Статья:

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Фарафонова К.А. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 37(304). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/304/154761 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ

Фарафонова Кира Александровна
магистрант, Московский городской педагогический университет (МГПУ), РФ, г. Москва

 

ROLE-PLAYING GAMES AS AN EFFECTIVE WAY OF TEACHING ENGLISH TO ADULTS

 

Kira Farafonova

Master’s student, Moscow City Pedagogical University (MGPU), Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности методик обучения взрослых английскому языку. Успех обучения зависит от правильно подобранной методики, учитывающей высокий уровень самосознания и зрелости взрослого контингента. Основной принцип обучения взрослых заключается в партнерстве между педагогом и обучающимся, что позволяет последнему самостоятельно управлять своим учебным процессом. Статья подчеркивает важность применения современных подходов, таких как «погружение в языковую среду» и ролевые игры, которые способствуют развитию коммуникативных навыков и повышению мотивации учащихся. Проведенное исследование с использованием ролевых игр показало, что они значительно улучшают навыки устно-речевого общения у взрослых, а также способствуют формированию межкультурной компетенции и уверенности в использовании языка.

Abstract. The article discusses the features of the methodology of teaching English to adults. The success of training depends on a well-chosen methodology that considers the high level of self-awareness and maturity of the adult contingent. The basic principle of adult education is the partnership between the teacher and the student, which allows the latter to independently manage their learning process. The article emphasizes the importance of applying modern approaches, such as "immersion in the language environment" and role-playing games, which contribute to the development of communication skills and increase the motivation of students. The conducted research using role-playing games has shown that they significantly improve oral communication skills in adults, as well as contribute to the formation of intercultural competence and confidence in the use of language.

 

Ключевые слова: методика, успех обучения, взрослый контингент, ролевые игры, коммуникативные навыки, погружение в языковую среду, практическое применение языка.

Keywords: methodology, learning success, adult contingent, role-playing games, communication skills, immersion in the language environment, practical application of language.

 

Необходимо обозначить, что при выборе методик обучения взрослых английскому языку, в частности, чтобы они свободно могли объясняться на нем, выражать свои мысли и чувства, важно понимать, чем взрослый контингент отличается от детей. Успех обучения во многом будет зависеть от правильно подобранной методики. При выборе методики важно учитывать, что у взрослого человека уровень самосознания значительно выше, чем у детей, они так же являются наиболее зрелыми. Процесс обучения взрослых за основу своего обучения берет такой принцип, как «педагог и коллега или партнер», потому что взрослый уже сам в состоянии руководить собственным учебным процессом. По этой причине разработка общей деятельности педагога и взрослого обучающегося на всех стадиях учебы, это имеет важное значение для достижения максимальной эффективности занятий обучения английскому языку. Беря во внимания все положения, которые непосредственно охватывают особенности учебной деятельности взрослого контингента, который за свою жизнь смог накопить немало жизненного опыта, нужно выбрать те методики обучения, отличающиеся особой результативностью. Чтобы этого достичь в учебном процессе со взрослыми, современному преподавателю необходимо выбрать и сочетать между собой приемы и методы, отличающиеся особой актуальностью для взрослой аудитории [1,с.58-64].

В настоящее время, когда общество развивается особенно быстрыми темпами, возможности английского языка набирают обороты. Расширяется туристический бизнес, в наибольших масштабах осуществляется торговля на международном уровне, международные политические контакты развиваются особенно стремительно, увеличивается количество проводимых мероприятий для взрослой аудитории. Они стремятся продолжить обучаться по языковой вертикали. Но на практике педагог-андрагог прекрасно понимает, насколько является неэффективным традиционный подход, речь здесь идет о грамматико-переводном методе, в работе со взрослой публикой, здесь он не отличается эффективностью своей работы. Кроме того, если обратить внимание на то, насколько по своему сроку короткими являются курсы изучения английского языка, то данный подход не отличается своей эффективностью, мало того, он может в скором времени просто надоесть. По этой причине появляется необходимость, чтобы как можно скорее разработать эффективные нормы и активно начать их применять, так как они помогают развивать и совершенствовать, прежде всего, у взрослых коммуникативные навыки. Сегодня в практике обучения английскому языку часто применяют такие формы обучения, как «погружение в языковую среду», для взрослого контингента педагог может разработать те ситуации, которые часто случаются в реальности. Сам процесс обучения говорению на английском языке делается максимально комфортным. Для достижения таких целей зачастую используют ролевые игры. Этот подход обеспечивает практическую реализацию коммуникативных ситуаций, которые максимально приближены к реальным условиям взаимодействия, что стимулирует активное вовлечение учащихся и повышает их мотивацию. Интерактивный характер ролевых игр развивает у обучающихся способность к спонтанному использованию языка, улучшает их реакцию на изменяющиеся контексты общения и способствует развитию уверенности в собственных речевых навыках.

