Статья:

РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПИЩЕВЫХ ПРИВЫЧЕК СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Корчуганова Д.А. РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПИЩЕВЫХ ПРИВЫЧЕК СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 3(312). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/312/158113 (дата обращения: 31.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПИЩЕВЫХ ПРИВЫЧЕК СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Корчуганова Дарина Андреевна
магистрант, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинска
Козырская Ирина Николаевна
научный руководитель, доцент, канд. пед. наук, Челябинский государственный университет, РФ, г Челябинск

 

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи между саморегуляцией и особенностями пищевого поведения у студентов колледжа. Период старшего подростничества характеризуется повышенным вниманием к внешности и формированием моделей поведения, включая пищевые привычки. Несоответствие собственного тела идеалам может приводить к радикальным методам изменения внешности, таким как строгие диеты или отказ от пищи. Исследование включало использование различных методик, таких как опросники для определения типа пищевого поведения и шкалы нарушений питания. Результаты показали, что саморегуляция влияет на пищевые привычки студентов, а недостаточная самоконтроль может способствовать развитию эмоциогенного типа пищевого поведения, склонности к жестким диетам и негативному восприятию результатов своих действий. Выявлены также корреляции между саморегуляцией и склонностью к определенным типам пищевого поведения, что открывает пути для разработки профилактических программ.

 

Ключевые слова: саморегуляция, пищевое поведение, диеты, эмоциональное питание, подростковый возраст, корреляция, профилактика нарушений питания, студенты колледжа.

 

Старшее подростничество – период, когда повышается внимание к внешности, и формируются модели поведения, в том числе пищевого. Несоответствие собственного тела идеалам может вызвать сильное стремление к изменению внешности через использование радикальных методов, таких как строгие диеты или отказ от пищи. Исследование взаимосвязи саморегуляции с особенностями пищевого поведения у студентов колледжа позволит глубже понять, какие факторы способствуют формированию здорового или нездорового отношения к еде, и может послужить основой для разработки профилактических программ, что и определило выбор темы исследования[1].

Методики исследования включают.

  1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В.И.).
  2. Опросник для определения типа пищевого поведения (Grunert, 1989).
  3. Диагностическая шкала нарушений питания EDDS (Stice et al., 2000).
  4. Опросник Eat-26 (отношение к приему пищи; Зимбардо Ф., 1979).

Организация исследования На основе анализа существующей научной литературы мы выявили, что саморегуляция является важным механизмом, который влияет на формирование и поддержание здоровых привычек в пищевом поведении, в том числе, в старшем подростничестве. В исследовании приняли участие 320 девушек и юношей, обучающихся в Уральском региональном колледже города Челябинска, по специальностям: правоохранительная деятельность, юриспруденция, банковское дело, логистика, в возрасте 16 – 20 лет. На первом этапе эмпирического исследования изучены особенности пищевого поведения у студентов колледжа(таблица 1)

Таблица 1.

Особенности пищевого поведения у студентов колледжа

Типы пищевого поведения

Предрасположенности к разным видам пищевого поведения

низкая

средняя

высокая

Эмоциогенное ПП

40

15

45

Экстрернальное ПП

77,5

12,5

10

Ограничительное ПП

32,5

25,0

40

 

У 45% участников обнаружена склонность к эмоциогенному типу пищевого поведения: данные студенты имеют тенденцию «заедать» свои эмоциональные переживания, психоэмоциональное напряжение и стрессовые ситуации. Для них пища становится способом справиться с эмоциональным дискомфортом, а не просто удовлетворением голода. Выявлено, что большинство исследуемых (77,5%) не реагируют на внешние стимулы, связанные с едой, что указывает на отсутствие экстернального типа пищевого поведения в данной группе. Это означает, что для этих факторы, такие как накрытый стол или реклама пищи, в меньшей степени влияют на их пищевое поведение. Также первый этап исследования позволил выделить 2 группы: 45% (144 студента) проявили высокую склонность к нарушениям в пищевом поведении, в то время как 55% (176 студента) имели средние или низкие показатели склонности к таким нарушениям. Также отметим, что из результатов, полученных в процессе исследования, следует, что ни одна из групп участников не демонстрирует четких признаков значительных нарушений пищевого поведения и видимых признаков таких расстройств, как нервная булимия и нервная анорексия, не наблюдается у студентов. Тем не менее, 13% участников демонстрируют некоторые признаки, которые могут соответствовать определенным видам пищевого поведения, рассматриваемым в нашем исследовании. Полученные данные указывают на то, что участники первой группы студентов более склонны к недостаточно сформированным навыкам осознанного планирования и контроля над собственным поведением и характеризуются низкой оценкой результатов своих действий, что может указывать на их недостаточную самооценку и самокритичность. Моделирование и самостоятельность также оцениваются низко, что может говорить о том, что эти испытуемые склонны полагаться на чужое мнение и помощь окружающих, а также испытывают затруднения в принятии решений и осуществлении самостоятельных действий. Для более точного подтверждения связи между саморегуляцией и склонностью к нарушениям пищевого поведения, мы применили коэффициент корреляции Спирмена и обнаружили, что существует как положительная, так и отрицательная корреляция на уровнях значимости 0,01 и 0,05 между рассматриваемыми параметрами у обследуемых. (Таблица 2)

Таблица 2.

