Статья:

Применение компьютерного тестирование в процессе обучения военнослужащих

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Купцов Н.М., Куликов А.Ю. Применение компьютерного тестирование в процессе обучения военнослужащих // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 14(65). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/65/50087 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение компьютерного тестирование в процессе обучения военнослужащих

Купцов Николай Михайлович
магистрант, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, РФ, г. Ярославль
Куликов Александр Юрьевич
канд. психол. наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу применению в системе боевой подготовки военнослужащих компьютерного тестирования программы SunRav TestOfficePro. В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны компьютерного тестирования, а также сформировани выводы по результатам экспериментов. Рассматривается понятие информационное превосходство как показатель уровня усвоения учебной дисциплины.

Ключевые слова: общественно-государственная подготовка, компьютерное тестирование, SunRav TestOfficePro, военнослужащие, информационное превосходство.

 

Новый учебный год в объединениях, соединениях и воинских частях всех видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации начинается 1 декабря, войска приступают к очередному циклу учебно-боевой подготовки.

В 2019 учебном году продолжится интенсификация и внедрение передового опыта и новаций в боевую подготовку в целях совершенствования постоянной готовности подразделений, воинских частей и соединений армии Российской Федерации к выполнению возложенных на них задач.

Прежде всего, приоритетом в новом году является, повышение качества подготовки войск при сохранении высокой интенсивности боевой учёбы, совершенствование алгоритма работы по руководству боевой подготовкой, методов работы по организации боевых действий с использованием современных автоматизированных систем.

По итогам 2018 года отмечается повышение уровня выучки подразделений за счет увеличения интенсивности боевой подготовки и применения новых (перспективных) методик обучения, в том числе с использованием современных технических средств. [7]

В настоящее время использование тестирование как одной из актуальных форм качества подготовки военнослужащих, позволяет объективно оценить объем усвоения дисциплины. Использование компьютерного тестирования позволяет организовать и повысить качества учебного процесса.

При использовании компьютерного тестирования, существует положительная и отрицательная сторона:

  1. Положительная сторона:

- инструмент дистанционного контроля знаний, степени освоения и компетенции для проверки полноты усвоения пройденного материала;

- способствует организации и повышению качества учебного процесса;

- повышение объективности оценки знаний по сравнению с устным фактором, исключается субъективная составляющая;

- позволяет оценить весь пройденный учебный материал дисциплины;

- тестирование позволяет значительно сократить время на обработку данных и показать динамику процесса изучения и охвата обучаемыми знаний, полученные данные служат материалом для дальнейшего анализа и формирования последующих выводов и предложений.

  1. Отрицательная сторона:

- механическая память запоминания ответов, без изложения мыслей, умозаключений, формулировка выводов и логических заключений;

- пробелы в знаниях по отдельным разделам, не возможна без дополнительной работы с обучаемыми;

- в тесте имеет место элемент случайности, а правильный ответ заложен изначально и прийти к нему можно и без знаний по пути отрицания или логического не соответствия;

Выбор программного продукта для построения системы компьютерного тестирования играет важную роль. Развитая система программного обеспечения предлагает больший выбор программных продуктов с целью реализации образовательного процесса.

Согласно методических рекомендаций по созданию интерактивных электронных учебников и обучающих курсов в Вооруженных Силах Российской Федерации используется программный комплекс компьютерного тестирования SunRav TestOfficePro.[6]

С целью проверки уровня знаний военнослужащих проходящих службу по призыву в рамках изучения дисциплины общественно-государственная подготовка и проверки гипотезы, что проведение компьютерного тестирования не приводит к искажению результатов оценки знаний по сравнению с традиционным методом проводимым на бумажных носителях проведен эксперимент.

Для проверки уровня знаний и гипотезы привлекались военнослужащие в количестве 60 человек, которые были разбиты на две группы.

Для проведения компьютерного тестирования использовалась оболочка SunRav TestOfficPro 6. Разработка тестов производилась в редакторе тестов tMaker. Для получения качественного результата задания были идентичные.

По результатам проведенного тестирования были получены результаты позволяющие сформулировать следующие выводы:

  1. В первой группе по результатам компьютерного тестирования получен результат: средний бал – 4,5 балла, где оценка «5» - 19 человек, «4» - 7 человек, «3» - 4 человека, «2» - 0 человек.
  2. Во второй группе по результатам бумажного тестирования получен результат: средний бал – 4,4 балла, где оценка «5» - 16 человек, «4» - 10 человек, «3» - 3 человека, «2» - 0 человек.
  3. Как видно по среднему баллу результат близкий как для компьютерного тестирования, так и для бумажного, что показывает, что компьютерная форма тестирования не вносит искажений в результат.
  4. Распределение военнослужащих по оценкам говорит о разном уровне подготовки военнослужащих, что подтверждается промежуточным критерием оценок в процессе обучения согласно журнала учета занятия.[3]

Использование компьютера для проведения тестирования экономит время учебного процесса, позволяя провести проверку всего личного состава в режиме реального времени, а так же провести контроль и достоверность результатов тех, кто находится на значительном территориальном удалении от вышестоящего подразделения.

С целью выявления времени затраченного на проведение тестирования, обработку полученного результата и недопущения фальсификации результатов тестирования удаленного подразделения, в рамках изучения дисциплины общественно-государственная подготовка проведен эксперимент.

Для участия в эксперименте привлекались военнослужащие в количестве трех групп:

- группа один – тестировалось с применением компьютерного теста разработанного на оболочке SunRav TestOfficPro 6;

- группа два – тестировалось с применением традиционного бумажного теста;

- группа три – тестировалась с применением компьютерного теста разработанного на оболочке SunRav TestOfficPro 6, но находилась на удалении 200 км от руководителей эксперимента.

