Статья:

УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Курносов В.А. УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 4(313). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/313/158308 (дата обращения: 09.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Курносов Вадим Андреевич
студент, ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций, РФ, г. Ульяновск

 

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) продолжают занимать ведущие позиции в автомобильной промышленности, несмотря на развитие альтернативных технологий. Их принцип работы заключается в сгорании топлива внутри камеры, где образующийся горячий газ расширяется и приводит в движение механизмы двигателя.

Рассмотрим классификацию и устройство ДВС.

Современные моторы данного типа делятся на несколько категорий:

  1. Поршневые двигатели, где рабочая камера находится в цилиндрах. Тепловая энергия преобразуется в механическое воздействие на вал через специальные механизмы. Эти двигатели подразделяются на:
    • Карбюраторные, в которых топливная смесь смешивается и воспламеняется непосредственно в цилиндре.
    • Инжекторные, использующие систему впрыска топлива в коллектор.
    • Дизельные, где смесь воспламеняется под действием тепла, выделяемого при сжатии, без участия свечей зажигания.
  2. Роторно-поршневые двигатели, оснащенные роторами, движущимися по сложной траектории внутри камеры. Они совмещают функции поршней, газораспределительного механизма и коленчатого вала.
  3. Газотурбинные двигатели, где основным элементом являются роторы с лопатками, приводящие вал в движение.

Существует несколько типов ДВС. Наиболее распространены поршневые двигатели, где преобразование тепловой энергии в механическую работу происходит благодаря движению поршней в цилиндрах. В зависимости от способа подачи и воспламенения топлива они делятся на карбюраторные, инжекторные и дизельные. Также используются роторно-поршневые двигатели, где роль поршня выполняет вращающийся ротор, и газотурбинные установки, в которых ротор с лопатками создает необходимое вращение вала. Однако для большинства автомобилей предпочтение отдается поршневым моторам благодаря их надежности, простоте и экономичности.

Принцип действия ДВС

В зависимости от конструкции двигатель может быть двухтактным или четырехтактным, что влияет на его работу:

  • Двухтактный двигатель: при запуске поршни движутся под действием вращающегося вала, в камеру подается топливная смесь. Она сжимается, давление растет, и искра от свечи инициирует воспламенение. Расширяющиеся газы толкают поршень вниз, цикл повторяется. Такая система проста, но отличается значительным уровнем выбросов и высоким расходом топлива.
  • Четырехтактный двигатель: включает четыре фазы работы: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Это позволяет улучшить экологичность и экономичность двигателя.

Конструкция ДВС включает несколько ключевых элементов: блок цилиндров, где происходит сгорание топлива, систему газораспределения, обеспечивающую синхронность работы, механизм передачи энергии на вал, а также системы подачи топлива, зажигания и отвода отработанных газов.

Работа двигателя может быть организована по двухтактному или четырехтактному циклу. В двухтактных моторах каждый рабочий цикл происходит за два хода поршня, что упрощает конструкцию, но приводит к увеличению расхода топлива и выбросов. Четырехтактные двигатели более эффективны и экологичны благодаря четкой последовательности фаз: впуск, сжатие, воспламенение и выпуск.

Дополнительные системы обеспечивают бесперебойную работу ДВС. Система зажигания отвечает за воспламенение топливной смеси, впускная система регулирует подачу воздуха, а топливная отвечает за смешивание и подачу топлива в камеру сгорания. Система смазки снижает трение и защищает двигатель от перегрева, а система охлаждения поддерживает оптимальную температуру работы мотора. Для отвода отработанных газов используется выхлопная система, которая также снижает шум и количество вредных выбросов.

На сегодняшний день ДВС остается основным типом двигателя для автомобилей. Несмотря на рост популярности электромобилей, двигатели внутреннего сгорания продолжают оставаться незаменимыми благодаря своей надежности, эффективности и универсальности.

 

Список литературы:
1. Виноградов В.М. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей. Механизмы и приспособления: Учебное пособие / В.М. Виноградов, А.А. Черепахин, И.В. Бухтеева. - М.: Форум, 2019. - 312 c.
2. Пехальский А.П. Техническое обслуживание и ремонт двигателей автомобилей: Учебник / А.П. Пехальский, И.А. Пасхальский. - М.: Academia, 2016. - 80 c.