Статья:

ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОМОЩИ ДЕВИАНТНЫМ ПОДРОСТКАМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Филиппова Е.А. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОМОЩИ ДЕВИАНТНЫМ ПОДРОСТКАМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120726 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОМОЩИ ДЕВИАНТНЫМ ПОДРОСТКАМ

Филиппова Елена Александровна
студент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Гордиенко Елена Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск РФ, г. Красноярск

 

GROUP COUNSELING AS A MEANS OF HELPING DEVIANT TEENAGERS

 

Elena Filippova

Student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Russia, Krasnoyarsk

Elena Gordienko

Scientific director, Cand. Psychol. Sciences, Associate Professor Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования уровней проявления девиантного поведения среди подростков общеобразовательной школы до и после апробации программы групповых психологических консультаций.

Abstract. The article discusses the results of the study of the levels of deviant behavior among adolescents of secondary school before and after the approbation of the program of group psychological counseling.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, подросток, социальные нормы, групповое психологическое консультирование.

Keywords: deviant behavior, teenager, social norms, group psychological counseling.

 

Девиантное поведение подростков является серьезной проблемой современного общества. Исследованиями в этой области занимаются многие отечественные и зарубежные психологи: А. Адлер, А. Бандура, Я.И. Гилинский, Е.В.Змановская, Ю.А.Клейберг, А.И. Кравченко, В.Д. Менделевич, Е.С. Набойченко, Р.К. Мертон, З.Фрейд и др.

Мы проанализировали научную литературу по данному вопросу и опираясь на исследования выделили следующие критерия проявления уровней девиантного поведения: тревожность по отношению к взрослым, агрессивность, удовлетворенность отношениями с родителями, сформированность правового самосознания.

На основании данных параметров нами был подобран следующий диагностический инструментарий: карта наблюдений Стотта, рисуночный тест «Семья животных», тест «Самооценка психических состояний (Айзенк), Тест правового и гражданского сознания (Л.А. Ясюкова).

В исследовании приняли участие десять подростков – обучающиеся 7-9 классов общеобразовательной Красноярской школы. Запрос на работу с детьми был получен от педагогов. Педагогов беспокоит агрессивное поведение респондентов, систематические пропуски, невыполнение домашних заданий, нарушение учебной дисциплины, конфликты с педагогами и сверстниками.

Проанализировав результаты по всем параметрам, мы получили следующий результат (рис.1.)

 

Рисунок 1. Частота встречаемости уровней проявления девиантного поведения

 

30% детей попали в группу высокого уровня проявления девиантоного поведения. Для них характерен правовой нигилизм, высокий уровень агрессивности, высокий уровень тревожности к взрослым и негативное эмоциональное отношение к родителям. Для них характерны систематические пропуски учебных занятий,  нарушение учебной дисциплины, совершение административных нарушений, конфликтные отношения с педагогами и родителями.

Остальные 70% респондентов попали в группу со средним уровнем проявления девиантного поведения. Для них характерен низкий уровень сформированности правового самосознания, они склонны поступать так, как считают правильным. Проявление агрессии ситуативно. Проявляют беспокойство о том, принимают ли их значимые взрослые.  Отношения с родителями зачастую конфликтны. Для большинства из них характерны систематические нарушения учебной дисциплины (прогулы, нарушения дисциплины), конфликтные отношения со сверстниками, нарушение отношений с родителями.

Таким образом, исходя из полученных в ходе диагностики данных, мы сделали выводы о том, что все дети, которые приняли участие в исследовании, нуждаются в психолого-педагогической помощи.

Нами была разработана программа групповых консультативных встреч. В ней приняли участие все респонденты. Цель программы – оптимизация уровней проявления девинтного поведения среди подростков.

Задачи:

  1. Снижение тревожности к взрослым.
  2. Снижение уровня агрессии.
  3. Гармонизация внутрисемейных отношений.
  4. Развитие правового самосознания.

В ходе консультативных встреч использовались следующие техники:

  1. Психологическое просвещение: тематический блок, посвященный эмоциям, взаимоотношения с родителями, нормы и правила.
  2. Медиативные техники: «Дом моей души».
  3. Элементы арт-терапии: «Мой гнев».
  4. Решение кейсовых ситуаций по правовому регулированию.
  5. Тренинговые упражнения: «Эффективное взаимодействие в конфликте», «Ценностные приоритеты» и др.

Программа групповых консультаций состоит из 9 встреч. Продолжительность одного занятия 50 минут, режим проведения 2 встречи в неделю.  Количество участников 10 человек. Встречи осуществлялись на базе школы.

После завершения программы нами был проведен повторный диагностический срез с аналогичными методиками. Результат по общим уровням представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Уровни распределения проявлений девиантного поведения до и после эксперимента

 

По результатам повторного среза после проведения программы групповых консультаций у 10% респондентов произошло снижение уровня проявлений девиантного поведения с высокого уровня на средний.

Важным результатом программы является осознание подростками группы риска того, что с такими же проблемами как у них сталкиваются и другие люди. В ходе консультаций они обменивались опытом, делились мнениями. Наибольшая положительная динамика была в формировании правового самосознания: это вызвано тем, что одной из причин низких показателей в ходе первичного среза были дефициты знаний. Они были частично восполнены на консультациях в ходе мини-лекций, решения кейсовых ситуаций.

Наиболее трудной была работа по повышению удовлетворенностью взаимоотношениями с родителями. Для данной работы необходимо семейное консультирование в сочетании с индивидуальной работой.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что программа консультаций, которая была реализована на группе, имеет положительный результат при работе с девиантными подростками. Она позволяет снизить уровень агрессии, повысить правовую грамотность.

 

Список литературы:
1. Ахмедзянова Э.Ф. Первичная профилактика детей и подростков. - Казань, 2000. - 278 с.
2. Денисов, И. Г. Организация социально-психологического тренинга профилактики асоциального поведения подростков // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №4 (26). – 136 с.
3. Добряков И.В., Никольская И.М., Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия – СПб.: Речь, 2015, 260 с.
4. Екимова В.И. Трудные подростки: практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. - Москва : АРКТИ, 2007. – 81 с.
5. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения : Тренинги для подростков и их родителей. – СПб : Речь, 2007. – 368 с.