ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(175)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(175)
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
Во время обучения у школьника формируются мировоззрение, нравственные ценности, перспективы, происходит становление личности, а с ним – и системы эмоций. С возрастом они принимают все большее значение в жизни человека, поэтому при правильном понимании и использовании побудительной стороны поведения человека можно помочь ему добиться успеха. Эмоции подростка и впоследствии его мотивация влияет на эффективность учебного процесса, становление ученика как личности, стимулирует зарождение активной социальной позиции, социализации и контролирует влияние общества на обучение подростка.
Мотивация - эмоционально окрашенное состояние, направляющее поведение человека на удовлетворение потребностей. Так, мотивационные и эмоциональные явления это явления качественно одного порядка.
Рассмотрим понятие мотивации. Мотивация – это сложный психологический феномен, динамический процесс психофизиологического плана, управляющей поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность. Мотив учения может быть внутренним (при самостоятельной познавательной работе) или внешним (при оказании помощи взрослым).
Подростковый возраст отличается особой сложностью. К моменту перехода ученика в среднюю школу происходят изменения во взгляде на учебу. Способы усвоения учебного материала также претерпевают изменения: умение самостоятельно работать и осмысливать преобразуется в отсутствие навыков самостоятельной работы, привычку заучивать дословно. [1, с. 36].
Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности подростков:
• содержание учебного материала;
• организация учебной деятельности;
• коллективные формы учебной деятельности;
• оценка учебной деятельности;
• стиль педагогической деятельности учителя. [3, с. 28].
Мы провели исследование: анкету на выявление преобладания внешних или внутренних мотивов у индивида. Анкета включает 10 вопросов, на которые требуется ответить: «да», «нет» или «не знаю». Она позволяет выявить, на сколько внутренняя и внешняя мотивация влияют на ребенка.
Таблица 1.
Результаты анкеты на выявление преобладания внешних или внутренних мотивов у индивида
И.Г.Ш. |
Внутренняя мотивация: высокая. Внешняя мотивация: средняя. |
З.Р.А. |
Внутренняя мотивация: абсолютная. Внешняя мотивация: высокая. |
Н.Б.Р. |
Внутренняя мотивация: низкая. Присутствует непонимание сущности процесса обучения. Внешняя мотивация: нулевая. |
Г.А.А. |
Внутренняя мотивация: высокая. Внешняя мотивация: средняя. |
Б.П.Т. |
Внутренняя мотивация: абсолютная. Внешняя мотивация: средняя. |
Д.И.Р. |
Внутренняя мотивация: высокая. Внешняя мотивация: средняя. |
Ф.Ш.Т. |
Внутренняя мотивация: средняя. Внешняя мотивация: низкая. |
Н.О.В. |
Внутренняя мотивация: высокая. Внешняя мотивация: высокая. |
Ш.Р.А. |
Внутренняя мотивация: абсолютная. Внешняя мотивация: высокая. |
А.Л.Т. |
Внутренняя мотивация: абсолютная. Внешняя мотивация: средняя. |
Н.З.О. |
Внутренняя мотивация: высокая. Внешняя мотивация: высокая. |
П.Д.К. |
Внутренняя мотивация: высокая. Внешняя мотивация: средняя. |
О.Д.А. |
Внутренняя мотивация: абсолютная. Внешняя мотивация: средняя. |
И.Д.Л. |
Внутренняя мотивация: низкая. Присутствует непонимание сущности процесса обучения. Внешняя мотивация: нулевая. |
И.Ж.Р. |
Внутренняя мотивация: высокая. Внешняя мотивация: средняя. |
Н.Л.Н. |
Внутренняя мотивация: средняя. Внешняя мотивация: средняя. |
Н.З.Д. |
Внутренняя мотивация: высокая. Внешняя мотивация: средняя. |
Е.Д.Р. |
Внутренняя мотивация: средняя. Внешняя мотивация: средняя. |
Е.А.С. |
Внутренняя мотивация: высокая. Внешняя мотивация: высокая. |
Н.И.Б. |
Внутренняя мотивация: низкая. Присутствует непонимание сущности процесса обучения. Внешняя мотивация: средняя. |
Исходя из этой таблицы, можно сделать следующие выводы:
1) Ученики с абсолютной, высокой и средней мотивацией нуждаются в заинтересованности содержанием деятельности. Такие школьники руководствуются желанием своего Я и выстраивают поведение в связи с личностной заинтересованностью. Им неинтересны награды, знания и саморазвитие – их цель, а не средство её достижения.
