НАЛОГИ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)
Рубрика: Юриспруденция
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)
НАЛОГИ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Аннотация. В данной статье будут рассмотрены теоретические подходы о налогах и налоговом контроле. Непосредственно затрагиваются цели и назначения существования такого государственного инструмента и его законодательное закрепление в Налоговом Кодексе Российской Федерации.
Ключевые слова: налоги, налоговый контроль, финансовый контроль, взносы.
Налоги – это важнейший аспект экономики и общества, который продолжает меняться в соответствии с эволюцией самой системы. Они не только обеспечивают финансовые потоки для государственных нужд, включая образование и здравоохранение, но и становятся основой для развития многих социальных программ. Этот аспект был подкреплен А. Смитом в его произведении «Наука о государственном богатстве», где он выразил мысль о том, что налоги – это способ передачи средств от гражданской общественности к государству для выполнения его функций и покрытия расходов [5, с. 170-178].
Н.И. Тургенев также уделял внимание этому понятию в своем исследовании «Опыт теории налогов». Он подчеркивал, что налоги не просто средство для обеспечения государственных нужд, но и основа функционирования всего общества, выражая сущность обременения граждан для достижения общих целей [3, с. 11].
Современные исследования подчеркивают исторический аспект налогов, указывая на то, что налоговые механизмы стали актуальны с моментом зарождения государственных структур. Н.И. Тургенев подчеркивает, что важно не только наличие налогов, но и их воспринимаемая необходимость и логика для граждан. К. Рау, немецкий экономист, также соглашается с этой точкой зрения и предлагает обширное толкование налогов как обязательных взносов для поддержки государственного бюджета [3, с. 285].
Существуют однако и иные мнения, например, И.Х. Озеров выражает сомнения относительно целесообразности налогового механизма, указывая на то, что в прошлом налоги могли быть менее формализованы, но в современном мире они представляют собой неотъемлемую часть экономической системы, что вызывает вопросы о правомерности и целесообразности их использования [2, с. 44—45].
В трудах А.А. Соколова подчеркивается, что налоги играют важную роль в экономике, выступая в качестве инструмента финансового регулирования. Он трактует налоги как обязательные платежи, которые государственные органы собирают с физических и юридических лиц с четкой целью и без конкретных вознаграждений для налогоплательщиков [4, с. 158].
Изучая концепцию налогов, можно выделить ключевой аспект – их обязательный характер. [9] Они взимаются в строгом соответствии с законодательством, что подразумевает четко установленные сроки уплаты и цели.
Эффективное управление налоговыми поступлениями невозможно без надлежащего контроля за их сбором и расходованием. Налоговый контроль представляет собой важный элемент финансового менеджмента, направленный на управление денежными потоками. Эта практика обеспечивает эффективное использование бюджетных средств и минимизацию финансовых рисков. [7]
В научной литературе можно найти много определений налогового контроля. Например, Т.Д. Мыктыбаев описывает его как мероприятия, проводимые органами государственной власти для соблюдения налогового законодательства всеми налогоплательщиками, что соответствует нормам Налогового кодекса РФ.
Кроме того, М.В. Романовский и О.В. Рублевская рассматривают налоговый контроль как систему мероприятий по проверке легитимности и эффективности механизмов формирования государственного бюджета на всех административных уровнях. Это включает как выявление дополнительных источников дохода и улучшение налоговой дисциплины, так и применение методов контроля, направленных на соблюдение законодательства в области налогообложения, корректное исчисление и своевременную уплату налогов в бюджет [6].
Налоговый контроль направлен на обеспечение соблюдения налогового законодательства, оценку правомерности финансовых операций, которые осуществляют налогоплательщики. [8] Как указано в статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации, такие проверки проводятся специалистами налоговых органов в пределах их полномочий и могут включать следующие мероприятия: изучение учетных данных и отчетов, запрос пояснений у налогоплательщиков, налоговых агентов и страхователей, а также инспекционные осмотры объектов, относящихся к деятельности проверяемых лиц [1].
Можно выделить следующие направления, по которым осуществляется налоговый контроль:
- проверка исполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;
- проверка постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с этим обязанностей;
- проверка правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременность предоставления налоговых деклараций и достоверность содержащихся в них сведений;
- проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджетную систему РФ налогов и сборов [11];
- проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
- при проведении повторной выездной налоговой проверки осуществляется контроль за деятельностью налогового органа, ранее проводившего налоговую проверку;
- проверка выполнения органами, организациями и должностными лицами обязанности по сообщению налоговым органам сведений, связанных с учетом налогоплательщиков (ст.85 НК РФ).
