Статья:

УПРОЧНЕНИЕ НАКАТЫВАНИЕМ РОЛИКАМИ ПОДСТУПИЧНОЙ ЧАСТИ ОСИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Харазанов М.Т. УПРОЧНЕНИЕ НАКАТЫВАНИЕМ РОЛИКАМИ ПОДСТУПИЧНОЙ ЧАСТИ ОСИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 38(305). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/305/155171 (дата обращения: 11.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРОЧНЕНИЕ НАКАТЫВАНИЕМ РОЛИКАМИ ПОДСТУПИЧНОЙ ЧАСТИ ОСИ

Харазанов Марат Тулекбергенович
студент Оренбургского института путей сообщения, филиал ФГБОУ ВО Приволжский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье рассмотрены методы упрочнения колесных пар грузовых вагонов и технические средства, используемые для механизации рабочего процесса.

 

Ключевые слова: упрочнение накатыванием, подступичная часть, твердость поверхности.

 

Железнодорожный транспорт один из значимых видов транспорта, который перевозит большие объемы грузов. Узлы и детали подвижного состава должны соответствовать требованиям безопасности, поэтому основная техническая задача состоит в том, чтобы эффективно производить обслуживание и ремонт. В этом помогают средства механизации, которые постоянно совершенствуются.

Колесная пара подвижного состава — это важная часть, которая должна регулярно осматриваться и проверятся ультразвуковой и вибродиагностикой. Неразрушающий контроль позволяет эффективно оценить состояние металла. От качества контроля зависит дальнейшая эксплуатация, которая не должна повлечь аварийные ситуации и порчу деталей. Не подлежащие восстановлению детали в последствии несут крупные материальные потери.

Были рассмотрены виды контроля, а также произведен анализ контроля увеличения твердости накатанной поверхности и глубины слоя металла с повышенной твердостью. Приведены эталонные геометрические размеры.

Для упрочнения накатыванием роликами осей используются специальные накатные или универсальные станки, имеющие приспособления для двух роликов, нагружение которых производится с помощью пневматических или гидравлических систем.

Для обеспечения требуемого качества упрочнения накатыванием роликами подступичных частей осей при их производстве и ремонте производятся следующие виды контроля:

- постоянный;

- периодический;

- неразрушающий (магнитопорошковый метод).

При постоянном контроле качества упрочнения опорными частями осей качения оцениваются геометрические параметры осей и состояние их поверхности до и после упрочнения качением.

Во избежание дополнительного наклепа последние 2-3мм поверхности шлифа следует снимать механической обработкой с небольшой глубиной резания и небольшой подачей резца.

Увеличение твердости поверхности оси D(%) в результате упрочнения накатыванием роликами определяется по формуле:

                                                                                        (1) 

где:

Нпов – наибольшее значение твердости, определенное в поверхностном слое оси;

Носн – исходное значение твердости неупрочненного накаткой металла, определенное на одной из перпендикулярных к поверхности оси сторон на глубине 15-20 мм.

Рассмотрим статистику отцепок подвижного состава в пути следования из-за неисправности колесных пар на диаграмме рисунка 1.

 

Рисунок 1. Неисправности колесных пар в пути следования

 

Статистика на схеме показывает, что упрочнение и контроль, которые проводятся в наше время эффективны. Каждый год количество отцеплений снижается. Новые установки для неразрушающего контроля показывают результаты с самыми минимальными погрешностями.

В дальнейшем существует перспектива производить замеры и контроль без погрешностей вплоть до 0,001 мкм. Любой дефект металла, даже еще не видимый ультразвуковому контролю или магнитопорошковому, развивается и растет в масштабах, а перспектива убрать погрешности говорит о своевременной замене деталей и надежной эксплуатации вагонов.

 

Список литературы:
1. Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
2. Технологическая инструкция по упрочнению накатыванием роликами осей колесных пар вагонов. ТИ 32 ЦВ ВНИИЖТ-2010.