Статья:

ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Курносов В.А. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 3(312). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/312/158278 (дата обращения: 10.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Курносов Вадим Андреевич
студент, ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций, РФ, г. Ульяновск

 

Современный автомобиль представляет собой довольно сложную техническую систему, предназначенную для осуществления транспортных операций и обладающую множеством параметров, которые определяют ее технические и эксплуатационные характеристики. Система - это организованная совокупность элементов, функционирующих совместно для выполнения определенных задач. В контексте автомобилей элементами являются агрегаты, узлы, механизмы и детали.

Все компоненты автомобиля влияют на его работоспособность и в транспортных парках применяются три основные стратегии управления:

Первой стратегией является поддержание заданного уровня (интервала) работоспособности, что подразумевает проведение технического обслуживания; второй стратегией выступает восстановление утраченной работоспособности, осуществляемое через ремонт; третья стратегия представляет собой комбинацию первых двух, включая как техническое обслуживание, так и ремонт.

Определение и различие этих стратегий осуществляется на основании закономерностей технической устойчивости к утрате работоспособного состояния. На эти закономерности оказывают влияние как внутренние конструктивные факторы, зависящие от назначения и свойств элемента, так и внешние условия, которые характеризуют эксплуатацию автомобиля.

В процессе своей работы транспортные средства вступают во взаимодействие с окружающей средой, а их компоненты друг с другом. В результате такого взаимодействия возникают различные механические и термические процессы, включая: нагрузку деталей, трение между ними, нагрев, изменения состояния поверхностей, размеры деталей, их относительное расположение, а также изменение зазоров и ряд электрических и других свойств.

Техническое обслуживание (ТО) автомобилей представляет собой ключевую составляющую их эксплуатации, которая позволяет не только поддерживать исправность, но и продлевать срок службы транспортных средств. Регулярное и качественное выполнение разнообразных профилактических мероприятий очень важно для достижения высоких эксплуатационных параметров и безопасности на дороге.

Ежедневное обслуживание (ЕО) - это первая линия защиты, которая обеспечивает текущее состояние автомобиля перед поездкой. Включает в себя проверку уровней жидкостей, состояния шин, а также визуальный осмотр на предмет видимых повреждений. Эта процедура помогает выявить возможные проблемы на ранних стадиях, что может предотвратить серьезные поломки в будущем.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2) предполагают более глубокую диагностику и контроль различных систем автомобиля. ТО-1 обычно проводится через определенный пробег и включает в себя замену масел, фильтров, проверку тормозной и подвесной систем, а также других важных узлов. По сравнению с ТО-1, ТО-2 является более обширным и включает в себя все процедуры ТО-1, а также дополнительные проверки и замену износившихся деталей.

Сезонное обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к определенным природным условиям, например, к холодной зиме или жаркому лету. Это может включать в себя смену шин, проверку аккумулятора, системы отопления и кондиционирования, а также другие мероприятия, которые позволяют автомобилю функционировать наиболее эффективно в течение сезона.

Эти виды технического обслуживания формируют систему надежного ухода за автомобилем, что, в конечном счете, способствует обеспечению его безопасной эксплуатации и минимизации затрат на ремонт. Регулярное выполнение ТО не только предупреждает возникновение крупных неисправностей, но также улучшает экономичность работы автотранспорта, предотвращая излишние расходы на топливо и функционирование системы. Основной целью всех этих мероприятий является стремление к максимальной надежности, безопасности и комфорту, что включает в себя постоянное внимание к деталям и систематический подход к обслуживанию.

Ремонт автомобилей является важной частью управления их эксплуатацией и поддержания эффективной работы на протяжении всего жизненного цикла. Обеспечение исправного состояния транспортного средства не только влияет на его производительность, но и, что немаловажно, на безопасность водителя и пассажиров.

Капитальный ремонт (КР) представляет собой комплекс операций, направленных на серьезное восстановление автомобиля до состояния, близкого к новому. Это означает, что после капитального ремонта автомобиль должен соответствовать нормативным показателям, имея при этом ресурс в 80% и более от первоначального. Проведение капитального ремонта часто включает в себя разборку узлов и агрегатов, замену изношенных деталей, а также восстановление конструктивных элементов, которые могут потерять свои качества в процессе эксплуатации. КР часто осуществляется на специализированных авторемонтных предприятиях, которые имеют необходимое оборудование и квалифицированный персонал, способный выполнять такие сложные работы.

В отличие от капитального ремонта, текущий ремонт (ТР) осуществляется с целью устранения неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей. Он позволяет поддерживать транспортное средство в исправном состоянии и предотвращает появление более серьезных проблем, которые могут привести к стоимости более серьезного ремонта или, что еще хуже, к авариям. Текущий ремонт может включать замену масла, тормозных колодок, фильтров, а также выполнение более легких операций, которые не требуют полного демонтажа агрегатов. Как правило, такие работы могут выполняться на местах, где используются автомобили, например, в сервисных центрах, которые имеют возможность произвести оперативный и своевременный ремонт.

Таким образом, как капитальный, так и текущий ремонты играют критически важную роль в поддержании работоспособности автомобиля, уменьшая вероятность поломок и увеличивая срок службы транспортного средства. Комплексный подход к ремонту, включающий как КР, так и ТР, является залогом обеспечения надежности, безопасности и комфорта при использовании автомобиля на протяжении всего его эксплуатационного срока.

 

Список литературы:
1. Беднарский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / В.В. Беднарский. - Рн/Д: Феникс, 2007. - 456 c. 
2. Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт шасси автомобилей: Учебник / В.М. Виноградов. - М.: Академия, 2008. - 544 c.
3. Виноградов В.М. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей. Механизмы и приспособления: Учебное пособие / В.М. Виноградов, А.А. Черепахин, И.В. Бухтеева. - М.: Форум, 2019. - 312 c.
4. Пехальский А.П. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей: Учебник / А.П. Пехальский, И.А. Пасхальский. - М.: Academia, 2016. - 80 c. 
5. Поташкова Н.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Дипломное проектирование (для ссузов) / Н.Н. Поташкова, Ю.С. Холопова. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.