Статья:

Теоретические аспекты психологии общения в подростковом возрасте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Воеводина А.А. Теоретические аспекты психологии общения в подростковом возрасте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/74126 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические аспекты психологии общения в подростковом возрасте

Воеводина Анастасия Андреевна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

 

THEORETICAL ASPECTS OF THE PSYCHOLOGY OF COMMUNICATION IN TEENAGERS

 

Anastasia Vojvodina

Student, Penza State University, Russia, Penza

 

Аннотация. Подростковым периодом принято называть возраст от двенадцати до восемнадцати лет. Психологию общения в этом возрасте можно охарактеризовать как противоречивую и двустороннюю.

Abstract. Adolescence is called the age of twelve to eighteen years. The psychology of communication at this age can be described as contradictory and bilateral.

 

Ключевые слова: психология; общительность; подростки.

Keywords: psychology; sociability; teenagers.

 

Для того, чтобы понять, как влияет возраст на общительность, необходимо углубиться в возрастную психологию. Подростковым периодом принято называть возраст от двенадцати до восемнадцати лет. В разных источниках в границах этого периода могут происходить колебания – встречаются разные подходы и трактовки данного жизненного этапа, к тому же оказывает сильное влияние индивидуальный фактор. Каждый ребенок вступает в этот возраст в разное время, но неизменно его значение – это переход от детства к взрослости, что подразумевает не только гормональную перестройку организма, но и психологические изменения. Во время этого сложного процесса определяются различные особенности человека, определяется и складывается мировоззрение.

Пубертатный период принято считать своеобразной критической стадией в развитии организма, когда происходит перестройка систем и компонентов, присущих исключительно детям, на новый этап, в новую форму, необходимую для дальнейшего развития нового периода. Из-за протекающего параллельно процесса полового созревания и гормональной перестройки, которые вызывают всевозможные психофизические и психологические отклонения, этот возраст в педагогике считают наиболее трудным как для подростка, так и для окружающих его людей.

Во время отличающих этот период скачка роста и физиологических изменений организма психологически подросток может ощущать себя более подавлено, чем за всю прошлую жизнь. Довольно часто при описании этого возраста упоминается, что у недавних детей случаются депрессии, появляется повышенная тревожность и более высокая возбуждаемость. Эти изменения могут быть весьма масштабны и повлечь за собой крупные изменения, так что для их описания используются и соответствующие выражения, например, «эндокринный шторм» и подобные ему, чтобы описать размах происходящего для отдельно взятого человека. Часто подростков угнетают их физиологические изменения – скачок роста, изменения массы тела, изменение пропорций тела и появление подростковой угловатости. Причем изменения эти для двух полов неравномерны: как правило, изменения у девочек начинаются в одиннадцать – двенадцать лет, тогда как мальчики чувствую изменения почти на два – три года позже.

В психологическом плане основной чертой изменений можно назвать переосмысление и переоценку в общении, которая касается всех: родителей, друзей, учителей, всех, с кем контактирует подросток. Протекать эти изменения могут как плавно, так и скачкообразно, у кого-то более спокойно, у другого – более взрывоопасно. Находит выражения этот процесс в разных сферах жизни и деятельности подростка, во время которого также меняется отношение к ровесникам, равным по положению, и взрослым, по-другому оценивается авторитет и тех, и других. Всё это может протекать незаметно для окружающих или же в разное время, но произойдет эта переориентация ценностей обязательно.

Необходимость в общении с ровесниками естественна для ребенка, она формируется еще задолго до вступления в подростковый возраст, но с каждым годом становится все сильнее и выражается все ярче. Отсутствие контактов с ровесниками или их недостаток отрицательно начинает сказываться уже на дошкольнике, который уже гораздо меньше нуждается в родительском внимании, влияя на его самоопределение, самосознание и коммуникативные навыки. Подросткам становится присуще коллективно-групповое поведение, ориентация на большинство становится очевиднее и более необходимой.

Общение со сверстниками является неотъемлемым и крайне необходимым способом специфического восприятия информации и обмена ей с окружающим миром. Во время него происходит получение информации, по каким-либо недоступной или запрещаемой для изучения взрослыми. Ы частности, обсуждение вопроса сексуального и полового развития происходит преимущественно между подростками в личностном общении, и отсутствие его может крайне негативно сказаться на психофизическом развитии.

Также во время общения со сверстниками происходят специфические виды деятельности, такие как групповая игра и совместный труд, которые прививают подростку необходимые ему навыки социального взаимодействия и социального ориентирования, вырабатывает навыки коллективной дисциплины, помимо этого учит заботиться о своих интересах, отстаивать свои права, а также определять соотношение своих интересов с интересами общественными или коллективными. Во время общения со взрослым подросток находится с ним на разных социальных ролях и в разном социальном статусе, что не дает выработать необходимые навыки. В обществе же сверстников все отношения строятся на базе равенства статусов и ролей, изменение которых происходит под влиянием поступков и межличностных отношений самого подростка, его коммуникативных навыков. Дух соревновательности, присущий подростковым коллективам и чуждый отношениям со взрослыми также вырабатывает у подростка новые представления о мире и подходящие навыки.

Необходимо учитывать и приобретающийся иной опыт эмоциональных контактов, которому способствует атмосфера межличностного общения подростков. Помимо духа соревновательности туда входит также чувство групповой принадлежности, товарищеской поддержки и помощи, принадлежности к определенной группе. Всё это дает подростку новые эмоции и ощущения надежности и благополучие, своего значения в мире. Для него очень важно занимаемое им место в иерархии группы, осознание своего «я» имеет наиважнейшее значение для самоуважения и самоощущения подростка. Уважение окружающих является едва ли не главным критерием социального благополучия.

Психологию общения в этом возрасте можно охарактеризовать как противоречивую и двустороннюю. Две основные потребности подростка: обособления своего «я» и принадлежности к какой-либо группе, включенности в общество, дают ему два совершенно разных эмоциональных и психологических пути, неразрывно связанных и без друг друга невозможных. Потребности в аффилиации и приватизации не дают конкретного пути, а лишь усложняют внутренний мир подростка.

Желание обособиться чаще всего выражается в желании эмансипации, снижения контроля со стороны взрослых, но оказывает влияние и на взрослых.

Таким образом, общительность подростка напрямую связана с его желанием одновременно обособиться, но и быть включенным в группу, что не дает простого понимания подростку, что же именно ему необходимо от межличностного общения и необходимо ли оно ему само по себе.

 

Список литературы: 
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — (Серия «Мастера психологии») – 288 с.
2. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст]: А.А. Бодалев. - М., 1995. - 412с.
3. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. – Прайм-Еврознак, 2007. – Режим доступа https://psychological.slovaronline.com/2078-EMOTSII. - (Дата обращения: 17.11.2019)