РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПИЩЕВЫХ ПРИВЫЧЕК СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)
РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПИЩЕВЫХ ПРИВЫЧЕК СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи между саморегуляцией и особенностями пищевого поведения у студентов колледжа. Период старшего подростничества характеризуется повышенным вниманием к внешности и формированием моделей поведения, включая пищевые привычки. Несоответствие собственного тела идеалам может приводить к радикальным методам изменения внешности, таким как строгие диеты или отказ от пищи. Исследование включало использование различных методик, таких как опросники для определения типа пищевого поведения и шкалы нарушений питания. Результаты показали, что саморегуляция влияет на пищевые привычки студентов, а недостаточная самоконтроль может способствовать развитию эмоциогенного типа пищевого поведения, склонности к жестким диетам и негативному восприятию результатов своих действий. Выявлены также корреляции между саморегуляцией и склонностью к определенным типам пищевого поведения, что открывает пути для разработки профилактических программ.
Ключевые слова: саморегуляция, пищевое поведение, диеты, эмоциональное питание, подростковый возраст, корреляция, профилактика нарушений питания, студенты колледжа.
Старшее подростничество – период, когда повышается внимание к внешности, и формируются модели поведения, в том числе пищевого. Несоответствие собственного тела идеалам может вызвать сильное стремление к изменению внешности через использование радикальных методов, таких как строгие диеты или отказ от пищи. Исследование взаимосвязи саморегуляции с особенностями пищевого поведения у студентов колледжа позволит глубже понять, какие факторы способствуют формированию здорового или нездорового отношения к еде, и может послужить основой для разработки профилактических программ, что и определило выбор темы исследования[1].
Методики исследования включают.
- Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В.И.).
- Опросник для определения типа пищевого поведения (Grunert, 1989).
- Диагностическая шкала нарушений питания EDDS (Stice et al., 2000).
- Опросник Eat-26 (отношение к приему пищи; Зимбардо Ф., 1979).
Организация исследования На основе анализа существующей научной литературы мы выявили, что саморегуляция является важным механизмом, который влияет на формирование и поддержание здоровых привычек в пищевом поведении, в том числе, в старшем подростничестве. В исследовании приняли участие 320 девушек и юношей, обучающихся в Уральском региональном колледже города Челябинска, по специальностям: правоохранительная деятельность, юриспруденция, банковское дело, логистика, в возрасте 16 – 20 лет. На первом этапе эмпирического исследования изучены особенности пищевого поведения у студентов колледжа(таблица 1)
Таблица 1.
Особенности пищевого поведения у студентов колледжа
Типы пищевого поведения |
Предрасположенности к разным видам пищевого поведения |
||
низкая |
средняя |
высокая |
|
Эмоциогенное ПП |
40 |
15 |
45 |
Экстрернальное ПП |
77,5 |
12,5 |
10 |
Ограничительное ПП |
32,5 |
25,0 |
40 |
У 45% участников обнаружена склонность к эмоциогенному типу пищевого поведения: данные студенты имеют тенденцию «заедать» свои эмоциональные переживания, психоэмоциональное напряжение и стрессовые ситуации. Для них пища становится способом справиться с эмоциональным дискомфортом, а не просто удовлетворением голода. Выявлено, что большинство исследуемых (77,5%) не реагируют на внешние стимулы, связанные с едой, что указывает на отсутствие экстернального типа пищевого поведения в данной группе. Это означает, что для этих факторы, такие как накрытый стол или реклама пищи, в меньшей степени влияют на их пищевое поведение. Также первый этап исследования позволил выделить 2 группы: 45% (144 студента) проявили высокую склонность к нарушениям в пищевом поведении, в то время как 55% (176 студента) имели средние или низкие показатели склонности к таким нарушениям. Также отметим, что из результатов, полученных в процессе исследования, следует, что ни одна из групп участников не демонстрирует четких признаков значительных нарушений пищевого поведения и видимых признаков таких расстройств, как нервная булимия и нервная анорексия, не наблюдается у студентов. Тем не менее, 13% участников демонстрируют некоторые признаки, которые могут соответствовать определенным видам пищевого поведения, рассматриваемым в нашем исследовании. Полученные данные указывают на то, что участники первой группы студентов более склонны к недостаточно сформированным навыкам осознанного планирования и контроля над собственным поведением и характеризуются низкой оценкой результатов своих действий, что может указывать на их недостаточную самооценку и самокритичность. Моделирование и самостоятельность также оцениваются низко, что может говорить о том, что эти испытуемые склонны полагаться на чужое мнение и помощь окружающих, а также испытывают затруднения в принятии решений и осуществлении самостоятельных действий. Для более точного подтверждения связи между саморегуляцией и склонностью к нарушениям пищевого поведения, мы применили коэффициент корреляции Спирмена и обнаружили, что существует как положительная, так и отрицательная корреляция на уровнях значимости 0,01 и 0,05 между рассматриваемыми параметрами у обследуемых. (Таблица 2)
Таблица 2.
