Статья:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(311)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Конради Р.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 2(311). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/312/158046 (дата обращения: 31.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конради Роман Александрович
магистрант, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье проводится анализ методологических основ стратегического планирования развития социальной сферы на региональном уровне.

 

Ключевые слова: социальная политика; стратегическое планирование;

 

Социальная сфера – важнейший компонент устойчивого развития любого региона. Стратегическое планирование развития социальной сферы на уровне субъекта Российской Федерации – это сложный и важный процесс, требующий научно обоснованного подхода. В основе этого процесса лежат методологические принципы и требования, определенные Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 N 132.

Федеральный закон № 172-ФЗ закладывает правовую основу для стратегического планирования в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, устанавливая ключевые принципы стратегического планирования, а также полномочия различных участников процесса и требования к основным документам стратегического планирования.

Согласно статье 32 Закона, стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит: оценку достигнутых целей социально-экономического развития; приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики; показатели достижения целей, сроки и этапы реализации стратегии; ожидаемые результаты реализации стратегии; оценку необходимых финансовых ресурсов; информацию о государственных программах, утверждаемых в целях реализации стратегии; иные положения, определяемые нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития.

Методические рекомендации Минэкономразвития России № 132 являются практическим руководством для разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ. Они содержат подробные указания относительно структуры стратегии, методов анализа и прогнозирования, разработки целевых показателей и механизмов реализации.

В частности, анализ текущего состояния социальной сферы региона рекомендуется проводить с использованием PEST-анализа окружения SWOT-анализа возможностей и угроз.

При разработке стратегии необходимо учитывать положения документов стратегического планирования Российской Федерации, а также нормативно-правовых актов по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития и данные государственной статистики.

При разработке стратегии не рекомендуется дословное дублирование целей, задач, мероприятий с документами стратегического планирования вышестоящего уровня.

В структуру Стратегии может включаться раздел, содержащий основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы.

В нем рекомендуется определять: основные направления повышения уровня и качества жизни населения; направления демографического и миграционного развития; направления повышения доходов населения, развития рынка труда, обеспечения занятости; основные направления развития систем здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта; приоритетные направления работы с молодежью; направления развития жилищной сферы; приоритетные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; направления развития благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности; направления развития инфраструктуры поддержки некоммерческих организаций; направления развития рынка услуг в социальной сфере на конкурентной основе.

Среди явных недостатков Методических рекомендаций в вопросах, касающихся социальной сферы, стоит отметить отсутствие каких-либо рекомендуемых направлений, связанных с семейной политикой. Также в числе рекомендуемых ключевых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в Методических рекомендациях отсутствуют какие-либо цели, связанные с социальной сферой.

Таким образом, действующее законодательство формирует методологическую основу стратегического планирования развития социальной сферы на региональном уровне, оставляя при этом местному законодателю широту усмотрения для учета региональных особенностей и интересов.

 

Список литературы:
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон №172-ФЗ от  28  июня 2014 года: последняя редакция // СПС “Консультант Плюс”. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 10.01.2025).
2. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2017 г. № 132: последняя редакция // СПС “Консультант Плюс”. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214725/ (дата обращения: 10.01.2025).