Применение компьютерного тестирование в процессе обучения военнослужащих
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)
Применение компьютерного тестирование в процессе обучения военнослужащих
Аннотация. Статья посвящена вопросу применению в системе боевой подготовки военнослужащих компьютерного тестирования программы SunRav TestOfficePro. В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны компьютерного тестирования, а также сформировани выводы по результатам экспериментов. Рассматривается понятие информационное превосходство как показатель уровня усвоения учебной дисциплины.
Ключевые слова: общественно-государственная подготовка, компьютерное тестирование, SunRav TestOfficePro, военнослужащие, информационное превосходство.
Новый учебный год в объединениях, соединениях и воинских частях всех видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации начинается 1 декабря, войска приступают к очередному циклу учебно-боевой подготовки.
В 2019 учебном году продолжится интенсификация и внедрение передового опыта и новаций в боевую подготовку в целях совершенствования постоянной готовности подразделений, воинских частей и соединений армии Российской Федерации к выполнению возложенных на них задач.
Прежде всего, приоритетом в новом году является, повышение качества подготовки войск при сохранении высокой интенсивности боевой учёбы, совершенствование алгоритма работы по руководству боевой подготовкой, методов работы по организации боевых действий с использованием современных автоматизированных систем.
По итогам 2018 года отмечается повышение уровня выучки подразделений за счет увеличения интенсивности боевой подготовки и применения новых (перспективных) методик обучения, в том числе с использованием современных технических средств. [7]
В настоящее время использование тестирование как одной из актуальных форм качества подготовки военнослужащих, позволяет объективно оценить объем усвоения дисциплины. Использование компьютерного тестирования позволяет организовать и повысить качества учебного процесса.
При использовании компьютерного тестирования, существует положительная и отрицательная сторона:
- Положительная сторона:
- инструмент дистанционного контроля знаний, степени освоения и компетенции для проверки полноты усвоения пройденного материала;
- способствует организации и повышению качества учебного процесса;
- повышение объективности оценки знаний по сравнению с устным фактором, исключается субъективная составляющая;
- позволяет оценить весь пройденный учебный материал дисциплины;
- тестирование позволяет значительно сократить время на обработку данных и показать динамику процесса изучения и охвата обучаемыми знаний, полученные данные служат материалом для дальнейшего анализа и формирования последующих выводов и предложений.
- Отрицательная сторона:
- механическая память запоминания ответов, без изложения мыслей, умозаключений, формулировка выводов и логических заключений;
- пробелы в знаниях по отдельным разделам, не возможна без дополнительной работы с обучаемыми;
- в тесте имеет место элемент случайности, а правильный ответ заложен изначально и прийти к нему можно и без знаний по пути отрицания или логического не соответствия;
Выбор программного продукта для построения системы компьютерного тестирования играет важную роль. Развитая система программного обеспечения предлагает больший выбор программных продуктов с целью реализации образовательного процесса.
Согласно методических рекомендаций по созданию интерактивных электронных учебников и обучающих курсов в Вооруженных Силах Российской Федерации используется программный комплекс компьютерного тестирования SunRav TestOfficePro.[6]
С целью проверки уровня знаний военнослужащих проходящих службу по призыву в рамках изучения дисциплины общественно-государственная подготовка и проверки гипотезы, что проведение компьютерного тестирования не приводит к искажению результатов оценки знаний по сравнению с традиционным методом проводимым на бумажных носителях проведен эксперимент.
Для проверки уровня знаний и гипотезы привлекались военнослужащие в количестве 60 человек, которые были разбиты на две группы.
Для проведения компьютерного тестирования использовалась оболочка SunRav TestOfficPro 6. Разработка тестов производилась в редакторе тестов tMaker. Для получения качественного результата задания были идентичные.
По результатам проведенного тестирования были получены результаты позволяющие сформулировать следующие выводы:
- В первой группе по результатам компьютерного тестирования получен результат: средний бал – 4,5 балла, где оценка «5» - 19 человек, «4» - 7 человек, «3» - 4 человека, «2» - 0 человек.
- Во второй группе по результатам бумажного тестирования получен результат: средний бал – 4,4 балла, где оценка «5» - 16 человек, «4» - 10 человек, «3» - 3 человека, «2» - 0 человек.
- Как видно по среднему баллу результат близкий как для компьютерного тестирования, так и для бумажного, что показывает, что компьютерная форма тестирования не вносит искажений в результат.
- Распределение военнослужащих по оценкам говорит о разном уровне подготовки военнослужащих, что подтверждается промежуточным критерием оценок в процессе обучения согласно журнала учета занятия.[3]
Использование компьютера для проведения тестирования экономит время учебного процесса, позволяя провести проверку всего личного состава в режиме реального времени, а так же провести контроль и достоверность результатов тех, кто находится на значительном территориальном удалении от вышестоящего подразделения.
