Статья:

Несостоятельность институциональной среды как основная причина отставания в развитии экономики РА

Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Саргсян К.А. Несостоятельность институциональной среды как основная причина отставания в развитии экономики РА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(13).pdf (дата обращения: 09.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Несостоятельность институциональной среды как основная причина отставания в развитии экономики РА

Саргсян Кристина Арнольдовна
магистрант, Российско-Армянский (Славянский) университет, Армения, г. Ереван

 

После распада Советского Союза, в период войны с Азербайджаном за Нагорный Карабах и торговой блокады, навязанной Турцией, экономика Армении рухнула, что привело к гиперинфляции и дефициту бюджета, который достиг  55 процентов ВВП в 1993 году. Правительство запустило экономическую программу, спонсируемую МВФ, после чего экономика начала восстанавливаться, наблюдались положительные темпы роста. Однако данный  рост, поддерживаемый неолиберальной политикой, не трансформировался в устойчивое развитие. Более того, переходный период привел к возрождению элиты, которая постепенно начала монополизацию власти и ресурсов. В результате страна столкнулась с социально-экономическими проблемами, такими как безработица, бедность, эмиграция, которые только увеличивали разрыв между социальными классами, затрудняли доступ к ресурсам для бедного слоя населения. Несмотря на сильный экономический рост, он не создавал условий для устойчивого развития. Это можно объяснить тем, что власть, а также государственный аппарат были консолидированы в руках узкого круга лиц. Такой подход способствовал появлению небольшой группы коррумпированных чиновников, которые могли руководить назначением судей, высших командиров полиции, прокуроров, в том числе и главы «антикоррупционного агентства» страны. Руководство страны выбрало путь так называемых экстрактивных экономических и политических институтов. Еще экономист Джеффри Сакс в своей книге «Эпоха устойчивого развития» писал, что устойчивое развитие страны нацелено на создание мира без нищеты, защиту окружающей среды, сплоченность и экономический прогресс. Для достижения всего этого необходимо благое управление. Сакс считал, что правительства, которые распределяют свои доходы на очень маленькую группу, порождают неравенство в доходах, тем самым увеличивая разрыв между различными социальными классами. Для того, чтобы рос средний класс, необходимо, чтобы доходы использовались для обеспечения здравоохранения, равного доступа к образованию.

Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон в своей книге «Почему нации терпят неудачу» обсуждают факторы, ведущие к краху нации. Как и Сакс, они считают, что роль правительства является определяющей силой в удовлетворении социальных и экономических потребностей людей. Авторы вводят понятие «институтов», которые разделяют на экстрактивные и инклюзивные. Под экстрактивными они понимают такие институты, которые направлены на то, чтобы «выжать максимальный доход из эксплуатации одной части общества и направить его на обогащение другой части». Именно поэтому некоторые страны не добились успеха. Таким образом, экстрактивные экономические институты обогащают элиту, концентрируя все ресурсы в своих руках и консолидируя свою власть часто за счет бедного класса. Они предназначены для извлечения доходов и богатства из одного класса общества в пользу другого.

Под инклюзивными они понимают такие институты, которые не только разрешают, но и стимулируют большую часть населения проявлять экономическую активность, что позволяет людям использовать свои навыки и таланты, выбирать желаемую профессию. При таких институтах люди сами могут выбирать, где им работать, что покупать. Инклюзивные институты, однозначно, предполагают защиту прав собственности, беспристрастную систему правосудия, а также они обеспечивают свободный вход на рынок новым компаниям, не устанавливая запретных барьеров при входе.

Так почему же правящие элиты выбирают, к тому же поддерживают экстрактивные политические и экономические системы, если они несут в себе угрозу всему государству. Все дело в том, что, одновременно способствуют обогащению все тех же элит, тем самым укрепляя их доминирующее положение.

Элиты, которые сосредоточили в своих руках политическую власть, выбирают такие экономические системы, которые не грозили бы их власти. Они будут всячески пытаться помешать любой серьезной реформе, которая будет угрожать их интересам.

И так, как же это связано с Арменией?

