Статья:

АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мельников К.А. АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 42(309). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/309/157204 (дата обращения: 06.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Мельников Кирилл Александрович
магистрант, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-нa-Дону
Максименко Александр Николаевич
научный руководитель, доцент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-нa-Дону

 

ANALYSIS OF THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE LEGAL REGULATION OF THE STS AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS

 

Kirill Melnikov

Master's student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Aleksandr Maksimenko

Academic supervisor, Associate professor, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В данной статье был проведен анализ правового регулирования упрощенной системы налогообложения в России, а также его влиянию на развитие малого предпринимательства. Рассматриваются основные преимущества и недостатки УСН как механизма, предназначенного для упрощения налогового учета и снижения налогового бремени для предпринимателей. Помимо этого, анализируются такие аспекты, такие как упрощение отчетности, снижение ставок налогов и гибкость системы для предпринимателей.

Abstract. This article analyzes the legal regulation of the simplified taxation system in Russia, as well as its impact on the development of small business. The main advantages and disadvantages of the STS as a mechanism designed to simplify tax accounting and reduce the tax burden for entrepreneurs are considered. In addition, such aspects as simplification of reporting, reduction of tax rates and flexibility of the system for entrepreneurs are analyzed.

 

Ключевые слова: специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, налогоплательщик, система налогообложения, проблемы правового регулирования.

Keywords: special tax regimes, simplified taxation system, taxpayer, taxation system, problems of legal regulation.

 

Организации и индивидуальные предприниматели применяют упрощенную систему налогообложения наряду с другими налоговыми режимами, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход на упрощенную систему налогообложения, а также возврат к другим налоговым режимам осуществляются добровольно и регулируются положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Одним из главных преимуществ УСН является снижение налоговой нагрузки на малый бизнес. Согласно статье 346.20 НК РФ, налоговая ставка по УСН составляет 6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов. Это значительно ниже, чем общие ставки налога на прибыль, которые могут достичь 20% в зависимости от региона и вида деятельности. Такой уровень ставок делает УСН привлекательным выбором для начинающих предпринимателей и способствует повышению рентабельности малого бизнеса, что особенно важно в условиях высокой конкуренции и нестабильной экономической ситуации.

УСН также характеризуется упрощенной процедурой учета и отчетности. Например, согласно статье 346.25 НК РФ, налогоплательщики, применяющие УСН, освобождаются от необходимости вести бухгалтерский учет в полном объеме, ограничиваясь ведением книги учета доходов и расходов. Эта особенность актуальна для небольших предприятий, где отсутствуют ресурсы на содержание обширного бухгалтерского аппарата. Упрощение отчетности и снижение административной нагрузки позволяет предпринимателям сосредоточится на развитии бизнеса и повышении качества товаров и услуг.

Помимо этого, налогоплательщики имеют возможность выбрать объект налогообложения в зависимости от специфики своей деятельности, в соответствии со статьей 346.14 НК РФ, налогоплательщик может выбрать между системой налогообложения «доходы» (6%) и «доходы минус расходы» (15%). Такая гибкость позволяет оптимизировать налоговые платежи в зависимости от структуры затрат и доходов предприятия, что особенно важно для бизнеса с высоким уровнем переменных расходов.

Сниженная налоговая нагрузка и упрощенная отчетность способствуют легализации бизнеса. Введение УСН значительно увеличило число зарегистрированных ИП и малых предприятий, что, в свою очередь, положительно сказалось на налоговой дисциплине и уровне собираемости налогов. Статистика показывает, что значительное количество новых предприятий выбирают именно УСН, что способствует созданию более прозрачной экономической среды.

Однако, данная система налогообложения имеет также недостатки. Например, установленный лимит по доходам и численности сотрудников. На данный момент максимальный доход для применения УСН не должен превышать 200 миллионов рублей в год, а число сотрудников – 130 человек. Эти ограничения сдерживают рост бизнеса, так как предприниматели зачастую вынуждены искусственно ограничивать свои обороты или штат, чтобы оставаться на УСН, избегая перехода на общую систему налогообложения.

Предприятия на УСН не являются плательщиками НДС, что ограничивает их конкурентоспособность на рынке, особенно при работе с крупными заказчиками, Клиенты из корпоративного сектора часто предпочитают работать с компаниями, которые могут включать НДС в стоимость своих товаров и услуг, что является сложностью для предприятий на УСН.

Переход с УСН на общую систему налогообложения может быть сложным и сопряженным с административными рисками для бизнеса, Действующее законодательство содержит нормы, регулирующие процедуру перехода, однако на практике она сопровождается рядом трудностей и правовых споров, что создает дополнительные барьеры для предпринимателей.  Для режима «доходы минус расходы» актуальна проблема неоднозначности в определении допустимых расходов, на практике предприниматели часто сталкиваются с трудностями в обосновании своих затрат перед налоговыми органами. Это порождает дополнительные риски и может приводить к возникновению налоговых споров.

При этом, УСН стимулирует создание и развитие новых малых предприятий за счет снижения налоговой нагрузки и упрощения учета. Благодаря допустимости этой системы, в экономику приходят новые предприниматели, что способствует созданию рабочих мест и поддержанию занятости, а регионах, особенно в небольших городах и сельской местности.

За счет упрощенного администрирования и налоговых льгот многие малые предприятия, использующие УСН, имеют больше возможностей для выживания в условиях экономической нестабильности. Согласно исследованиям, компании на УСН демонстрируют более высокие показатели выживаемости по сравнению с теми, кто использует общую систему налогообложения.

Ограничения, установленные для УСН, сдерживают рост предприятий, предпочитающих оставаться на УСН. В результате предприниматели часто оказываются перед выбором: либо оставаться малым бизнесом с ограниченным доходом и численностью персонала, либо переходить на более сложный налоговый режим, что может снизить конкурентоспособность. Способствует сокращению теневой экономики, создавая привлекательные условия для легализации бизнеса. По данным ФНС, значительная часть малых предприятий зарегистрировалась именно на УСН, что подтверждает положительное влияние этой системы на повышение прозрачности бизнеса.

Для поддержания и роста малого бизнеса необходимо рассмотреть возможность увеличения существующих лимитов по доходам и численности сотрудников административных барьеров. Создание механизма, позволяющего малым предприятиям на УСН частично уплачивать НДС, могло бы способствовать их выходу на новый уровень, позволяя им работать с более крупными клиентами.

Упрощение и автоматизация процесса перехода с УСН на общую систему налогообложения могут помочь бизнесу в случае необходимости масштабирования, исключая избыточную административную нагрузку и повышая прозрачность. Расширение списка допустимых расходов доя налога «доходы минус расходы» поможет предпринимателям обоснованно учитывать свои затраты и снизить риски возникновения налоговых споров. 

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства РФ. –  07.08.2000. – № 32. – Ст. 3340.
2. Охтин, И.В. Субъекты малого и среднего предпринимательства // СПС КонсультантПлюс. – 2024.
3. Зарипов, В.М. Соотношение экономического основания налога и смежных явлений // Закон. – 2024. – № 2. – С. 148 - 158.
4. Пьянова, М.В. Налоговое регулирование малого и среднего предпринимательства: опыт применения упрощенной системы налогообложения // Налоги. – 2022. – № 4. – С. 14 - 19.
5. Роль малого предпринимательства в экономике. Аналитическая записка ФНС России // Официальный сайт ФНС России. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения: 06.11.2024).
6. Изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. – 2024.