2) Ученики с высокой и средней внешней мотивацией нуждаются в вознаграждении, похвале, продвижении, наказании. Их мотивацию к учебной деятельности усиливают даже самые очевидные внешние меры, они приводят к немедленному и мощному воздействию, но обычно действуют недолго.
3) Ученики, включающие абсолютные, высокие и средние показатели по двум типам мотивации, склонны действовать под воздействием наибольшего числа целей. Они могут начать работу, вдохновившись как мечтой, желанием самореализации, личностного роста, так и чувством долга, обязательством перед учителем, родителями.
Из результатов опрошенных ясно, что из 20 человек имеют внутреннюю мотивацию абсолютную – 5 человек, высокую – 9 человека, 3 человека – среднюю и 3 человека – низкую; внешнюю мотивацию высокую – 5 человек, среднюю – 12 человек, низкую – 1 человек и нулевую – 2 человека. Таким образом, в классе преобладают ученики с высокой внутренней мотивацией и средней внешней мотивацией.
Далее перейдем к эмоциям подростка. Одним из главных механизмов внутренней регуляции психической активности человека и, в конечном счете, поведения служат эмоции (чувства), которые отражают в форме субъективного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма в зависимости от внешних воздействий на него.
Эмоции нередко отождествляются с чувствами, ощущениями, чертами личности или характеристикой ситуации. В значительной мере это связано с полисемантичностью значений большинства понятий русского языка, а также со спецификой эмоциональных явлений, для которых характерны динамичность, многообразие, субъективность.
В целом же эмоциями называют определенные переживания, которые выражают субъективное отношение человека к окружающему и к самому себе, на пути к удовлетворению своих потребностей [2, с. 416].
Также мы провели ещё одно исследование: методику «Четырёхмодальностный эмоциональный опросник» Л. А. Рабиновича.
Это опросник, содержащий различные вопросы и четыре варианта ответов на указанные вопросы. Ваша задача – ответить на каждый из вопросов. Это делается так: вы читаете вопрос, выбираете один из четырех предложенных вариантов ответа («безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно, нет»), отражающих ваше мнение.
Таблица 2.
Результаты исследования по методике «Четырёхмодальностный эмоциональный опросник» Л. А.Рабиновича
Радость |
Гнев |
Страх |
Печаль |
||||
13 чел. |
77% |
7 чел. |
23% |
0% |
0% |
0% |
0% |
Из данных таблицы мы можем сделать вывод, что у 77% опрошенных выявлено такое устойчивое эмоциональное переживание как радость. Для их поведения характерна эмоциональная устойчивость, собранность в трудных ситуациях, высокая результативность даже при неблагоприятных условиях действия. Такие люди любят и умеют заводить знакомства, имеют много друзей, легко их меняют, чувствуют себя уверенно в незнакомых компаниях. У 23% опрошенных присутствует такое устойчивое эмоциональное переживание как гнев. Как правило, они достаточно общительны и не имеют потребности в уединении, но повышенная чувствительность, враждебность и подозрительность могут способствовать замкнутости, "затаенности".
Это говорит нам о том, что большинство опрошенных нами учеников оптимистично настроены (радость), но присутствуют и такие ученики, которые склонны к негативному эмоциональному фону (гнев).
Тем самым можно легко увидеть взаимосвязь эмоций и мотивации. В основе мотивации лежат эмоции, они движущая сила. В мотивации избегания - это условно-отрицательные эмоции (страх, тревога, гнев, скука, стыд, вина и т.п.). В основе мотивации достижения - условно-положительные (радость, удовольствие).
Влиять на эмоции напрямую мы не можем, а можем посредством воображения и мускулатуры. Именно эти процессы и являются точками приложения наших усилий, чтобы управлять мотивацией.
Таким образом, можно проследить удивительную вещь, эмоции определяются мотивацией, но с другой стороны эмоции сами могут переходить в мотивацию и побуждать к совершению каких-либо действий. То есть, мы видим что мотивационные и эмоциональные явления это качественно родственные явления, выполняющие функции побуждения и переживания.