Практики потребления медицинских услуг как индикатор состояния системы здравоохранения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Практики потребления медицинских услуг как индикатор состояния системы здравоохранения
Медицинские услуги в России оказываются в рамках государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на основе обязательного медицинского страхования (ОМС). Фонд ОМС формируется из обязательных страховых взносов граждан.
Таким образом, в России гарантировано бесплатное медицинское обеспечение в рамках ОМС, но при желании граждане России могут обратиться за помощью в коммерческие медицинские организации.
Согласно майскому указу президента "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" одной из главных национальных целей развития нашей страны является повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет) [7]. Кроме того, распоряжением Правительства РФ была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одной из основных целей которой является обеспечение населения услугами здравоохранения, характерными для развитых стран [5].
Согласно оценке Правительства, данной в концепции, система здравоохранения России пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество. Это подтверждается и тем, что население не удовлетворяет бесплатная государственная медицинская помощь, и существующие в ней пробелы и недостатки приводят к тому, что населению приходится обращаться в частные клиники.
Результаты всероссийского опроса ВЦИОМ 2015 г. показали, что две трети россиян (65%) оценивают качество медицинских услуг, предоставляемых в государственных больницах и поликлиниках, в целом как низкое [3].
Согласно опросу ВЦИОМ 2017 г. во время обращений в государственные и муниципальные медучреждения по полису ОМС гражданам чаще всего приходится сталкиваться с такими проблемами, как длительное ожидание (56%) и некомфортные условия (42%), отсутствие необходимого оборудования, лекарств (40%), непрофессионализм врачей (37%), неправильно поставленный диагноз и назначенное лечение (43%) [2]. Кроме того, обращение к медицинским услугам коммерческих организаций может быть вызвано не только неудовлетворительным для пациента качеством, но и недоступностью бесплатных государственных услуг.
В периоды экономических спадов, населению приходится адаптироваться, что не может не повлиять на потребительское поведение. Например, в 2014 – 2016 годах 42,8% потребителей платных медицинских услуг снизили свои расходы по этой статье, а 17,3% – полностью отказались от них. После падения в 2014 – 2015 годах началось восстановление уровня потребления медицинских услуг и лекарств [4].
При этом стоит отметить, что с 2011 года государственные медицинские учреждения получили право оказывать платную медицинскую помощь, и сектор платных услуг в государственной медицине в настоящее время продолжает активно развиваться.
В современном обществе подавляющее большинство потребляемых экономических благ выражено не вещами, а услугами. И услуги здравоохранения являются одними из самых социально значимых, и поэтому государство должно уделять им особо пристальное внимание и обеспечивать эффективное и справедливое предоставления медицинских услуг, независимо от экономического положения граждан. Всё это требует от государства эффективной организации и отлаженного процесса организации производства, предоставления и потребления медицинских услуг.
Сознательное обращение за медицинскими услугами может рассматриваться как потребительская практика, обусловленная стандартами общества потребления. Согласно мнению французского социолога Ж. Бодрийяра, главная установка “общества потребления” - достижение счастья. Счастье наделяется количественными характеристиками, измеряемыми посредством атрибутов социальной дифференциации. Потребительская ценность товаров абсолютна. Количество счастья, приносимое тем или иным товаром, зависит от его ценности. Ценность медицинской помощи вытекает из самой ценности здоровья, следовательно, для достижения счастья необходимо иметь возможностью получать необходимую медицинскую помощь. Таким образом, практики потребления медицинских услуг являются потребностью в достижении счастья, и не зависят от состояния здоровья. И здесь важными являются также требования, предъявляемые к медицинским услугам, их стандарты, что обеспечивается выбором коммерческих клиник.
В социологии существует большое разнообразие подходов и моделей, применяемых для исследования потребления, в частности, потребления медицинских услуг. В начальный период научной разработки теории потребления медицинских услуг активно использовался эмпирический подход. Исследования были посвящены географическому, этническому, социально-статусному, демографическому, личному, экономическому, культурному факторам потребления услуг здравоохранения. В результате были разработаны две модели потребительского поведения: модель убеждений в отношении здоровья и социо-бихевиоральная модель.
Модель убеждений в отношении здоровья является психологической моделью, согласно которой человек начнет действовать в сторону укрепления здоровья, если одновременно присутствуют следующие факторы: наличие мотивации, воспринимаемая угроза, убежденность в эффективности рекомендаций в отношении здоровья и самоэффективность. Эта модель и до сих пор используется в разработке превентивных программ, для написания образовательных медицинских проектов.
Социо-бихевиоральная модель на сегодняшний день является наиболее широко применяемой в исследованиях проблем производства и потребления услуг здравоохранения. Согласно данной модели, использование услуг здравоохранения является результатом действия трех основных групп факторов.
Первую группу образуют факторы, характеризующие самих потребителей медицинских услуг: социально-демографические, социально-профессиональные, социально-психологические характеристики.
Вторая группа факторов объединяет имеющиеся у людей возможности по использованию услуг здравоохранения: индивидуальные и общественные ресурсы, обеспечивающие доступ к медицинским услугам.
Третья группа факторов отражает выраженность потребности в медицинских услугах, измеряемой врачебными оценками состояния здоровья и его индивидуальным восприятием [6].
В эту модель также включены внешние по отношению к здравоохранению параметры – политические, экономические и социальные детерминанты, а также такие индикаторы, как удовлетворенность потребителя и изменения в статусе его здоровья. И в целом большую роль в потреблении медицинских услуг играет сама система здравоохранения, её доступность, способность предоставить качественные услуги, удовлетворяющие потребностям.
Если рассматривать потребление медицинских услуг, исходя из социо-бихевиоральной модели, потребление платных услуг может рассматриваться как индикатор, характеризующий состояние системы здравоохранения, и отражающий наличие или отсутствие проблем в сфере государственного здравоохранения.
На сегодняшний день государственные и частные медучреждения занимают почти одинаковые доли в общей численности организаций здравоохранения в России. В 2017 г на долю частных медучреждений приходилось 51,8% медицинских организаций страны, а на долю государственных – 47,4% [1]. Коммерческие медицинские организации функционируют в условиях рынка без государственного финансирования, а значит, существовать они могут, только если есть спрос на их услуги. В свою очередь спрос на их услуги обусловлен недостатками и пробелами системы бесплатного государственного здравоохранения. Реализация майского указа Президента об увеличении средней продолжительности жизни населения невозможна без достижения целей Концепции я долгосрочного социально-экономического развития России по обеспечению населения услугами здравоохранения, характерными для развитых стран. И в таком случае, об успешной реализации указа Президента и достижении целей Концепции можно будет судить по снижению потребления услуг коммерческих медицинских организаций, так как если будут обеспечены качественные бесплатные государственные медицинские услуги, то населению не придется вынужденно прибегать к услугам частной медицины.