Изучение коммуникативных барьеров, препятствующих установлению студентами формальных и неформальных коммуникаций с преподавателями ВУЗа
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)
Изучение коммуникативных барьеров, препятствующих установлению студентами формальных и неформальных коммуникаций с преподавателями ВУЗа
Ежедневно каждый человек стремиться к коммуникациям с окружающими. По данным американских исследований женщины в среднем произносят 16215 слов в день, а мужчины — 15669[4]. По средствам общения люди обмениваются между собой собственными представлениями, мыслями, чувствами, идеями и установками. Общение, безусловно, играет важную роль в нашей жизни, но общаясь с разными людьми, с кем-то мы быстро налаживаем контакт, а с кем-то, прикладывая даже большое количество усилий, ни как не выходит это сделать. Одной из причин этого может быть наличие коммуникативных барьеров. Кому как не студентам необходимо избегать коммуникативные барьеры во время обучения в ВУЗе? Ведь именно в это время закладываются знания, которые будущие выпускники смогут применить в своей профессиональной деятельности. Не сумев справиться с коммуникативными барьерами студент рискует быть не услышанным и не получить тех знаний, которые ему так необходимы. Поэтому целью нашего исследования стало изучение коммуникативных барьеров, препятствующих установлению студентами формальных и неформальных коммуникаций с преподавателями ВУЗа.
Коммуникацию и причины, препятствующие её эффективности, изучались многими известными ученными, к их числу можно отнести: К. Шеннона и У. Уивера, П. Вацлавика, Г.Бейтсона, Г.М. Андрееву, А.А. Бодалева, В.Н. Куницыну, В.А. Лабунскую и т.д.
В своей теории коммуникации Г.Бейтсон говорил о том, что эффективность коммуникации зависит от того, насколько точно расшифровывается аналоговый и конкретизируется цифровой способ. Под аналоговым способом передачи информации Г.Бейтсон подразумевал описание через подобное, а под цифровым способом понимается предписание каждому объекту информации условное его обозначение.
По словам отечественного социального психолога А.Л. Свенцицского: «Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути межличностных коммуникаций. Так, главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того чтобы сохранять нейтральную позицию в процессе обмена мнениями. К возможным барьерам, препятствующим эффективному общению, относят также различия в образовании, опыте, мотивации и др.»[2, с.241]
Современные психологи ведут весьма активную деятельность для изучения межличностных коммуникаций. Так, В. А. Тищенко в своей работе «Компьютерно-опосредованная учебная коммуникация: коммуникативные барьеры» говорит: «Коммуникативные барьеры разбиты на четыре типа: технические (шумы, помехи, фильтры), социально-культурные (социальные, политические, религиозные, профессиональные), психологические (барьеры техники и навыков общения, барьеры отношения) и барьеры понимания (фонетические, семантические, стилистические, логические, межъязыковые)»[3]. К распространенным формам психологических барьеров психологи относят нервное напряжение, эмоциональные срывы, апатию, депрессию и психические свойства индивида.
Как говорила Андреева Г. М.: «Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию»[1, с.66]. Коммуникации неотъемлемая часть нашей жизни, а барьеры неотъемлемая часть коммуникаций, поэтому главное научиться правильно действовать при возникновении коммуникативных барьеров, тем самым избегая возможных негативных последствий.
Для изучения коммуникативных барьеров было проведено исследование с помощью методики диагностики «помех» (барьеров) в установлении эмоциональных контактов Бойко, а так же было проведено анкетирование среди студентов, посвященное изучению коммуникативных барьеров. В исследовании прияло участие 26 студентов 1 курса и 24 студента 3 курса.
В ходе анкетирования студентов 1 и 3 курса факультета дошкольного и начального образования было выявлено, что у 38% первокурсников коммуникативные барьеры возникают периодически (несколько раз в неделю). Почти половина (42%) респондентов 3 курса отмечают то, что барьеры возникают редко (несколько раз в семестр). У обучающихся ФДиНО возникают коммуникативные барьеры со студентами старших курсов и преподавателями, причинными которых являются, по их мнению, разница в интересах, потребностях, мотивов студентов и преподавателей, а так же не(до) понимание полученной информации (на лекции, семинаре). Помехами, которые мешают успешно строить коммуникации с преподавателями, по мнению студентов, являются: стратегия взаимодействия со студентами, особенности темперамента и характера преподавателя и отсутствие эмпатии со стороны преподавателя. Но, несмотря на это, большая часть всех респондентов ФДиНО считают, что барьеры ни как не сказываются на их обучении.
В ходе анкетирования студентов 1 и 3 курса факультета психолого-педагогического факультета было выявлено, что у 38% первокурсников ( точно так же как у студентов 1 курса ФДиНО) коммуникативные барьеры возникают периодически (несколько раз в неделю). Ровно у половины студентов 3-го курса наличие барьеров отмечается значительно реже, всего несколько раз в семестр. Так же у студентов 1 и 3 курса ППФ коммуникативные барьеры возникают по большей мере не с преподавателями факультетов, а со студентами старших курсов и преподавателями общеинститутских кафедр, причинными которых являются, по их мнению, разница в интересах, потребностях, мотивов студентов и преподавателей, а так же различие в уровне знаний, социального опыта. Помехой, которая мешает первокурсникам успешно строить коммуникации с преподавателями, по их мнению, является: стратегия взаимодействия со студентами. Но, несмотря на всё это, большая часть всех респондентов 3 курса ППФ считают, что барьеры ни как не сказываются на их обучении, тогда когда первокурсники согласны с наличием барьеров и их негативным влиянием на процесс обучения.
Исходя из результатов методики Бойко, можно сделать выводы: Во-первых, на первом году обучения студентов, более чем в 30% случаев, эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, а к третьему курсу данный показатель не превышает 25%. Во-вторых, те "помехи", которые мешают первокурсникам устанавливать эмоциональные контакты с окружающими людьми, не оказывают такого же влияния на студентов третьего курса. Третьекурсникам мешают другие "помехи", которые не были так ярко выражены у студентов первого курса обучения. (Таблица 1).
Таблица 1.
Преобладающие помехи в установлении эмоциональных контактов студентов 1 и 3 курса ФДиНО и ППФ
"Помехи" в установлении эмоциональных контактов |
1 курс ФДиНО |
1 курс ППФ |
3 курс ФДиНО |
3 курс ППФ |
Неумение управлять эмоциями, дозировать их |
38% |
38% |
50% |
25% |
Неадекватное проявление эмоций |
38% |
61% |
42% |
33% |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций |
38% |
54% |
33% |
58% |
доминирование негативных эмоций |
15% |
23% |
17% |
17% |
нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе |
61% |
15% |
42% |
42% |
Исходя из результатов предпринятого исследования, можно сделать вывод о том, что студенты 1 курса в большей мере подвержены влиянию коммуникативных барьеров и в зависимости от курса и факультета «помехи», препятствующие установлению коммуникативных контактов, могут быть весьма разнообразными. Чаще всего студенты первого курса испытывают затруднения в общение со старшекурсниками, тогда когда студенты 3 курса с преподавателями факультета и общеинститутских кафедр. Основными причинами возникновения коммуникативных барьеров является разница в интересах, потребностях, мотивов студентов и преподавателей; различие в уровне знаний, социального опыта; не(до) понимание полученной информации (на лекции, семинаре). Успешно строить коммуникации с преподавателями студентам мешает стратегия взаимодействия преподавателей со студентами. Но, несмотря на это, сами студенты зачастую отрицают наличие каких-либо проблем с коммуникациями и считают, что коммуникативные барьеры ни как не сказываются на их обучении.