Внедрение инновационных образовательных технологий в начальной школе как способ повышения качества обучения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Внедрение инновационных образовательных технологий в начальной школе как способ повышения качества обучения
Современные образовательные системы претерпевают значительные изменения под влиянием глобализации и цифровизации. Внедрение инновационных технологий становится важным фактором повышения качества образования. Начальная школа, являясь основой формирования базовых навыков у детей, предоставляет благоприятные условия для апробации таких подходов, что подчеркивает актуальность исследования.
Инновационные образовательные технологии представляют собой совокупность новых методик и инструментов, направленных на повышение эффективности учебного процесса [1; с. 369]. Основы использования инновационных технологий в образовании заложены в трудах ученых, таких как С. А. Смирнов, Е. С. Полат, Дж. Дьюи, Э. Дейл. Согласно их исследованиям, применение технологий в обучении способствует повышению качества образования за счет активизации познавательной деятельности учеников. Инновационные образовательные технологии охватывают широкий спектр подходов и методик, среди которых можно выделить следующие [5; с. 305]:
- Технология проблемного обучения. Основывается на работе с реальными или гипотетическими проблемами, которые требуют поиска решений. [2; с. 99].
- Перевернутое обучение. Изучение теоретического материла дома, а отработка практических навыков на уроке.
- Игровые технологии. Группа приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр [3; с. 748].
- VR-технологии. Погружение в интерактивные обучающие среды.
- Технология развития критического мышления. Использование на уроках трех этапов (стадий): вызова, смысловой и рефлексии [4].
Для успешного внедрения инновационных образовательных технологий в процесс урока необходимо:
- Оптимизация педагогического планирования урока.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
- Индивидуализация образовательного процесса.
- Развитие взаимодействия и сотрудничества.
- Техническое и инфраструктурное обеспечение.
- Мониторинг и анализ результатов внедрения.
Эмпирическая часть исследования была направлена на оценку влияния инновационных образовательных технологий на качество усвоения учебного материала. Был проведен педагогический эксперимент, который включал три основных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе проводился анализ исходного уровня знаний и навыков учащихся. Для этого были использованы диагностические методики, которые определяли базовый уровень знаний, мотивации и вовлеченности. Выявлено, что большинство учащихся демонстрирует средний уровень знаний и невысокую мотивацию.
Формирующий этап эксперимента включал применение инновационных образовательных технологий. В рамках серии уроков использовались следующие методы: Интерактивные платформы такие платформы как: “Wordwall”, “Bamboozle”, “Genially”; перевернутое обучение; игровые технологии. На формирующим этапе также активно использовалось групповое взаимодействие.
Контрольный этап исследования был направлен на оценку изменений. Он включал повторное тестирование, анализ и наблюдение. Результаты показали, что средний балл увеличился на 10–15% по сравнению с начальным уровнем. Мотивация также продемонстрировала положительную динамику. Доля учащихся с высокой заинтересованностью возросла на 30%. Наблюдения показали, что дети стали проявлять большую самостоятельность, активно взаимодействовать, а также демонстрировать инициативу в процессе обучения.
Проведенное исследование подтвердило, что внедрение инновационных образовательных технологий в начальной школе является эффективным инструментом для повышения качества обучения. Таким образом, инновационные образовательные технологии имеют значительный потенциал для модернизации системы начального образования, обеспечивая соответствие современным требованиям и способствуя формированию у учащихся базовых компетенций, необходимых для успешного дальнейшего обучения.