Ни раз приходилось убеждаться в том, что действующая в нашей стране монопольно-олигархическая модель с высоким уровнем централизации и криминала оказалась неустойчивой и исчерпала себя. Она не только мешает экономике нашей страны расти, но и уже долгие годы держит ее в состоянии стагнации. Стоит отметить, что данная модель никак не соответствует интересам общества. Все проблемы, присутствующие в экономике власти связывают с влиянием внешних шоков, предпочитая молчать о внутренних причинах. Однако не будь никаких негативных шоков извне, ситуация в стране не изменится, так как основные проблемы прочными корнями заложены в неправильном государственном регулировании экономики. Убедиться в этом можно, если рассмотреть основные макроэкономические показатели в сравнении с аналогичными показателями других постсоветских  стран. Можно увидеть, что Армения существенно отстает по показателям, характеризующим экономический рост. Деградирующее состояние страны  «больной раком» подтвердил финансовый-экономический кризис. Однако многие политические деятели во всем пытаются винить внешний мир, молча о внутренних коренных проблемах. Существует много факторов, которые только лишь доказывают, что наша страна отстает почти по всем макроэкономическим показателям, однако что приводит к такому состоянию? В чем же кроется основная причина?

Перед тем как перейти к рассмотрению институтов, хотелось бы сначала некоторые показатели, влияющие на экономический рост нашей страны. Начнем с рассмотрения самого важного макроэкономического показателя.

 

Рисунок 1.  ВВП (млн $) и экономический рост (%), 1990-2016 гг.

Источник: База данных Национальной статистической службы РА – www.armstat.am 

 

Как видно по графику, после распада СССР и провозглашения независимости экономика РА прошла через сильную трансформацию. Трансформацию экономики можно подразделить на 3 основных этапа:

1. Этап экономической и энергетической блокады (1990-2000 гг)

2. Реформы роста (2001-2008гг)

3. Посткризисный период (2009- )

На первом этапе, вплоть до 2000 г. в Армении были замедленные темпы экономического роста, в период с 1994-2000гг. средний тем роста составлял 5.4%.

Второй этап можно назвать этапом бурного роста. В период с 2001-2008гг. средний темп составлял почти 12% годовых.

Третий этап-посткризисный период, который продолжается до сегодняшних дней. Средний экономический рост составляет 1.3%, что вовсе не радует.

Наконец третий этап – посткризисный, который продолжается по настоящее время. Средний экономический рост с учетом сильного падения темпов в 2009г. составляет 1,3%, что сложно назвать восстановительным ростом.

Таким образом, последние восемь лет указывают на хроническую рецессию в экономике, которая не позволила достичь объемов ВВП 2008г. Винят власти во всем внешние шоки: кризис, плохое состояние экономики РФ и т. д., однако в основе стагнации лежит именно несостоятельность институциональной среды в нашей стране. Права собственности в нашей стране не защищены, нет справедливой совершенной конкуренции, с каждым днем становится все сложнее заниматься предпринимательской деятельностью, а непосильные налоги вынуждают бизнес уходить в тень. Монопольно-олигархическая власть подавляет всякую возможность, которая в состоянии оздоровить экономику страны. И так, начнем с самого важного:

Инклюзивные институты:

  • Защита собственности;
  • Защита конкуренции;
  • Контрактное присуждение;
  • Защита прав наемных работников;
  • Защита гражданских прав и свобод

По сути своей, инклюзивные экономические институты отвечают за безопасность частной собственности, ответственны за создание равного игрового поля, где люди могут уверенно  заключать контракты, они создают условия для входа на рынок новых бизнесменов, позволяют людям самим выбирать себе карьеру и т. д. Рассмотрим теперь каждую составляющую по отдельности, а также рассмотрим, как они в действительности применяются в нашей стране.

Не защищены в нашей стране права собственности, в чем мы можем убедиться, вспомнив, как в 2004 году жителей Северного проспекта несправедливо выселили из своих домов по решению нашего правительства. Существует еще один наглядный пример, доказывающий, что смешно в нашей стране говорить о доверии к правительству. В стране изъяли площадь равную 345 кв. м. с целью превращения ее в территорию общественного интереса. Взамен жителям обещали выдачу квартир на месте их снесенных домов через 3 года, которые естественно они не получили. Как после всего этого человек может быть уверен в том, что имущество его защищено и в любой момент не будет изъято, а если такое и случится, то ему ущерб будет возмещен.

Говоря про защиту конкуренции следует отметить, мы тонем в олигархической, коррумпированной и лишенной равных рыночных условий, среде. Хорошим доказательством такой ситуации является быстрое развитие крупного бизнеса на фоне отмирания малого и среднего. Например, крупные супермаркеты развиваются «как на дрожжах», в то время, как маленькие магазины не выдерживают конкуренции и, не успев открыться, они закрываются.