Результаты статистического анализа различий в показателях склонности к НПП у двух групп исследуемых
Показатели склонности к НПП |
Распределение групп участников |
U эмп. |
|
Склонных |
Не склонных |
||
Стремление к худобе |
60,53 |
50,65 |
1198,5** |
Переедание |
56,84 |
53,55 |
1375,5** |
Неудовлетворенность телом |
60,49 |
50,68 |
1200,5** |
Примечание: * - р ≤ 0,1; ** - р ≤ 0,05; *** - р ≤ 0,01 |
Существуют обратные корреляционные связи между программированием и экстернальным типом пищевого поведения: у студентов, склонных к внешним стимулам, связанным с пищей, существует тенденция к менее продуманным и систематическим действиям. Они чаще действуют импульсивно и не всегда осознают последовательность своих действий. Также была обнаружена статистически значимая обратная корреляционная связь между ограничительным типом пищевого поведения и способностью адекватно оценивать результаты своих действий: чем чаще и строже студенты прибегают к неразумным и строгим диетам, которые могут создавать внешние трудности, тем сложнее им оценивать свои действия, которые могут привести к ухудшению состояния и ситуациям неудачи. Обнаружена статистически значимая положительная корреляция между стремлением к худобе и планированием, это свидетельствует о том, что студенты, которые часто беспокоятся о своем весе и активно стремятся сбросить вес, чаще разрабатывают цели, планы и детализируют способы достижения этих целей. Но выявленная статистически значимая отрицательная корреляционная связь между стремлением к худобе и оценкой результатов, а также между стремлением к худобе и самостоятельностью указывают на то, что, несмотря на активное стремление к похудению, студенты в большинстве случаев недооценивают результаты своих действий и могут чрезмерно контролировать и организовывать свою деятельность, что не всегда приводит к положительным результатам. Также была выявлена статистически значимая корреляционная связь между эмоциогенным типом пищевого поведения и гибкостью - при завышенной реакции на стрессовые ситуации, испытуемые могут стремиться использовать пищу как средство снятия негативных эмоций. Однако в таких случаях они могут испытывать затруднения в адекватной реакции на ситуации, изменении условий и своей деятельности. Исследование подтвердило гипотезу о существовании взаимосвязи между саморегуляцией и особенностями пищевого поведения у студентов колледжа. Отсутствие сформированных навыков самоконтроля и адекватной оценки результатов своих действий может способствовать развитию нездоровых пищевых привычек, таких как эмоциогенное поведение или стремление к жестким диетам. Выявленные корреляции между саморегуляцией и различными типами пищевого поведения подчеркивают важность формирования у студентов навыков осознанного контроля и принятия самостоятельных решений для предотвращения нарушений в питании. Эти результаты могут послужить основой для разработки профилактических программ, направленных на повышение уровня саморегуляции и улучшение пищевых привычек среди молодежи.