Было принято решение провести исследование и проверить, действительно ли ролевые игры способны улучшить навыки устно-речевого общения у взрослых.

Был разработан курс, для изучения английского языка с уклоном на деловую речь. По окончании каждого параграфа обучающимся был представлен список ролевых игр на отработку пройденного материала, задания обучающиеся выбирали сами на свой вкус, чтобы сделать процесс общения наиболее не принужденным. Испытуемыми являлись взрослые обучающиеся, две группы по 6 человек (30+), обладающие навыками общения на английском языке на уровне Intermediate (B1). Материалом для проведения занятий послужил учебник «Business result second edition Intermediate». Полугодовая учебная нагрузка курса составляет 48 академических часа (2 академических часа в неделю). Курс «Business result second edition Intermediate» преподается в обеих группах одним преподавателем. Обе группы были разделены на контрольную и экспериментальную. На предэкспериментальном этапе обеими группами были предложены ролевые игры, которые необходимо было проиграть в паре. За процессом следил преподаватель, работающий в обеих группах. Выполнение заданий оценивалось по пятибалльной системе. Критерии оценок представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Критерии оценивания

критерии

баллы

баллы

баллы

баллы

Решение коммуникативной задачи

4

2

1

0

Организация высказывания:

-

2

1

0

Языковое оформление высказывания:

4

2

1

0

 

Полученные нами результаты были проанализированы и представлены в Диаграмме 1

 

Рисунок 1. Результаты предэкспериментального этапа Э.г и К.г.

 

Средние баллы по результатам предэкспериментального этапа максимально приближены к единому значению, что позволяет считать выбор групп корректным.

В обеих группах проводились ролевые игры после каждого параграфа в течение полугода. Необходимо заметить, что ролевые игры проходят в три этапа: первым этапом является подготовка; вторым этапом проведение игры; на третьем этапе устанавливается контроль. Существуют организационно-деятельные игры, когда возникают проблемные ситуации, направленные на организацию общей мыслительной деятельности, они указывают на сотрудничество всех участников; деловые игры представляют собой имитационное моделирование действительных рычагов и процессов; выделяют и познавательно-дидактические игры, их суть в создании ситуаций, моделирующих действительность. Ролевые игры часто представлены ситуативным упражнением, они направляют обучающихся на множественное повторение реплик, фраз и оборотов, которые характерны для той или иной речевой ситуации, с сохранением коммуникативной эмоциональности. При применении ролевой игры обучающиеся взрослые могут ее пропускать сквозь себя. Это помогает существенно повысить процент запоминания новых слов и речевых оборотов [4,с. 314-317].

Данная технология способна мотивировать учащихся к самостоятельному изучению иностранного языка и применению своих знаний на практике. Также данная технология развивает индивидуальные коммуникативные способности учащегося, обогащает его словарный запас как вербального, так и невербального общения, показывает, как правильно интерпретировать знаки невербального общения. Взрослые обучающиеся могут примерить разные роли на себе, а также они могут слушать выступления других слушателей, вступать в дискуссию, выражать свою точку зрения, использовать на практике знания, полученные в ходе занятий.

Контрольным этапом исследования выступили 6 ролевых игр, каждая из которых включала в себя тему из пройденных параграфов за 6 месяцев. Темы не повторялись. Обучающиеся обеих групп (в рамках своей группы), без подготовки и договоренностей были разделены на пары, где им было предложено вытянуть билет и узнать тему и концепцию ролевой игры.

