Статья:

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сипета В.И. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108046 (дата обращения: 01.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Сипета Владимир Иванович
студент института правоохранительной деятельности ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Кузьмина Екатерина Александровна
научный руководитель, канд. полит. наук, доцент ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматриваются  некоторые теоретические и практические вопросы  формирования имиджа сотрудников Следственного комитета России. Приведены  основные способы его создания на примере работы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю.

 

Ключевые слова: имидж, способы формирования образа, оценочные характеристики, принципы формирования имиджа через средства массовой информации.

 

Создание положительного имиджа правоохранительного органа, особенно такого, как Следственный комитет Российской Федерации, это не только вопрос престижа, социальной значимости, но и возможность тесного взаимодействия с гражданским обществом на основе уважения и доверия, без которых невозможна продуктивная деятельность.

Важность такого образа, который возникает в общественном сознании, его влияние на социальные группы, отражена в ведомственных документах. Это направление деятельности регламентируется Приказом № 127 от 11.08.2011 г. «Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью». [1] Управление взаимодействия со средствами массовой информации (далее СМИ), а в регионах специальные сотрудники на должности помощников руководителей по связям со СМИ непосредственно осуществляют эту работу (так, например, в Ставропольском крае эту функцию исполняет старший помощник руководителя управления по информационному взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Павлова Яна Владимировна). [4]

Одним из этапов формирования имиджа является объективная оценка его текущего состояния на начальном этапе. Это необходимо не только для того, чтобы перейти непосредственно к следующему этапу его формирования, но и для дальнейшего мониторинга динамики его изменения, последующего анализа и актуализации.

Отдел юридической психологии «НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации» на протяжении нескольких лет  проводил исследования общественного мнения о деятельности Следственного комитета. Сформировавшийся  образ следователя и самой организации, как оказалось в результате исследования, имеют значительные отличия от других правоохранительных органов. Для большинства граждан их работа находится вне центра внимания и приобретает значимость только в особых  случаях. Законопослушный обыватель, благодаря поддержанию правопорядка в нашей стране, практически не имеет непосредственного контакта с сотрудниками Следственного комитета. Поэтому люди, в основном, пользуются опосредованной информацией. Однако, как выявили специальные опросы, свой имидж у следователей, безусловно, есть.

Исследователи сгруппировали основные характеристики, подразделив их на негативные, позитивные и нейтральные. В итоге получился список из 11 основных оценочных характеристик: «страж закона», «защитник прав граждан», «борец с преступностью», «борец за справедливость», «обвинитель», «чиновник-бюрократ», «прислужник властей», «слуга богатых и влиятельных», «политический флюгер», «взяточник», «служака» которых оказалось достаточно для социального восприятия деятельности Следственного комитета. Причем, с течением времени выстроенная иерархия этих образов меняется. [2]

Изучение закономерностей этих изменений позволяет работать над конструкцией  имиджа, но самое главное, предпринимать целенаправленные усилия по преодолению негативных явлений и коррупции «общественного лица» и, наконец, созданию имиджа высокого уровня социального престижа. Способов формирования заданного образа довольно много. Но как показывает практика, ведущая роль в этом процессе принадлежит средствам массовой информации.

По мнению А.Ю. Русакова формировать имидж через СМИ необходимо целенаправленно, последовательно. Тщательно подбирая информацию, основываясь на принципах:

- доступности,

- открытости,

- своевременности,

- общедоступности и понятности,

- достоверности,

- вовлеченности гражданского общества,

- возможности «обратной связи»,

- подконтрольности и подчиненности. [3]

Примером соблюдения всех этих требований может стать работа Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю по взаимодействию со средствами массовой информации.

Одним из способов привлечения внимания к своей деятельности сотрудники избрали регулярное  проведение серий телевизионных программ «Следствием установлено», в которых не только информируют граждан о раскрытии и предотвращении преступлений в крае, но и рассказывают об истории ведомства, современных реалиях деятельности, ветеранах правоохранительных органов и так далее.

Но наиболее удачным признан совместный проект Следственного управления Ставропольского края и телекомпании «Свое ТВ» по созданию художественного сериала, основанного на реальных событиях. Зрителей ждут не только правдивые истории из жизни с неожиданными поворотами, воспоминаниями жертв и свидетелей, признания преступников, но и  комментарии следователей, благодаря которым все истории выглядят вполне реалистично.