Однако, не смотря на рассмотренные теоретические аспекты, на практике существует множество проблем касательно налогообложения в российской экономике. Стоит выделить следующие проблемы:
1. Сбалансировать экономические выгоды от налогообложения и социальную справедливость - эта проблема является наиболее сложной, поскольку на общем этапе экономического развития выбор делается в пользу справедливости.
2. По сравнению с развитыми странами, низкий уровень доходов нашего населения, особенно во время экономических кризисов, когда заработная плата большинства граждан сводится к минимальным расходам.
3. На практике в России многое скрыто при налогообложении физических лиц, зарабатывающих выше среднего. Данный вопрос выражается в том, что самозанятое лицо, как правило, не ставит перед собой цель зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, не платит налоги.
К данной проблеме стоит ещё отнести тот факт, что за последние десятилетия на территорию Российской Федерации был большой наплыв иммигрантов, которые преследуют цель заработка. Для недобросовестного работодателя это представляется возможность избежать дополнительных налоговых выплат. Так как, другой добросовестный участник налоговых отношения выплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который удерживается из зарплаты и составляет 13% для резидентов РФ при доходах до 5 млн рублей, 15% — с доходов резидентов РФ, превышающих 5 млн, и 30% — для нерезидентов РФ. В затраты по оплате труда входят страховые взносы, которые зависят от применяемого тарифа.
4. Вопрос о выборе ставки подоходного налога с физических лиц актуальность данного решения может быть объяснена тем фактом, что большинство вопросов по подоходному налогу, связанных с объективностью ставки подоходного налога с физических лиц, действующей в настоящее время в России, представляет собой фиксированную ставку в размере 13%.
5. Ограничение полномочий налоговых органов по взиманию налогов при проведении мониторинга. Так как, НК РФ предусматривает некоторые особенности при проведении камеральных и выездных налоговых проверок в виде определенного периода учета в один календарный год. То есть, при желании любой орган может «скрыть невыгодные для него операции» от налоговых органов.
Для повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации необходимо принять определенные меры по ее совершенствованию:
1. Создание отдельного органа, в полномочия которого входит издание дополнительного толкования правил налогового контроля либо создать соответствующий отдел в ФНС. Это поможет, в частности, для ведение грамотной предпринимательской деятельности физическим лицам без соответствующего образования в данной сфере. Так как, в настоящее время существует проблема несения больших расходов на содержание профессионалов. Так же бы это решило проблемы предоставления неграмотной «помощи от профессионалов».
2. Регулярно проводить тренинг по повышению квалификации сотрудников органов налогового контроля.
3. Уделить внимание статистической оценке деятельности налоговых органов и использование полученных результатов для грамотного распределения нагрузки в процессе планирования контрольной работы. Это поможет усилить организационную работу между федеральными и местными органами, а помимо этого и покажет слабые стороны в работе системы.
4. Донести до общества культуру налогов. В век цифровых технологий у налоговых органов появился шанс создания бесплатного курса для населения в сфере налогообложения. Например, на портале Госуслуги можно создать раздел, связанный с этим вопросом. В него можно включить ответы на популярные вопросы граждан применительно к их регулярным выплатам государству, либо создать краткое пособие, которое наглядно бы показывало работу системы налоговых органов при вычете НДФЛ.
Экономическая стабильность любого государства во многом зависит от налогов и качественного налогового контроля. Эти механизмы позволяют создавать финансовую основу бюджета, а также реализовать ключевые социальные и инфраструктурные инициативы [10]. Однако это не все функции налогообложения: от него зависит предпринимательский климат, уровень инвестиций, доступность финансирования и других ресурсов на рынке. Для обеспечения надлежащего контроля необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям и методам уклонения от платежей. Это требует от проверяющих органов высокой квалификации сотрудников, а также регулярного обновления знаний в области законодательства. Государства устанавливают свои налоговые системы, которые могут отличаться в зависимости от структуры экономики и политической ситуации. Это создает как возможности, так и сложности для налоговых инспекций, которые должны оперативно реагировать на вызовы и обеспечивать соблюдение законов.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)