Результаты статистического анализа различий в показателях склонности к НПП у двух групп исследуемых

Показатели склонности к НПП

Распределение групп участников

U эмп.

Склонных

Не склонных

Стремление к худобе

60,53

50,65

1198,5**

Переедание

56,84

53,55

1375,5**

Неудовлетворенность телом

60,49

50,68

1200,5**

Примечание: * - р ≤ 0,1; ** - р ≤ 0,05; *** - р ≤ 0,01

 

Существуют обратные корреляционные связи между программированием и экстернальным типом пищевого поведения: у студентов, склонных к внешним стимулам, связанным с пищей, существует тенденция к менее продуманным и систематическим действиям. Они чаще действуют импульсивно и не всегда осознают последовательность своих действий. Также была обнаружена статистически значимая обратная корреляционная связь между ограничительным типом пищевого поведения и способностью адекватно оценивать результаты своих действий: чем чаще и строже студенты прибегают к неразумным и строгим диетам, которые могут создавать внешние трудности, тем сложнее им оценивать свои действия, которые могут привести к ухудшению состояния и ситуациям неудачи. Обнаружена статистически значимая положительная корреляция между стремлением к худобе и планированием, это свидетельствует о том, что студенты, которые часто беспокоятся о своем весе и активно стремятся сбросить вес, чаще разрабатывают цели, планы и детализируют способы достижения этих целей. Но выявленная статистически значимая отрицательная корреляционная связь между стремлением к худобе и оценкой результатов, а также между стремлением к худобе и самостоятельностью указывают на то, что, несмотря на активное стремление к похудению, студенты в большинстве случаев недооценивают результаты своих действий и могут чрезмерно контролировать и организовывать свою деятельность, что не всегда приводит к положительным результатам. Также была выявлена статистически значимая корреляционная связь между эмоциогенным типом пищевого поведения и гибкостью - при завышенной реакции на стрессовые ситуации, испытуемые могут стремиться использовать пищу как средство снятия негативных эмоций. Однако в таких случаях они могут испытывать затруднения в адекватной реакции на ситуации, изменении условий и своей деятельности. Исследование подтвердило гипотезу о существовании взаимосвязи между саморегуляцией и особенностями пищевого поведения у студентов колледжа. Отсутствие сформированных навыков самоконтроля и адекватной оценки результатов своих действий может способствовать развитию нездоровых пищевых привычек, таких как эмоциогенное поведение или стремление к жестким диетам. Выявленные корреляции между саморегуляцией и различными типами пищевого поведения подчеркивают важность формирования у студентов навыков осознанного контроля и принятия самостоятельных решений для предотвращения нарушений в питании. Эти результаты могут послужить основой для разработки профилактических программ, направленных на повышение уровня саморегуляции и улучшение пищевых привычек среди молодежи.

 

Список литературы:
1. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К. А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. М. : Наука, 1982. С. 92-99.
2. Артемьева М. С. Гормональная терапия при нервной анорексии / М. С. Артемьева, Р. А. Сулейманов // Здоровье и образование в XXI веке. – 2013. – Т. 15, № 4. – С. 30-31. 
3. Артемьева М. С. Динамика умственной работоспособности больных нервной анорексией в процессе лечения // Технологии живых систем. – 2010. – Т. 7, № 7. – С. 61-64.
4. Болотова А. К. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе / А. К. Болотова // Культурно-историческая психология. 2015. №3. С. 64-75.
5. Вассерман Л. И, Иовлев Б. В, Исаева Е. Р. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и медицинских психологов / Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Е. Р. Исаева– САНКТ-ПЕТЕРБУРГ : НИПНИ им. Бехетерева, 2009.
6. Brockmeyer T., Friederich H.C., Schmidt U. Advances in the Treatment of Anorexia Nervosa: A Review of Established and Emerging Interventions // Psychological Medicine. – 2018. – Vol. 48, Issue 8. – P. 1228–1256.
7. Brown T.A., et al. A Review of Personality Traits in Anorexia and Bulimia Nervosa // Current Psychiatry Reports. – 2016. – Vol. 18, Issue 7. – Article 65.
8. Garner D.M. Eating Disorder Inventory-3 (EDI-3). Professional Manual. – Psychological Assessment Resources, 2004.