Статья:

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(300)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Оловян А.А. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 33(300). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/300/153847 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Оловян Анна Александровна
студент, Университет ГПС МЧС России, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Природа коррупционных преступлений разнообразна и видоизменяема, они посягают на большой спектр общественных правоотношений, поэтому классифицировать их можно многопланово. На наш взгляд, предлагать сложные классификации по различным основаниям излишне, это только усложнит процесс расследования уголовных дел, затруднит процесс квалификации и породит новые проблемы. Исходя из вышеизложенного, взяв за основу структуру разделов Особенной части Уголовного кодекса РФ, коррупционные преступления следует подразделять на три группы:

  • коррупционные преступления в социальной сфере жизнедеятельности общества (преступления против личности – раздел VII, IX УК РФ);
  • коррупционные преступления в экономической сфере жизнедеятельности общества (преступления в сфере экономики – раздел VIII УК РФ);
  • коррупционные преступления в политической сфере жизнедеятельности общества (преступления против государственной власти, преступления против военной службы – раздел X, XI УК РФ).

Статья 1 ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» выделяет лишь некоторые составы уголовно-наказуемых деяний, имеющих коррупционную направленность. При этом многие отечественные правоведы и экономисты считают приведенный перечень далеко не полным. Следует согласиться с тезисом, что, несмотря на предпринимаемые попытки законодателем, определить в специальном законе важные положения, решить данную проблему он не смог, в частности, в нем не сформулированы дефиниции «коррупция», «преступления коррупционной направленности», отсутствует исчерпывающий перечень коррупционных преступлений (правонарушений) и их классификация [1].

Учитывая сложившуюся ситуацию, важно определить сущностные признаки коррупционного правонарушения и их виды. Понятие правонарушения является одним из ключевых в современной юридической науке, что свидетельствует о существовании множества различных подходов к его пониманию и трактовке. По сути, в каждой отрасли права существует понятие самостоятельного, отраслевого правонарушения, однако, при этом каждое правонарушение обладает рядом общих признаков и свойств, которые позволяют их именовать таковыми. Например, правонарушения всегда обладают признаками общественной вредности и противоправности.

Соответственно, с одной стороны, правонарушения способны причинить вред интересам личности, общества и государства, а с другой стороны – нарушить определенную норму права, получившую закрепление в конкретном нормативном акте. Другим важным признаком правонарушения является его юридический состав, согласно которому каждое правонарушение сопровождается наличием объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны.

Попытку восполнить законодательный пробел по классификации преступлений коррупционной направленности предприняла Генеральная прокуратура Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Последние утвердили совместное Указание от 1 февраля 2016 года № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» с приложением Перечня классификации коррупционных преступлений [2]. Цель такой классификации заключалась в упорядочивании системы отчетности по рассматриваемым видам преступлений. Указанный нормативный правовой акт позволяет формировать статистическую отчетность.

Согласно пункту 1 Перечня № 23 к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:

  • наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния;
  • связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
  • обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
  • совершение преступления только с прямым умыслом [3].

В пункте 2 дан перечень составов, содержащих данные признаки и относящихся к коррупционному перечню без каких-либо дополнительных условий.

В пункте 3 сформулирован перечень преступлений, которые можно отнести только при наличии определенных условий: так, в пункте 3.1 указаны преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности, деяния, предусмотренные статьей 174 УК РФ; статьей 174.1 УК РФ; статьей 175 УК РФ и частью 3 статьи 210 УК РФ.

В пункте 3.2 названы преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке все той же отметки о его коррупционной направленности.

Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом, приведены в пункте 3.3 Указания, к которым относятся «Регистрация незаконных сделок с землей», «Злоупотребление полномочиями», «Злоупотребление должностными полномочиями» и др.

В пункте 3.4 перечислены преступления, которые будут считаться коррупционными только в случае совершения их должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Согласно пункту 3.5 преступление будет считаться коррупционной направленности, если его совершит тот же субъект, перечисленный в пункте 3.4, но при этом с корыстным умыслом.

В отдельный пункт 3.5.1 выделен состав преступления, предусмотренный пунктом «б» части 3 статьи 2281 УК РФ, который считается коррупционным в случае возбуждения его после 1 января 2013 года.

Пунктом 3.6 к коррупционным преступлениям относятся деяния при наличии в статистической карточке отметок о коррупционной направленности преступления, о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения, например различные виды мошенничества, совершенные с использованием служебного положения (ч. 3 и ч. 4 ст. 159, ч. 3 и ч. 4 ст. 1591 УК РФ и т. д.).

По аналогии в пункте 3.7 преступление, предусмотренное частью 5 статьи 2281 УК РФ, относится к коррупционным при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом [4].

В пункте 4 указаны преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного представления такой выгоды. Фактически какой-либо конкретной системы отнесения преступления к категории коррупционной направленности, по нашему мнению, в этом документе не прослеживается. В нем даны признаки деяний данной категории, а в пунктах перечислены составы преступлений, которые либо по своей сути являются коррупционными или могут иметь коррупционную направленность при наличии каких-либо дополнительных признаков, в том числе не указанных в пункте 1, например отметок в статистической карточке. Более того, отнесение ряда преступных деяний по предложенным в Указании критериям вызывает ряд иных вопросов.

Таким образом, можно сделать вывод, что указанный документ является основным документом, позволяющим выделить преступления коррупционной направленности из общей массы преступных деяний по характерным признакам, используемым для формирования статистической отчетности [5].

Положительно оценивая данный подзаконный нормативный правовой акт, следует указать на его недостатки, заключающиеся в том, что он является документом двух ведомств: Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Известно, что противодействием преступности, в том числе и коррупционной, в рассматриваемой области занимаются и другие министерства, ведомства, в частности ФСБ России, Следственный комитет Российской Федерации. Кроме того, следует учитывать и важную роль в противодействии преступности Верховного Суда Российской Федерации и подчиненных ему судов.

К недостаткам также следует отнести отсутствие в статистической отчетности показателей, характеризующих совершаемые деяния, отнесенные законодателем к квалифицирующим признакам преступления. Существующий изъян в статистической отчетности не позволит получить полную объективную картину о состоянии коррупционной преступности, совершаемой с квалифицирующими признаками. В этой связи предлагается указанный Перечень статистической отчетности дополнить показателями, характеризующими квалифицирующие признаки преступного деяния.

Бесспорно, данное Указание существенно облегчает процедуру формирования статистических данных и как итог общее состояние преступности в нашей стране, а также способствует оперативному выявлению преступлений и позволяет эффективно принимать надлежащие меры противодействия коррупционным преступлениям. Если данное Указание согласовать и использовать в работе всем профильным министерствам и ведомствам, в чьи полномочия входит противодействие преступности и ее предотвращение, результат правоприменительной деятельности значительно бы возрос.

 

Список литературы:
1. Бельский А.И., Лыков Э.Н. Современное законодательство в сфере борьбы с коррупцией // Право: история и современность. 2021. №3 (16). 
2. Брюхнов А.А. Особенности современных подходов к противодействию коррупции // ЮП. 2021. №1 (96). 
3. Грибакина Э.Н. Многообразие форм коррупции // Kant. 2022. №2 (43).
4. Михайлова М.Ю. Противодействие коррупции в России: правовое регулирование // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVIII. 
5. Разин М.В. Коррупция как негативное социальное явление // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №9.