Статья:

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дашкевич А.С., Халимонова В.И. КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127120 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Дашкевич Алина Сергеевна
магистрант, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск
Халимонова Валерия Игоревна
магистрант, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юр. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск

 

Объективные предпосылки постановки вопросов о состоянии и перспективах национального корпоративного права в целом, и акционерного законодательства в частности, в контексте мировых тенденций интеграции прежде всего связаны с процессом обновления базовых нормативных правовых актов, определяющих правовое положение юридических лиц.

Основываясь на общей оценке действующего законодательства о юридических лицах корпоративного типа и перспективных направлениях его изменения в контексте соответствия общеевропейским тенденциям в развитии корпоративного права, стоит обратить внимание на следующие ключевые моменты.

Подвергая критической оценке проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь» [1] (далее – закон о внесении изменений в Гражданский Кодекс (далее – ГК)), следует констатировать, что ожидать сущностных изменений материального регулирования юридических лиц на уровне ГК не приходится. Стремясь закрепить на уровне ГК исчерпывающий перечень организационно–правовых форм юридических лиц, в том числе и некоммерческих, в проекте закона о внесении изменений в ГК закреплены 5 организационно–правовых форм коммерческих и 18 организационно-правовых форм некоммерческих организаций, что явилось результатом не переосмысления и оценки, а выборки действующего законодательства.

Даже при отсутствии легализованного понятия корпорации, как следствие неоднозначности отнесения организаций корпоративного типа к коммерческим – некоммерческим юридическим лицам, бесспорно, как корпоративные квалифицируются такие закрепленные в действующем ГК Беларуси организационно–правовые формы коммерческих организаций как хозяйственные товарищества и хозяйственные общества.

Со времени вступления в силу Гражданского Кодекса [2] (1999 г.) на территории Республики Беларусь было создано всего три хозяйственных товарищества: одно полное и два коммандитных, что явилось аргументом для отказа от названной формы в проекте закона о внесении изменений в ГК. Очевидно, что невостребованность хозяйственных товариществ на практике предопределяется целым рядом как объективных, так и субъективных обстоятельств. В частности, имеют место ограничения по субъектному составу, выражающиеся в том, что участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть только физические лица со статусом индивидуального предпринимателя и (или) коммерческие организации. В сочетании с солидарным характером полной субсидиарной ответственности участников собственным имуществом по обязательствам товарищества и отсутствием налоговых преимуществ, это приводит к тому, что организационно–правовая форма хозяйственного товарищества в Беларуси практически не используется.

В соответствии с Положением (п. 6) в Республике Беларусь установлен минимальный размер уставного фонда полного товарищества – 150 минимальных заработных плат (75 – для полных товариществ, создающихся для осуществления преимущественно производственной деятельности). В отличие от Республики Беларусь в Российской Федерации такое требование к размеру складочного капитала отсутствует. Отсутствие такого требования в законодательстве Российской Федерации можно объяснить тем, что участники полного товарищества несут полную субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества, а вследствие этого основная функция минимального размера уставного фонда – гарантировать исполнение обязательств перед кредиторами товарищества – реализуется с помощью других правовых механизмов.

Российские и советские цивилисты по–разному относятся к такому правовому явлению, как присутствие уставного фонда. Так, одни определяют уставной фонд как определенную гарантию нормальной жизнедеятельности полного товарищества. Другие считают присутствие уставного фонда у полного товарищества необоснованной тенденцией.

Следует отметить, что в других правовых системах мира не предусмотрен минимальный размер уставного фонда в отличие от хозяйственных обществ.

Исходя из этого, мы полагаем, что Я.И. Функ в своей книге “Полное товарищество” вполне обоснованно предлагает исключить из п.6 Положения указания на минимальный размер уставного фонда полного товарищества.

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь каждый участник полного товарищества до момента государственной регистрации полного товарищества должен внести не менее половины своего вклада в уставной полного товарищества (п.2 ст.70 ГК Республики Беларусь), а следовательно, и полное товарищество должно сформировать не менее половины своего уставного фонда до момента государственной регистрации (п.40.2 Положения).

Остальная же часть вклада должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором. В Республике Беларусь эти сроки не могут превышать одного года с момента государственной регистрации полного товарищества.

Вместе с тем, с точки зрения многих авторов, аргумент о невостребованности практикой на данном этапе, не является убедительным без учета оценки сферы применения (преимущественно малый бизнес), сущностных характеристик данной организационно–правовой формы (простоты создания и функционирования, доверительного характера отношений между участниками), степени узнаваемости (признания в зарубежных государствах).

Доктрина утверждает, практика и статистика подтверждают, что доминирующей является такая форма корпоративных организаций как хозяйственные общества. Причем видовая классификация хозяйственных обществ в Беларуси является устоявшейся, неизменяемой с момента первоначальной легализации в начале 90–х годов 20 века. Согласно данным Национального статистического комитета на 2022 год в Республике Беларусь создано 70 473 обществ с ограниченной ответственностью (далее – ООО), 4 165 обществ с дополнительной ответственностью (далее – ОДО) и 3 339 акционерное общество (далее – АО).

Факторы, предопределяющие популярность ООО, очевидны: четкая и понятная, в том числе для иностранных инвесторов, организационная структура общества, механизм ограничения ответственности участников пределами вклада в уставный фонд, возможность отчуждения доли и выхода из состава участников, незначительные имущественные и временные затраты на стадии создания, в том числе с учетом отсутствия законодательно установленного минимального размера уставного фонда. Одно из отличий от западных правопорядков, где ООО может создаваться с любой целью, заключается в жесткой принадлежности ООО к категории коммерческих организаций, нацеленных на извлечение прибыли [3].

В заключение считаем возможным отметить, что, с нашей точки зрения, первоочередного внимания в национальном корпоративном праве в контексте современных процессов региональной интеграции и глобализации требуют, во–первых, коллизионное регулирование, поскольку оно обеспечивает единые подходы к выбору компетентной правовой системы, и, во–вторых, акционерное законодательство, поскольку оно ориентировано на регламентацию форм осуществления именно крупного и, как правило, трансграничного бизнеса. В этой связи белорусскому законодателю можно было бы пожелать большей интеграционной динамики в области права акционерных обществ.

В части систематики юридических лиц и правового статуса отдельных организационно–правовых форм национальное корпоративное право не требует полного устранения имеющихся различий. В качестве ключевой задачи при определении направлений развития корпоративного законодательства на национальном уровне следует рассматривать не абсолютизацию стремления к унификации, а создание внутренне согласованной, транспарентной и эффективной в работе системы юридических лиц, с ориентацией на мировые достижения и опыт, при сохранении национальной специфики.

 

Список литературы:
1 О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь : проект Закона Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://forumpravo.by/files/nczpi_zakon_proekt_izmenenija_v_kodeksi.pdf. Дата доступа: 01.05.2023.
2 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218–З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 01.03.2023 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
3 Салей Е.А. Институт юридического лица в Гражданском кодексе Республики Беларусь: состояние и перспективы развития // Журнал Белорусского государственного университета. Право/Journal of the Belarusian State University. Law. 2019. № 1. С. 23–31. Режим доступа:  https://elib.bsu.by/handle/123456789/231400. Дата доступа: 01.05.2023.
4 Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ: проект закона Респ. Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Proekt–na–soglas.pdf. Дата доступа: 01.05.2023.