Особенности формирования производственного потенциала предприятия
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(30)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(30)
Особенности формирования производственного потенциала предприятия
Процессы производства на предприятиях, являясь по сути одним из процессов деятельности человека, оцениваются не только масштабами и полученными эффектами, но и результативностью, то есть эффективностью реализации производственного потенциала. Большинство отечественных предприятий в условиях современного производства и протекания своей деятельности осознают, что эффективность – это главный фактор выживания на рынке в условиях высокой конкуренции. Важно при этом анализировать возможности развития и предвидеть будущее положение предприятия на рынке, с учетом факторов внешней среды, а также предупредить потенциально возможные сбои и срывы в деятельности производственного предприятия.
По мнению И.В. Грошева и Е.М.Улановой, потенциал предприятия – это "интегральная характеристика, включающая в себя способности предприятия в сфере использования финансовых и трудовых ресурсов. Финансовый потенциал характеризует возможность и способность предприятия в долгосрочной перспективе иметь достаточный уровень финансовых ресурсов. Трудовой потенциал трактуется как предельная величина участия всех сотрудников фирмы в ее деятельности с учетом психофизических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта" [3].
Потенциал характеризуется как базовый элемент предприятия, который объединяет в себе цели, движущие силы и источники его развития. Содержание потенциала предприятия составляют следующие его характеристики:
– потенциал представляет собой динамическую характеристику и выявляется только в процессе его использования;
– использование потенциала обязательно сопровождается его изменением (увеличением или уменьшением);
– процессы использования и изменения потенциала являются параллельными.
Таким образом, потенциал – это совокупность возможностей в какой-либо области для достижения определенных целей.
Цель промышленного или производственного предприятия - это "конкретное состояние или результат, которого стремится достичь предприятие, исходя из своего производственного потенциала" [1].
Планы предприятия (развития, производства, продаж и другие) являются ориентирами для его деятельности. Производственная программа - "один из планов, отражающий, в каком направлении будет развиваться предприятие, каковы его задачи, профиль специализации производства, взаимоотношения с другими компаниями" [6].
Программа развития организации производства – это "долгосрочная программа конкретных действий по созданию и реализации продукции предприятия, в условиях быстро меняющейся внешней и внутренней среды" [2].
Программа развития производства неразрывно связана со стратегией развития предприятия, с его стратегическими целями.
Разработка производственной программы заключается в трех основных этапах.
На первом этапе определяется максимально возможный выпуск продукции на основе уже имеющихся производственных мощностей. Здесь берется во внимание возможность устранения «узких мест», а также совершенствования организации производства. Начинать разработку мероприятий по увеличению производственной мощности предприятия, определяющие содержание второго этапа, нужно в том случае, когда в итоге расшивки «узких мест» не получилось достичь объема производства, в результате составленного портфеля заказов.
Второй этап заключается в исследовании возможности увеличения производственной мощности предприятия, используя собственные финансовые источники, и определении возможного дополнительного объема производства продукции. В случае, когда весь объем производства оказывается недостаточным для обеспечения портфеля заказов, то переходят к третьему этапу [4].
На третьем этапе разрабатывают план технического перевооружения и реконструкции организации. Реализация этого этапа необходима не только в случае недостаточного объема производства, но также в случае низкого уровня технического развития производства, не обеспечивающего выпуск продукции, которая отвечает современным требованиям качества, материалоемкости, себестоимости и т.д.
Экономическая оценка проекта производственного плана рассчитывается после того, как достигнут баланс между производственной мощностью (потенциалом) и проектом программы.
В процессе расчета производственной программы, нужно проверять, чтоб объем производства по плану находился в пределах рамок безубыточности. В связи с этим рассчитывается совокупность постоянных и переменных издержек, сумма дохода от реализации товара и прибыли для разных объемов производства, далее по ним находятся критические объемы, с которыми сравнивается объем производства по плану.
Для экономического обоснования производственного потенциала используют наиболее распространенный метод анализа критической точки.
Данный анализ необходим для обоснования мощности с помощью выбора и идентификации объема выпуска с минимальными затратами. Цель анализа - это определение точки (в стоимостном или натуральном выражении), где доходы равняются затратам. Для анализа критической точки необходима оценка постоянных затрат и дохода. Постоянными затратами являются затраты, существующие даже в случае когда ничего не производится. Переменными затратами являются затраты, варьирующиеся с изменением объемов производства. Главной компонентой в переменных затратах являются затраты труда или материалов.
После того как произведен всесторонний анализ проекта производственной программы, его утверждают и доводят до структурных подразделений организации. В свою очередь структурным подразделениям, основываясь на производственную программу предприятия, необходимо разработать планы производства цехов, корпусов, участков и других подразделений, далее после чего начинают оценивать свою готовность к реализации производственной программы. Для этой цели по каждому рабочему месту начинают проводить расчет загрузки оборудования.
Оформление утвержденного варианта производственной программы выполняется по форме таблиц. Предмет планирования реализации производственной программы заключается в методе изготовления и типе производства. Основной задачей данного этапа заключается в том, чтобы задание производственной программы организации довести до всех структурных подразделений (цехов, участков, рабочих мест) и организовывать их выполнение. Эта задача решается с являющейся неотъемлемой частью тактического планирования организации [5].