Как мы видим, в среднем половина рынка монополизирована, лишь 40% товарного рынка представляются больше 6 участниками. Такая ситуация говорит об абсолютном отсутствии конкуренции. Если же рассмотреть отдельные товары, то можно заметить значительный уровень концентрации. Отсутствие справедливой и конкурентной среды в различных секторах экономики, включая рынков товаров первой необходимости, таких как сахар, пшеница, и импорт топлива, является одним из самых фундаментальных вызовов для армянской экономики.

Если обратиться к контрактному принуждению, Армения на период времени к 2016 году занимает 35 позицию в числе всех исследуемых стран. Процесс уре­гулиро­вания коммерческих споров через суды в Армении не совсем эффективен. Согласно данным Doing Busi­ness, обе­спечение исполнения контрактов занимает 570 дней, по цене 16,0% от стоимости иска и требует 49 процедур.

Армения сделала обеспечение исполнения контрактов проще с помощью нового закона, требующего, чтобы дела были назначены судьями случайным образом, и через полностью автоматизированную систему в судах по всей стране.

О защите прав наемных работников смешно даже говорить. На первый взгляд средняя заработная плата в нашей стране не такая уж и низкая, однако, все становится ясно, если понять, как она формируется. Суммируются громадные зарплаты некоторых должностных лиц и мизерные зарплаты оставшихся, которые даже не хватают для покрытия минимальной потребительской корзины. В результате получается довольно приличное среднее число. Однако, всем известно о неравномерном распределении доходов в нашем обществе, когда 10% населения владеют 90% богатства.

С 1998 года Freedom House оценивает Армению как “частично свободную”. Текущий рейтинг РА - 4.5 (1 - лучший возможный результат, 7 - худший). Согласно отчетам организации, худшая ситуация связана с политическими правами, сравнительно лучше дела обстоят с гражданскими правами. Организация обращает внимание на политическую зависимость СМИ от власти, на запрет вещания некоторых оппозиционных каналов, а также на судебные иски против оппозиционных газет. Армения-лидер среди стран СНГ по свободе прессы.

Что касается «индекса экономической свободы», Армения по входящим в данный индекс показателям набрал 67 баллов и, таким образом, заняла 54 позицию.  Опять же, если сравнивать данный показатель с соседями, то в регионе наблюдается следующая картина: Грузия на 23 строке, Азербайджан и Турция на 91 и 79, соответственно. 

Не смотря на такие результаты по Армении, стоит углубиться в следующее: а какие показатели брали в расчет эксперты – составители данного рейтинга? 

Относительно данного института также интересно будет рассмотреть и жизненные примеры, которые известны всем. При осуществлении забастовок, митингов, различных акций протестов и подобного рода явления, неоднократно можно подчеркнуть агрессивное и нечеловеческое отношение работников «службы национальной безопасности» по отношению к активистам. Действие данных работников ничто иное, как нарушение прав и свобод человека, террор с целью запугать людей, запретив им высказать собственную волю. Достаточно вспомнить митинг против повышения тарифов на электроэнергию на площади Маршала Баграмяна, которая имела место в июне месяце прошлого года. Полиция разогнала демонстрантов с помощью водометов, при этом ранив порядка 20 человек, и задержав около 200 митингующих (также было много жалоб людей по поводу нечеловеческого обращения, избиения при задержке).  Таким образом, действия правоохранительных органов противоречат законодательству Армении. И данный институт мы также можем исключить из списка функционирующих инклюзивных институтов.

Таким образом, проанализировав инклюзивные институты вместе с их пятью составляющими, мы пришли к выводу, что ни один из них не функционирует на территории нашей страны. Все явления, которые мы наблюдаем каждый день, которые препятствуют долгосрочному здоровому экономическому росту нашей экономики, являются следствием неэффективного функционирования  институтов, в результате чего нашей стране уже несколько лет характерны высокий уровень монополизации, неразвитость малого и среднего бизнеса, большой теневой сектор, сокрытие деятельности с целью неуплаты налогов, и, что самое главное, отсутствие у граждан убежденности на подсознательном уровне, что их имущество и права защищены.  Все эти признаки можно связать ни с чем иным, как с укоренившимися глубоко под землю экстрактивными институтами. Наряду с таким пучком бесполезно даже мечтать о положительных переменах в нашей стране. Причины всего этого кроются вовсе не во внешних факторах, а в отсутствии тех самых политических институтов инклюзивного характера, которые в будущем могут поспособствовать преобразованию экономических институтов.