Статья:

Модель управления готовности педагогов дошкольного учреждения к инновационной деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Манджиева З.И. Модель управления готовности педагогов дошкольного учреждения к инновационной деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 12(33). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/37200 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Модель управления готовности педагогов дошкольного учреждения к инновационной деятельности

Манджиева Занда Ивановна
магистрант, ФГБОУ ВО КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, РФ, г. Элиста

 

В изменяющихся экономических, социальных и культурных условиях нашей страны складывается необходимость перемен и обновлений образования, отсюда следует создание новых подходов педагогического образования. Одним из главных приоритетов образовании специалиста становятся инновационные процессы, которые обобщают усвоение, использование и разработку педагогических инноваций.

Исследователи указывают на то, что преобразования в значении и структуре образовательных учреждений, их инновационная направленность вплотную согласовываются с деятельностью педагога, играющего главную роль во всех изменениях в сфере образования.

За последние десятилетия инновационные процессы в образовании стали объектом исследования многих ученых. Были исследованы проблемы изучения инновационной педагогической деятельности (А.А. Арламов, В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.С. Клименко, А.М. Моисеев, А.И. Пригожин, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, Ф.Ш. Терегулов и др.) - проблемы управления инновационными процессами (В.Ф. Буг, В.П. Кваша, Н.В. Коноплина, Т.И. Кульпина, Т. Х. Оганесова, С.Д. Поляков, Н.Р. Юсуфбекова и др.).

Тем не менее исследования в разделе инновационной педагогики указывают, что на современном этапе определенные проблемы, затрагивающие внедрение инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении.

Анализируя инновационные процессы в системе образования, необходимо уточнить, что современные истолкования понятия «инновации в образовании» чаще всего характеризуют как разработку и внедрение современных средств, методов и технологий обучения и воспитания. В педагогической науке данное понятие рассматривается более значительнее и содержит огромный смысловой объем. Инновационное образование является целенаправленной педагогической деятельностью, построенной на понимании своего педагогического опыта благодаря сравнению и изучению учебно-воспитательного процесса для достижения главным образом больших результатов, приобретения нового знания, внедрения нового в педагогическую практику, все это является творческим процессом планирования и реализации педагогических нововведений, которые направленны на повышение качества образования [4].

Готовность к инновационной деятельности И. Дерновским определяется как характерное личностное состояние, при котором полагается присутствие у педагога мотивационно-ценностного отношения к собственной профессиональной деятельности, владение результативными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии [1].

В.В. Маркова считает, что готовность к инновационной деятельности является состояние целостного субъекта, при котором включаются осознанные и неосознанные установки, модели должного поведения, обозначение оптимальных способов деятельности, оценку своего потенциала в соответствии с дальнейшими трудностями и необходимостью достижения определённого результата в осуществлении инновационной деятельности [2].

Ф.Р. Султановой даётся определение: «Готовность к инновационной деятельности – сложное, динамически развивающееся целостное личностное образование, которое проявляется в единстве мотивационно-ценностного, ориентационно-целевого, содержательно-гностического, операционно-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление инновационной деятельности».

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований по проблеме готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности, показал, что инновационная деятельность содействует развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, а вот готовность, характеризует потребности в педагогических новшествах, их восприимчивость, что определяет содержание инновационной направленности профессиональной деятельности педагога.

В настоящее время в следствии введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) сложилась потребность в обновлении и повышении качества дошкольного образования, внедрения программно-методического обеспечения нового поколения в дошкольном образовании [6].

Инновационная деятельность производит перемены в традиционной управленческой структуре, где главными являются педагог и воспитанник, руководитель образовательного учреждения, старшие педагоги, научно-методические работники, их профессиональные интересы и потребности. Но в то же время педагогическая практика показывает, что в дошкольном образовательном учреждении в незначительно степени готовы к выбору и оцениванию положительных инновации в дошкольном образовании, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. В следствии этого возникла потребность в разработки модели управления готовности педагогов дошкольного учреждения к инновационной деятельности, направленную на освоение педагогами современными, инновационными способами профессиональной деятельности.

Модель управления готовности педагогов дошкольного учреждения к инновационной деятельности содержит целевой, диагностический, содержательный, результативный блоки. Особенности структуры модели представлены в виде схемы.

 

Модель управления готовности педагогов дошкольного учреждения к инновационной деятельности

 

Реализация данной модели осуществлялось через программу «Основы инновационной деятельности», целью которой является подготовка педагогов дошкольного учреждения к инновационной деятельности.

Основные задачи:

· Раскрыть причины и препятствия инновационной деятельности педагогов дошкольного учреждения.

· Сформировать у педагогов дошкольного учреждения психологическую готовность к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям.

· Подготовить педагогов дошкольного учреждения к экспериментальной деятельности.

Ожидаемый результат - развитие теоретических и практических способностей педагогов к инновационной деятельности.

В конце учебного года, нами были проведены диагностики, направленные на оценку положительной динамики в развитии эмоционального состояния педагогов.

Мы уверены, что созданная нами программа является достаточной для активизации творческих начал педагогов, для включения каждого учителя в эксперимент, так как системные занятия способствуют повышению готовности к осуществлению инновационной деятельности.

 

Список литературы:
1. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / И. Дерновский. – К.: Академвидав, 2004. – 352 c.
2. Маркова В.В. Развитие практической готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольного образования / В.В. Маркова, И.В. Проскурина // Детский сад от А до Я. - 2010. - №1. – С. 91-96.
3. Педагогический словарь [Текст] / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой, Т.А. Строковой и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
4. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. учебн. заведений / В.А. Сласгенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
5. Султанова Ф.Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Автореф. … дис. канд. пед. наук / Ф.Р. Султанова. – Ижевск, 2005. – 20 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2014) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148547