Статья:

Особенности преподавания фронтальной композиции в младшем школьном возрасте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мальчикова О.П. Особенности преподавания фронтальной композиции в младшем школьном возрасте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 17(38). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/38/40145 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности преподавания фронтальной композиции в младшем школьном возрасте

Мальчикова Ольга Петровна
студент, Смоленский Государственный университет – СмолГУ, РФ, г. Смоленск

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания композиции в младшем школьном возрасте. Проверка уровня знаний по композиции у детей младшего школьного возраста через экспериментальное занятие.

Abstract. The article discusses the features of composition teaching at primary school age and checking of composition knowledge level among children of primary school age through an experimental class.

 

Ключевые слова: младший школьный возраст; основы композиции; фронтальная композиция; экспериментальное занятие.

Keywords: primary school age; basics of composition; frontal composition; experimental lesson.

 

Французский архитектор Ле Корбюзье говорил, что «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» [2]. Роль искусства в формировании личности важна. Знания основ композиции формируют элементарную грамотность восприятия и понимания произведений искусства. Композиция играет значительную роль во многих сферах искусства. Она обеспечивает произведению логичное и красивое расположение частей, что в свою очередь делает его содержание более понятным. Главная задача композиционного построения произведения - распределение материала в такой последовательности и взаимосвязи частей, что позволяет выявить смысл и значение произведения, создать гармоничную и выразительную художественную форму. Без понимания и осмысления композиционного построения произведения сложно понять или создать его.

Изучение основ композиции связанно со многими психологическими и педагогическими аспектами: с возрастными особенностями учащихся, уровнем художественно-образного и логического мышления, способностью к познавательной деятельности. Несмотря на то, что в настоящее время изучению основ композиции уделяется время в учебном процессе в школах и в дополнительном образовании, методика преподавания композиции требует доработки и систематизации.

Анализ учебной программы «Изобразительное искусство» разработанной под руководством Неменского Б.М. показал, что в младшем школьном возрасте по результатам освоения программы дети должны знать что композиция - это главное средство выразительности художественного произведения.

Уметь:

·создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру;

·различать художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

·умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

·создавать творческие композиции разными материалами с натуры, по памяти и по воображению [3].

Для проверки уровня знаний по композиции у детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное занятие, на котором были поставлены следующие задачи:

• установить знакомо ли детям понятие «композиция»;

• определить уровень знаний о композиции;

• определить насколько уровень их знаний соответствует их возрасту;

• выяснить опираются ли учащиеся на уже имеющиеся у них знания о композиции в процессе работы.

В экспериментальном занятии приняло участие 15 детей из разных образовательных учреждений в возрасте от 7 до 11 лет. Занятие проводилось в три этапа.

Задача первого этапа – выяснить наличие и характер знаний по композиции. В начале занятия учащимся были заданы проверочные вопросы.

Результаты проведения данного этапа показали, что большинство детей из группы понимали и имели представление о композиции. Они легко отвечали на вопросы о том, что такое композиция. Также опрос выявил заинтересованность в данной теме. Это выражалось в активности учащихся: дети быстро отвечали на вопросы, поднимали руки, приводили оригинальные примеры, сами задавали вопросы. Некоторые вопросы вызывали затруднение у детей. Так, например, на вопрос «Где вы встречали слово «композиция?» большая часть группы не смогла ответить.

Задача второго этапа – систематизация имеющихся знаний и сообщение нового материала по данной теме. Суть работы заключалась в ознакомлении учащихся с некоторыми основными законами и правилами композиции, такими как: расположение изображения на формате с целью передачи замысла, выделение главного и второстепенного с помощью размера и цвета.

На этом этапе занятия учащимся было показано действие основных законов композиции на примере дидактических пособий. Объяснение нового материала было проведено в форме беседы с показом пособий, каждое из которых иллюстрировало одно из правил композиции. Так, например, на первом пособии была изображена фигура человека в верхней части листа. При демонстрации этого рисунка были заданы вопросы «Как вы думаете, почему художник именно так расположил фигуру? Что он хотел этим сказать зрителю?». Дети, отвечая на вопрос, придумывали сюжет картины.