Вот в такой доступной форме доводится до массового зрителя целый пласт информации, который постепенно формирует в массовом сознании людей положительный  образ следователя - защитника, сильного, умного, смелого, бескомпромиссного борца с преступностью.

Чтобы закрепить этот имидж надолго, а также показать реальные лица героев в Ставропольском крае завели традицию публиковать интервью в газетных изданиях с руководителями и простыми сотрудниками следственных отделов, посвященные различной тематике, знаменательным и памятным датам. [5] Такой способ формирования имиджа сотрудника Следственного управления позволяет сохранять постоянный интерес аудитории.

Наконец, одним из перспективных направлений по формированию образа следователя на сегодняшний день является работа в Интернет-среде через официальные сайты и социальные сети.

Наиболее полная информация о следственном органе отражается на его официальном сайте. Но возможности  виртуального пространства на этом не исчерпываются. Еще один способ создания имиджа – это продвижение аккаунта в социальных сетях с помощью технологий «Social Media Marketing» (СММ), то есть привлечение интереса к какому-либо интернет-ресурсу путем грамотного планирования и регулирования деятельности сообщества.

Этот процесс включает в себя три этапа: анализ, коррекция и контроль.

Первый этап начинается со сбора информации о целевой аудитории сообщества: половозрастной состав, категории подписчиков по географическому и социальному признаку и так далее. Эти данные позволяют эффективно построить работу контента и коммуникации с его пользователями. Так на страничке лидирующей в России социальной  сети «ВКонтакте» Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации  по Ставропольскому краю имеет 2547 подписчиков, среди которых подавляющее большинство мужчины (77,2%) в возрасте от 18 до 35 лет, многие из которых живут в небольших населенных пунктах. Данные свидетельствует о достаточно высоком проявлении интереса у населения. Важно, чтобы коэффициент вовлеченности аудитории возрастал. Для этого необходимо использовать  различные информационные форматы о деятельности правоохранительного органа, не только те, о которых уже говорилось выше, но и активное использование «хештегов», «историй», публикаций фотоотчетов и видеоматериалов о мероприятиях и событиях, новостей, как это реализовано, например, на страничке «ВКонтакте» Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации  по Ставропольскому краю. Однако главная функция социальной сети, на наш взгляд,- это обратная связь с пользователями.

На этапе коррекции изучается ответная реакция подписчиков, обсуждаются  итоги работы и вносятся рекомендации и предложения по изменению контент-плана. На этом этапе могут быть эффективны опросы и голосования по различным темам, особенно касающимся репутации ведомства.

Так в Ставрополье информацию о сайте и страничке в социальной сети без труда нашли 73% опрошенных, 45% из которых была интересна рубрика «Новости», каждый день посещают сайт 53% респондентов, а подписаны на страничку «ВКонтакте» только 33%, удовлетворительной и отличной работу сотрудников этого  правоохранительного органа считают 80% опрошенных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. [4]

Таким образом можно сделать вывод, что формирование имиджа посредством СММ-технологий достаточно эффективно, но требует регулярного внесения изменений в контент-план.

Контролирующий этап – это осуществление постоянного мониторинга деятельности сообщества, наблюдение за охватом и активностью подписчиков, комментариями, обсуждениями, их анализ, без которого невозможно упрочить репутацию правоохранительного органа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что среди довольно значительного количества способов формирования благоприятного имиджа сотрудников Следственного комитета Российской Федерации наиболее перспективным является направление с использованием средств массовой информации, Интернет-ресурсов и на основе СММ-технологий. Лояльное отношение общества к следственным органам возможно сформировать только с помощью эффективно работающей обратной связи.

 

Список литературы:
1. Приказ Следственного комитета РФ от 11.08.2011 № 127 "Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью." СПС Консультант Плюс.
2. Ефремова Г.Х.Проблема общественного мнения в юридической психологии/под ред. А.Р. Ратинова и Ефремовой Г.Х. М.: Научные труды,-2008.- 266с.
3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти.- СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2016.- 224С.
4. Официальный сайт Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю URL: https://stavropol.sledcom.ru/about/structure/item/853173/ (Дата обращения: 20.03.2022г.)
5. Официальный сайт Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю. Новости. URL: https://stavropol.sledcom.ru/Interview (дата обращения: 20.03.2022).
6. Почепцов Г.Г. Имиджелогия /под ред. Почепцова Г.Г. М.: СмартБук, 2009.-575 с. 
7. Щербина В.В. Социальные технологии: история выявления термина, трансформация содержания, современное состояние //Социологические исследования. 2014. № 7. С. 123-125.