С целью выявления времени затраченного на проведение тестирования, обработку полученного результата и недопущения фальсификации результатов тестирования удаленного подразделения, в рамках изучения дисциплины общественно-государственная подготовка проведен эксперимент.
Для участия в эксперименте привлекались военнослужащие в количестве трех групп:
- группа один – тестировалось с применением компьютерного теста разработанного на оболочке SunRav TestOfficPro 6;
- группа два – тестировалось с применением традиционного бумажного теста;
- группа три – тестировалась с применением компьютерного теста разработанного на оболочке SunRav TestOfficPro 6, но находилась на удалении 200 км от руководителей эксперимента.
Численность в группах по 30 человек. Тесты были идентичными в количестве 20 вопросов.
По результатам получены результаты:
- Группе один прошла тест в полном составе за 60 минут (10 рабочих мест для тестирования), на анализ материалов, выставление шкалы усвоения материала группы и каждого военнослужащего, распечатка отчетного материала не превысило 10 минут. Итого времени 70 минут.
- Группа два прошла тест в полном составе за 60 минут, выставление шкалы, обработка материала группы и каждого военнослужащего составило 60 минут, анализ материалов 15 минут, подготовка отчетного материала не превысило 10 минут. Итого времени 145 минут.
- Группа три показала результат группы один. Доставка материала руководству эксперимента составила 5 минут, путем передачи по сети Internet. Итого времени 75 минут.
- Таким образом мы видим:
- значительные временные затраты при обработке результатов с применением бумажного тестирования;
- преподаватель освобождается от трудоемкой и рутинной работы при обработке результатов и подведении итогов бумажно тестирования;
- значительно сокращено время оценки военнослужащих и подразделений находящихся на территориальном удалении;
- применение в компьютерном тесте системы защиты (защита ответов паролем) и счетчика времени (на тест дается ограниченное время, после чего он прекращается) повышается достоверность и качество оценки результатов;
- за очень короткое время проверяющий получает полные данные об уровне подготовке военнослужащих и подразделения, а так же оперативно может доложить и передать данные в вышестоящий штаб с применением сети Internet, без учета фактора расстояния.
Каждый военнослужащий должен быть оценен за месяц, квартал, период обучения и учебный год.
Оценка по общественно-государственной подготовки включает в себя показатели:
- Оценку объема и глубины знаний изученного материала в соответствии с тематикой обучения;
- Оценку понимания изученного, самостоятельности суждений и убеждений;
- Оценку умений реализовать полученные знания при выполнении должностных обязанностей.
Оценка выставляется по четырех бальной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно.
Исходя из личного опыта и как показывает практика, возможности компьютерного тестирования, следующие:
- Результаты тестирования, появляются в режиме реального времени;
- Результат автоматически формируется и сохраняется в базе;
- Возможность различного наполнения содержимого тестов и их модификацию;
- В зависимости от уровня подготовки военнослужащих формирование тестовых комбинаций;
- Использование мультимедии (фото, видео, речь и т.д.) для тестирования.
Явным преимуществом тестирования с применением компьютерных технологий, является надежность полученных результатов тестирования, которое позволяет показать объективность полученных результатов и эффективность принимаемых решений по результатам тестирования.[1]
Только сочетание компьютерных тестов с традиционными методами контроля дает возможность проверки глубокого понимания предмета обучения, овладение стилем мышления, свойственным изучаемой дисциплине в рамках технологии обучения.[4]
Учитывая тот фактор, что компьютерное тестирование, является одним из видов тестирования и является неоднозначным и сложным процессом. Тот фактор, что уровень подготовки обучаемых различен и добиться унифицированного критерия оценки достаточно сложная задача.
Применение компьютерного тестирования в системе боевой подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации позволяет характеризовать систему контроля и оценки знания как информационное превосходство.
Для получения и правильного использования информационного превосходства необходимо:
- сформировать объемную и расширенную базу тестирования;
- личный состав участвующий в создании и использовании программного обеспечения должен быть подготовлен и компетентен;
- материально-техническая база должна соответствовать минимальным требованиям, а именно наличие компьютеров и их производительные мощности.
Овладение информационным превосходством значительно повышает возможности командиров и начальником, а так же вышестоящие штабы быстро оценивать текущую обстановку в воинских частях и подразделениях (вплоть до конкретного военнослужащего) и знать ее в течение короткого времени и умело воздействовать на процесс обучения.
Однако, для качественной оценки военнослужащих по предмету общественно-государственная подготовка необходимым решением для качественной оценки каждого военнослужащего более эффективным необходимо сочетание классической методики устного ответа и различных видов компьютерного тестирования, например использование компьютерного тестирования для допуска к итоговой сдачи и для фиксации промежуточных результатом для оценки динамики обучения.[2]