После ознакомления с основными законами и правилами, такими как расположение, размер и выделение главного в композиции, детям было дано упражнение для проверки усвоения информации, которые выполнены на доске. С помощью упражнения учащиеся закрепили знания о формальной композиции. Они выполняли небольшие рисунки на заданные темы (печаль, одиночество, веселье, любовь и т.д.), самостоятельно определяя размер и расположение «героев» композиции.

Дети с удовольствием выполняли данное упражнение. Большинство учеников смогли использовать полученные знания о композиции в процессе выполнения упражнения. Например, изображая одиночество, учащиеся рисовали одинокую фигуру человека и располагали ее в нижней части формата. Одна девочка изобразила одиночество, нарисовав человека, лежащего в больничной палате со сломанной ногой. Эта ситуация ассоциировалась у нее с одиночеством. Радость у детей ассоциировалась с праздником и танцами. Дети представляли себя на своем дне рождения, делая свою фигуру центром композиции, расположив ее ближе к геометрической середине листа. Многие предлагали не один вариант изображения, а несколько. Изображая «любовь», дети рисовали себя и своих родных, чаще всего родителей. Один мальчик изобразил ситуацию, где он кормит бездомную собаку. На просьбу объяснить выбор сюжета, он сказал, что хочет стать «врачом для животных» и спасать их, так как очень любит собак.

Далее для закрепления материала было рассматривание и анализ картин известных художников, как пример фронтальной композиции.

Детям было показаны работы «Поющий дворецкий» современного британского художника Джека Веттриано и «Кафе-автомат» американского художника Эдварда Хоппера. Эти картины противоположны по своему настроению. Если, на картине Хоппера мы чувствуем грусть и печаль, то картина Веттриано передает радость танца. При показе этих работ детям были заданы вопросы «Как вы думаете, что хотел показать художник», «Как он это сделал и какие средства композиции для этого использовал?» и т.д. Дети четко отвечали на заданные вопросы. Например, рассматривая картину Хоппера они сразу сказали, что картина передает одиночество и печаль. На вопрос «Как выражена печаль в картине?» дети ответили, что девушка сидит одна, художник специально подвинул ее в сторону края формата, чтобы показать пустое помещение кафе. Учащиеся узнали, что художник для передачи смысла и настроения картины использовал такие средства композиции как расположение и размер. Рассматривая картину Веттриано дети сразу выявили, что главная на изображении танцующая пара. Так как она находится в центре. К тому же девушка выделена ярко красным цветом.

Проведение данного этапа показало, что учащиеся смогли усвоить новый материал по теме.

Задача третьего этапа – применение полученных знаний в творческой работе. Детям предлагалось расположить героев композиции в соответствии с выбранным ими сюжетом или ситуацией. Работа выполнялась на примере аппликации из бабочек. После того, как все бабочки были вырезаны, учащиеся должны были выбрать сюжет («ветер», «одиночество», «веселье», «танец») и расположить в соответствии с ним. При этом в композиции должны быть главные герои и второстепенные. Учащиеся удачно справились с данным заданием. Они предлагали разные варианты композиции, некоторые учащиеся выбирали сюжет из предложенных тем, а некоторые сами придумывали его.

Проведение данного этапа показало, что учащиеся усвоили полученную информацию и смогли применить ее в творческой работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что тема «Фронтальная композиция» может изучаться с учащимися младшего дошкольного возраста. Это доказывает проведенное нами экспериментальное занятие.

На результативность проведенного экспериментального занятия повлияла прежде всего доступность подаваемой детям информации. Это использование и объяснение терминов простыми, понятными для детей данного возраста словами. Большую роль в понимании и осмыслении данной темы оказали дидактические пособия, использованные в процессе объяснения ключевых понятий и правил фронтальной композиции. Также большое влияние на осмысления темы оказали примеры близкие детям, с которыми они могли столкнуться в повседневной жизни.

 

Список литературы: 
1. Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – М.: Издательство В. Шевчук, 2014. – 144с;
2. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Ле Корбюзье. - М.: Прогресс,1970. - 303с;
3. Неменский Б.М. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь \ Б.М Немен-ского. – М.: Просвещение, 2002. – 138с; 
4. Шорохов Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1986. – 208с.