ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF PATRIOTIC EDUCATION
Liliya Fazleeva
Student, Udmurt State University, Russia, Izhevsk
Alexander Baranov
Scientific supervisor, Udmurt State University, Russia, Izhevsk
Аннотация. Статьи обусловлена важностью формирования патриотизма у подрастающего поколения. Благодаря патриотизму народ становится крепким, сплоченным, ему проще преодолеть трудные периоды. В статье описано как патриотизм развивался во все времена и как формируют его на сегодняшний день. Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, который любит свою Родину. Как именно его формируют, какие цели и задачи стоят перед педагогами, и какое содержание. Важно, чтобы гражданин не только любил свою Родину, но и интересовался ее историей, был культурным, воспитанным человеком. А для развития всех этих качеств недостаточно действий со стороны одного педагога. Важно, чтобы педагогическая деятельность была совместная. Цель данной работы – рассмотреть возможные формы сопровождения обучающихся по формированию патриотической позиции.
Abstract. The article is due to the importance of forming patriotism in the younger generation. Thanks to patriotism the nation becomes strong, united, it is easier to overcome difficult periods. The article describes how patriotism has developed in all times and how it is formed today. Patriotic education is the education of a citizen who loves his homeland. How exactly it is formed, what are the goals and objectives of educators, and what content. It is important that a citizen not only loves his homeland, but is also interested in its history, is a cultured, well-mannered person. And for the development of all these qualities it is not enough to act on the part of one teacher. It is important that pedagogical activity was joint. The purpose of this work is to consider possible forms of support for students in the formation of patriotic position.
Ключевые слова: патриотическая позиция, история, цели патриотического воспитания, взаимодействие, воспитание.
Keywords: patriotic position, history, goals of patriotic education, interaction, education.
Во все времена формирование патриотизма являлось ключевым направлением в воспитании подрастающего поколения. Но в разные времена патриотизм рассматривался по - разному. Ранее объектом патриотизма считалась кровная связь между племенами.
Когда появились первые государства появились понятия гражданственности и общей культурной среды. Понимание патриотизма достигло своего расцвета в Республиканском Риме (III – I вв. до н.э). Считалось, что римский народ должен был служить горожу невзирая ни на что. Римляне должны были быть мужественными, стойкими, честными и верными, уметь подчиняться дисциплине.
В эпоху Средневековья идет упадок патриотических чувств. Здесь люди старались не за Родину, а за «господина». Во время великой Французской Революции происходит путаница между двумя понятиями «патриотизм» и «национализм». Патриотизм стоит рассматривать, как любовь к Родине, а национализм – любовь к нации [5].
В России патриотизм начал формироваться еще до Древней Руси.
Одна из форм патриотизма в те времена – защита своей земли, любовь и уважение. Патриотизм народов Древней Руси можно отследить по летописям и былинам. Например, «Слово о полку Игореве», поэма «Задонщина» и др. В VIII веке при Петре I патриотизм стал ключевой идеей государственной политики. Для того, чтобы народ был сплоченным Петр I проводил различную пропаганду, использовал символику. Так, например, появился герб – двуглавый орел. Он символизировал могущество и независимость страны.
В 1812 году, во времена Отечественной войны русский народ сражался с Наполеоновской армией. И именно в этот период патриотизм достиг своего пика. Люди формировали добровольческие отряды, а кто не вступал в отряды, помогали материально чем могли. Так же было и во времена Великой Отечественной войны [1].
На сегодняшний день актуальность формирования патриотизма тоже выросла. С 1 сентября 2024 года в школах появился новый предмет «Основы безопасности и защита Родины», который тесно связан с патриотическим воспитанием. В Федеральном образовательном стандарте так же подчеркнута актуальность и значимость патриотического воспитания. Калинич В.С. в своих работах пишет, о том, что необходимо работу по формированию патриотизма систематизировать.
А именно – сохранить институты советских времен – игры «Зарница», «Орленок», движения «Юнармия», «Поисковые движения России» и т.д…По мнению автора важную роль играет и единство в научной и исследовательской среде, необходима выработка единых практикоориентированных и деятельностных подходов.
Единой трактовки понятия «Патриотизм» нет. В словаре Ожегова, патриотизм – «это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [4]. В.К. Левашов пишет, что патриотизм – это общественный и нравственный принцип, для него характерно отношение граждан к своей стране. Данное отношение состоит из комплекса чувств, знаний, ценностных ориентаций, установок [3]. В.А. Павлов пишет, что понятие патриотизм появилось от его прототипа «арете» (доблесть). Именно эта черта характерна для многих русских персонажей. Чаще говорили, что доблесть и мужество характерно для воинов.
О.Ф.Сабиров выделяет основные задачи патриотизма:
- воспитание гражданина, который любит свою Родину.
- важно научить ребенка поступать с общепринятыми нормами и правилами.
- обучающийся должен свои права, а также уважительно относиться к правам другого человека.
- у обучающихся должны быть сформированы чувства верности своему Отечеству, воспитание готовности заступиться за свою Родину.
Формирование патриотизма проходит активно во всех сферах образования – дошкольное образование, школьное, техникумы, университеты. У каждого разработана своя программа, свои направления. Обращаясь к опытам коллег можно сделать вывод, что для формирования патриотизма наиболее часто используют такие формы, как:
- военно –патриотическое направление. Обучающиеся занимаются волонтерской деятельностью, участвуют в спортивных мероприятиях, изучают основы военного образования, а также тренируют навыки оказания первой медицинской помощи.
- краеведение. Данная форма включает в себя знакомство обучающихся с историей своего края, своей Родины. В рамках этого направления обучающиеся посещают музеи, проводят встречи с ветеранами ВОВ, просматривают фильмы, участвуют в различных конкурсах.
В целом при формировании патриотизма можно выделить несколько блоков [2]:
1.Патриотическое убеждение. В данном блоке обучающиеся узнают историю своей Родины, получают первоначальные знания.
2.Патриотическое осознание. Обучающийся не только владеет информацией, а пытается осознать ее.
3.Патриотическая деятельность. На данном этапе гражданин уже осознал свою сопричастность к судьбе страны, народа и готов делать все, следуя нормам и правилам общества.
Таким образом, формирование патриотизма происходило во все времена. Для его формирования необходима слаженная работа не только всех сотрудников образовательного учреждения, но и сотрудничество с людьми разных профессий, которые на своем опыте могут показать, каким должен быть гражданин своей страны (ветераны ВОВ (рассказывают о подвигах), сотрудники МВД (проводят профилактические беседы), спасатели (говорят о важности оказания помощи окружающим) и др).