Статья:

ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР НА ТЕМУ SOFT SKILLS И HARD SKILLS ДЛЯ МОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Турищев Д.В., Алтухова Е.В. ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР НА ТЕМУ SOFT SKILLS И HARD SKILLS ДЛЯ МОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108498 (дата обращения: 26.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР НА ТЕМУ SOFT SKILLS И HARD SKILLS ДЛЯ МОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Турищев Дмитрий Викторович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Алтухова Елена Владимировна
канд. техн. наук, доцент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж

 

В современной жизни необходимы люди, которые хорошо адаптируются в обществе, способные к саморазвитию и самообразованию, умеющие ловко переключаться c одного вида деятельности на другой и сочетать разнообразные трудовые функции. Это возможно только в том случае, если человек обладает определенными способностями, знаниями, умениями и навыками, благодаря которым он хорошо решает поставленные задачи или успешно добивается желаемых результатов. Всё это подпадает под определение – «компетенция», которое обозначает совокупность всех сформированных навыков. Всё чаще в числе компетенций встречаются такие как: профессиональные навыки («hard skills») и личные качества («soft skills») [3].

Термины «hard skills» и «soft skills» появились в середине XX века, когда американские ученые исследовали компетенции военных. Благодаря этому они выяснили, что умения делятся на два вида:

- профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить – hard skills (с англ. «жёсткие» навыки);

- личные качества – soft skills (с англ. «мягкие» навыки), зависящие от характера человека. Они приобретаются через личный опыт, их нелегко измерить количественными показателями. Эти навыки более субъективны и неопределённы, но при этом и более универсальны [1].

Понимание различий между hard skills и soft skills было выражено в доктрине «Системы проектирования военной подготовки» от 1968 года, где hard skills являются навыками работы преимущественно с техникой, а soft skills – работы с людьми и бумагами.

Эти термины укоренились не только в военной науке и психологии, но и свободно употребляются в сфере бизнеса.

Hard skills актуальны для некой конкретной профессии, так как для них требуется набор определённых умений. Даже для обучения необходим период времени (от нескольких дней или месяцев),  а также память, логика и интеллектуальные способности. Овладеть ими можно в учебных заведениях (школах, институтах, курсах, и т.д.). Их можно подтвердить дипломом, сертификатом, а проверить можно при помощи экзамена или тестового задания. Hard skills позволяют овладеть профессией и быть специалистом высшего класса. Примеры жёстких навыков – это все виды профессиональной деятельности (например, управление поездом или вертолетом, умение проектировать, вышивать, лечить и т.д.) [2].

Soft skills подразумевают наличие эмоционального интеллекта. Для освоения нет каких-то пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения (например, стрессоустойчивость, коммуникабельность) или приобретает его с опытом (умение работать в команде, лидерские качества). Это навыки, которые человек развивает в течение всей своей жизни.  Они нужны и в профессиональной деятельности, и в повседневности. Soft skills – это личностные качества человека, которые различаются от профессии к профессии, но они более универсальны [2]. Единого перечня личных качеств не существует, хотя можно выделить основные группы:

  • основные (фундаментальные) навыки: грамотность, умение считать;
  • комуникативные навыки: общение, межличностные отношения;
  • концептуальные навыки мышления: творческое и системное мышление, сбор и обработка информации, планирование и организация, умение учиться и развивать другие навыки;
  • личные навыки: уверенность в себе, гибкость, ответственность, находчивость;
  • навыки, связанные с деловым миром: инициативность, инновационные навыки;
  • социальные и гражданские навыки: знания и навыки в области гражданского права.

Вырабатывать необходимо и жесткие и мягкие навыки. Так как hard skills помогут овладеть профессией и стать высококвалифицированным специалистом, а soft skills повлияют на умение работать в коллективе, выстраивать отношения с другими людьми. Развитие   только жёстких навыков может привести к тому, что специалист будет хорошим, но очень сложным в общении человеком [1]. А перекос в сторону мягких навыков приведёт к тому, что человек не овладеет ни одной профессией, но будет очень приятным и коммуникабельным.

Для разных профессий соотношение soft и hard skills будут разными. Бывают работы, где наличие мягких навыков минимально, а жесткие — это необходимый фундамент. Есть также профессии, где soft skills — основа основ. Однако большинство специальностей предполагают примерно одинаковое соотношение [3].

Какие навыки важнее однозначно сказать нельзя, ведь как правило нужно и то, и другое. Человеку, который хочет быть востребован на рынке труда, необходимо иметь хорошие профессиональные качества (наличие соответствующего диплома и навыков работы) и личностные качества (способность общаться, думать и созидать). Опубликованные данные различных исследований на эту тему позволяют сделать вывод о том, что 93% работодателей фокусируют свое внимание при найме работников в равной степени на наличие у них hard skills и soft skills [4].

 

Список литературы:
1. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер. - М.: КДУ, 2013. - 366 c.
2. Базылевич, Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: Инфра-М, 2018. - 251 c.
3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
4. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202 c.