяет сравнивать фактические значения прибыли с издержками ценой и доходами;
3) Стимулирующая функция, позволяет предприятию успешно противостоять негативным изменениям в экономической сфере;
4) Функция вознаграждения, предоставляет возможность получить бонусы, которые связанны с увеличением стоимости вложенного капитала.
Целью любого предприятия в рамках рыночной экономики является получение рентабельности, способной обеспечить ее дальнейшее развитие.
Рентабельность состоит из двух элементов с точки зрения бухгалтерского учета. Первым элементом является доход от обычной хозяйственной деятельности предприятия. При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает воздействие соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов.
Под вторым элементом понимается потенциальная рентабельность. Разновидностью потенциального дохода является чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации.
Чтобы оценить результаты финансово-хозяйственной организации и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его элементы.
Существует несколько показателей, характеризующие рентабельность предприятия:
1. Показатели, основывающийся на затратном пути. К ним относятся рентабельность продукции, рентабельность от операционной деятельности, и рентабельность от обычной деятельности.
Рентабельность продукции:
Rп =
Рентабельность операционной деятельности :
Rоп =
Показывает, сколько прибыли организация имеет с каждого рубля затраченного на производство, а также реализацию продукции.
Рентабельность от обычной деятельности:
Rобд =
Показывает уровень прибыли после выплаты налога.
2. Показатели, определяющие прибыльность продаж. К данной группе относятся валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж;
Валовая рентабельность:
Rвп=
Валовая рентабельность показывает, сколько валовой прибыли требуется на единицу выручки.
Чистая рентабельность:
Rчп=
Показывает сколько чистой прибыли требуется на единицу выручки.
3. Показатели, в основе которых лежит ресурс – это рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и другие.
Рентабельность совокупных активов:
Рса =
Для предприятия активы отражают итог баланса на конец отчетного периода, включая стоимость имущества предприятия. Рентабельность совокупных активов показывает степень эффективности использования инвестированного в имущество основного и оборотного капитала организации.
Рентабельность основного капитала:
Роск =
Рентабельность основного капитала оказывает эффективность использования основных средств.
Рентабельность оборотного капитала:
Робк =
Рентабельность оборотного капитала показывает эффективность использования оборотных средств.
Рентабельность собственного капитала:
Рсобк =
Рентабельность собственного капитала оказывает ежегодную отдачу средств, вложившие в предприятие и является самым значимым показателем в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На базе данного показателя владелец активов имеет право выбрать место их вложения. Исходя из этого при расчете принимается во внимание конечная чистая прибыль, которая будет распределена между владельцами предприятия.
Также следует отметить, что изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала, например, может быть ростом или падением котировок акций предприятия на бирже, но следует учитывать, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене и поэтому высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала [2].
Вышеперечисленные показатели изучаются в динамике и по склонности их изменения судят о результативности ведения хозяйственной деятельности предприятием.
Для повышения эффективности работы предприятия особое значение имеет выявление резервов увеличения производства и реализации, снижения себестоимости продукции, увеличение прибыли и повышение рентабельности.
На объем рентабельности влияют несколько факторов, которые делятся на внутренние и внешние.
Воздействия на деятельность предприятия рынка, природные условия, государственное управление цен относятся к внешним факторам. Данные факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказать значимое воздействие на величину прибыли и рентабельности.
Факторы, связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять, а также регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач называют внутренними.
Внутренние факторы распределяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы связанны с основной деятельностью предприятия и к ним относят наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Внепроизводственные факторы непосредственно не связаны с ними и включают в себя природоохранные мероприятия, штрафы и санкции за несвоевременность выполнения каких-либо определенных обязательств. Влияние производственных факторов на конечный результат деятельности предприятия делятся на экстенсивные и интенсивные. Интенсивные факторы воздействуют на формирование, и увеличение прибыли, повышение рентабельности через качественные изменения, т. е. повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышения квалификации и производительности труда персонала и более эффективное использование финансовых ресурсов. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения, т.е. объема средств и времени работы средств труда, например, строительство новых цехов и помещений [1].
Увеличение суммы прибыли от реализации продукции, и понижение ее себестоимости являются основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции. От роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры предприятия, увеличение качества продукции, поиск более прибыльных рынков сбыта, оптимизация сроков продаж зависит увеличение суммы прибыли.
Таким образом, мы рассмотрели не только определение рентабельности, функции, ее элементы и показатели, но и факторы, которые влияют на величину рентабельности.