Численность в группах по 30 человек. Тесты были идентичными в количестве 20 вопросов.

По результатам получены результаты:

  1. Группе один прошла тест в полном составе за 60 минут (10 рабочих мест для тестирования), на анализ материалов, выставление шкалы усвоения материала группы и каждого военнослужащего, распечатка отчетного материала не превысило 10 минут. Итого времени 70 минут.
  2. Группа два прошла тест в полном составе за 60 минут, выставление шкалы, обработка материала группы и каждого военнослужащего составило 60 минут, анализ материалов 15 минут, подготовка отчетного материала не превысило 10 минут. Итого времени 145 минут.
  3. Группа три показала результат группы один. Доставка материала руководству эксперимента составила 5 минут, путем передачи по сети Internet. Итого времени 75 минут.
  4. Таким образом мы видим:

- значительные временные затраты при обработке результатов с применением бумажного тестирования;

- преподаватель освобождается от трудоемкой и рутинной работы при обработке результатов и подведении итогов бумажно тестирования;

- значительно сокращено время оценки военнослужащих и подразделений находящихся на территориальном удалении;

- применение в компьютерном тесте системы защиты (защита ответов паролем) и счетчика времени (на тест дается ограниченное время, после чего он прекращается) повышается достоверность и качество оценки результатов;

- за очень короткое время проверяющий получает полные данные об уровне подготовке военнослужащих и подразделения, а так же оперативно может доложить и передать данные в вышестоящий штаб с применением сети Internet, без учета фактора расстояния.

Каждый военнослужащий должен быть оценен за месяц, квартал, период обучения и учебный год.

Оценка по общественно-государственной подготовки включает в себя показатели:

  1. Оценку объема и глубины знаний изученного материала в соответствии с тематикой обучения;
  2. Оценку понимания изученного, самостоятельности суждений и убеждений;
  3. Оценку умений реализовать полученные знания при выполнении должностных обязанностей.

Оценка выставляется по четырех бальной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно.

Исходя из личного опыта и как показывает практика, возможности компьютерного тестирования, следующие:

  1. Результаты тестирования, появляются в режиме реального времени;
  2. Результат автоматически формируется и сохраняется в базе;
  3. Возможность различного наполнения содержимого тестов и их модификацию;
  4. В зависимости от уровня подготовки военнослужащих формирование тестовых комбинаций;
  5. Использование мультимедии (фото, видео, речь и т.д.) для тестирования.

Явным преимуществом тестирования с применением компьютерных технологий, является надежность полученных результатов тестирования, которое позволяет показать объективность полученных результатов и эффективность принимаемых решений по результатам тестирования.[1]

Только сочетание компьютерных тестов с традиционными методами контроля дает возможность проверки глубокого понимания предмета обучения, овладение стилем мышления, свойственным изучаемой дисциплине в рамках технологии обучения.[4]

Учитывая тот фактор, что компьютерное тестирование, является одним из видов тестирования и является неоднозначным и сложным процессом. Тот фактор, что уровень подготовки обучаемых различен и добиться унифицированного критерия оценки достаточно сложная задача.

Применение компьютерного тестирования в системе боевой подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации позволяет характеризовать систему контроля и оценки знания как информационное превосходство.

Для получения и правильного использования информационного превосходства необходимо:

- сформировать объемную и расширенную базу тестирования;

- личный состав участвующий в создании и использовании программного обеспечения должен быть подготовлен и компетентен;

- материально-техническая база должна соответствовать минимальным требованиям, а именно наличие компьютеров и их производительные мощности.

Овладение информационным превосходством значительно повышает возможности командиров и начальником, а так же вышестоящие штабы быстро оценивать текущую обстановку в воинских частях и подразделениях (вплоть до конкретного военнослужащего) и знать ее в течение короткого времени и умело воздействовать на процесс обучения.

Однако, для качественной оценки военнослужащих по предмету общественно-государственная подготовка необходимым решением для качественной оценки каждого военнослужащего более эффективным необходимо сочетание классической методики устного ответа и различных видов компьютерного тестирования, например использование компьютерного тестирования для допуска к итоговой сдачи и для фиксации промежуточных результатом для оценки динамики обучения.[2]

 

Список литературы:
1. Мисюра В.В. Опыт внедрения системы компьютерного тестирования знаний // Интернет журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2012. - № 3. – С.1-6.
2. Попов А.В. Тестирование как метод контроля качества знаний студентов // Труды Санкт-Петербургского государственного институт культуры. –  2013.– С.283 – 286.
3. Седов М.С., Соколов Н.Е., Соколова Е.В. Исследование влияния формы проведения педагогического теста на объективность оценки // – Гуманитарные науки. Педагогика. - 2015. - № 4(36). – С.269-277.
4. Семенова Н.И. Анализ современных систем компьютерного тестирования в системе военного образования // Вестник военного образования. – 2018. - № 3 (12). – С.35-38.
5. Сосин В.И. Особенности разработки и применения электронных учебников в образовательном процессе академии Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации // Вестник военного образования. – 2018. - № 3 (12) — С. 31-36.
6. Методические рекомендации по применению интерактивных электронных учебников и обучающих курсов на основных видах занятий. – М.: МО РФ, 2016.
7. Сайт газеты Красная Звезда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://redstar.ru/k-novym-vershinam-voinskogo-masterstva (дата обращения: 04.03.19).