Статья:

Внедрение инновационных образовательных технологий в начальной школе как способ повышения качества обучения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Доценко М.К. Внедрение инновационных образовательных технологий в начальной школе как способ повышения качества обучения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 39(306). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/306/155888 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Внедрение инновационных образовательных технологий в начальной школе как способ повышения качества обучения

Доценко Марина Константиновна
студент, НАО Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынұлы педагогический институт им. У. Султангазина, Казахстан, г. Костанай
Соловьева Наталья Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, ассоциированный профессор, заведующая кафедры, НАО Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынұлы педагогический институт им. У. Султангазина, Казахстан, г. Костанай

 

Современные образовательные системы претерпевают значительные изменения под влиянием глобализации и цифровизации. Внедрение инновационных технологий становится важным фактором повышения качества образования. Начальная школа, являясь основой формирования базовых навыков у детей, предоставляет благоприятные условия для апробации таких подходов, что подчеркивает актуальность исследования.

Инновационные образовательные технологии представляют собой совокупность новых методик и инструментов, направленных на повышение эффективности учебного процесса [1; с. 369]. Основы использования инновационных технологий в образовании заложены в трудах ученых, таких как С. А. Смирнов, Е. С. Полат, Дж. Дьюи, Э. Дейл. Согласно их исследованиям, применение технологий в обучении способствует повышению качества образования за счет активизации познавательной деятельности учеников. Инновационные образовательные технологии охватывают широкий спектр подходов и методик, среди которых можно выделить следующие [5; с. 305]:

  1. Технология проблемного обучения. Основывается на работе с реальными или гипотетическими проблемами, которые требуют поиска решений. [2; с. 99].
  2. Перевернутое обучение. Изучение теоретического материла дома, а отработка практических навыков на уроке.
  3. Игровые технологии.  Группа приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр [3; с. 748].
  4. VR-технологии. Погружение в интерактивные обучающие среды.
  5. Технология развития критического мышления. Использование на уроках трех этапов (стадий): вызова, смысловой и рефлексии [4].

Для успешного внедрения инновационных образовательных технологий в процесс урока необходимо:

  1. Оптимизация педагогического планирования урока.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
  3. Индивидуализация образовательного процесса.
  4. Развитие взаимодействия и сотрудничества.
  5. Техническое и инфраструктурное обеспечение.
  6. Мониторинг и анализ результатов внедрения.

Эмпирическая часть исследования была направлена на оценку влияния инновационных образовательных технологий на качество усвоения учебного материала. Был проведен педагогический эксперимент, который включал три основных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе проводился анализ исходного уровня знаний и навыков учащихся. Для этого были использованы диагностические методики, которые определяли базовый уровень знаний, мотивации и вовлеченности. Выявлено, что большинство учащихся демонстрирует средний уровень знаний и невысокую мотивацию.

Формирующий этап эксперимента включал применение инновационных образовательных технологий. В рамках серии уроков использовались следующие методы: Интерактивные платформы такие платформы как: “Wordwall”, “Bamboozle”, “Genially”; перевернутое обучение; игровые технологии. На формирующим этапе также активно использовалось групповое взаимодействие.

Контрольный этап исследования был направлен на оценку изменений. Он включал повторное тестирование, анализ и наблюдение. Результаты показали, что средний балл увеличился на 10–15% по сравнению с начальным уровнем. Мотивация также продемонстрировала положительную динамику. Доля учащихся с высокой заинтересованностью возросла на 30%. Наблюдения показали, что дети стали проявлять большую самостоятельность, активно взаимодействовать, а также демонстрировать инициативу в процессе обучения.

Проведенное исследование подтвердило, что внедрение инновационных образовательных технологий в начальной школе является эффективным инструментом для повышения качества обучения. Таким образом, инновационные образовательные технологии имеют значительный потенциал для модернизации системы начального образования, обеспечивая соответствие современным требованиям и способствуя формированию у учащихся базовых компетенций, необходимых для успешного дальнейшего обучения.

 

Список литературы:
1. Агдавлетова А.М., Белоусова И. Д. Инновационные технологии при внедрении государственных образовательных стандартов нового поколения // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. №11. 
2. Браун А., Бимроуз Дж Инновационные образовательные технологии // Высшее образование в России. - 2007. - №4. - С. 98-100.
3. Комова А. Д. Сущность игровой технологии // Теория и практика современной науки. 2019. №5 (47). 
4. Кузнецова Е.Г. Технология развития критического (творческого) мышления через чтение и письмо // Наука и образование сегодня. 2021. №9 (68). 
5. Уракова Е. А., Михайленко Д. М., Сидоров А. Н.  Инновационные образовательные технологии системы профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4.