Целью данного этапа являлось получение информации о том, на каком уровне обучающиеся обладают навыками невербального общения после применения ролевой игры на занятиях.

Полученные нами результаты экспериментальной и контрольной групп были сопоставлены и проанализированы. Выполнение заданий так же оценивалось по пятибалльной системе. Критерии оценок представлены в Таблице 1.

Таким образом, нам удалось зафиксировать общую динамику изменения показателей, которую можно отразить в следующей диаграмме:

 

Рисунок 2. Сравнительная диаграмма результатов предэкспериментального и постэкспериментального этапа Эг и Кг

 

Исходя из диаграммы 2 видно, что уровень, отвечающий за сформированность межкультурной компетенции и навыков невербального общения, увеличился в двух группах. Суммарный бал в Эг по итогам увеличился на 51,4 балла и составил 78%, в то время как показатель Кг увеличился также на 50 балла и составил 60%.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что использование ролевых игр в качестве интенсивного метода обучения языку способствует ускорению процесса формирования навыков устно-речевого общения на английском языке.

Мотивация учащихся является ключевым моментом при максимизации обучения для достижения более высоких результатов. Будущее образования не предполагает изучение большего количества информации, и преподаватели должны выйти за рамки роли «содействующих в обучении» и стать «мотиваторами цели».

Несомненно, ролевые игры играют немаловажную роль в процессе обучения английскому языку. Было установлено, что благодаря ролевым играм взрослым гораздо проще совершенствовать свою коммуникативную компетенцию. И, благодаря им у них будут заложены основы, которые непосредственно обеспечат возможность свободно общаться на английском языке. Кроме того, ролевые игры с особой эффективностью помогут развить речемыслительную деятельность и сделать ее наиболее эффективной. При живом речевом общении взрослые смогут закрепить свои знания, которые ими были получены в практической деятельности, а также довести до совершенства старую и новую лексику, грамматические конструкции, а свое произношение сделать более звучным и красивым. Было выяснено, что и мотивации принадлежит не менее важная роль, она с ролевыми играми непосредственно взаимодействует, это отражено в том, что ролевые игры стимулируют мотивацию, благодаря им у взрослых появляется желание общаться, им особенно интересно изучать английский язык. Но, тем не менее, учителю при обучении взрослых английскому языку нужно придерживаться чувства меры, тогда благодаря этому ролевые игры смогут не потерять своей значимости и эффективности для взрослых. Считаю необходимым отметить, что ролевые игры представляют немаловажную ценность, потому что они совершенствуют сферу общения взрослых, в этой сфере взрослые смогут раскрыть самих себя, так же благодаря ролевым играм развитие и воспитание взрослых достигает более высокого уровня. При применении ролевых игр можно решить такие задачи, как: психологическая подготовка взрослых обучающихся к общению; многократное повторение значительно улучшает усвоение языкового материала, а их тренировка помогает выбрать наиболее подходящий речевой вариант. Ролевые игры, как модель межличностного общения, способствуют появлению желания в общении. Они формируют у взрослых партнерские отношения. Процесс обучения они делают более качественным. Наконец, благодаря ролевым играм у взрослых укрепляется мотивация к прямому общению, не испытывая при этом страха совершить речевые ошибки, побеждая барьер.

 

Список литературы:
1. Ефимова Р.Ю. Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка // Инновационные проекты и программы в образовании/ Р.Ю. Ефимова Москва. 2019. № 6. С. 58-64.
2. Филимонова Ю.В. Игровые технологии на занятиях по иностранному языку // Ю.В. Филимонова. Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1. С. 74-79.
3. Мишенева Ю.И. Игровые технологии как средства обучения профессиональному иноязычному общению студентов неязыковых вузов //Ю.И. Мишенева. Концепт. 2019. № 21. С.41-45.
4. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: Каро, / А.В. Конышева. Москва.Т.6. № 6. Ч. 2. С. 314-317.
5. Шатилова А.А. Игра как технология обучения взрослых иностранному языку // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. / А.А. Шатилова. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. С. 228-235.