СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА, ОПАЛЁННАЯ ВОЙНОЙ (НА ПРИМЕРЕ ОПЕРЫ С.С. ПРОКОФЬЕВА «ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ»)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(320)
Рубрика: Искусствоведение

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(320)
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА, ОПАЛЁННАЯ ВОЙНОЙ (НА ПРИМЕРЕ ОПЕРЫ С.С. ПРОКОФЬЕВА «ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ»)
«Нет, не забыть о той войне,
Прошедшей уже в прошлом веке.
Она в тебе, она во мне,
Как в каждом русском человеке».
И. Никитина
Великая Отечественная война, являясь одним из наиболее трагических конфликтов в мировой истории, оставила неизгладимый след в памяти человечества. Она унесла жизни миллионов людей, защищавших Родину. Война изранила огромное количество судеб не только солдат, но и мирных жителей, подвергшихся жестоким репрессиям со стороны фашистов. Несмотря на страдания и муки, люди находили в себе силы жить дальше, ради светлого будущего страны. В них жила поистине настоящая стойкость духа и героизм. Эти шрамы, оставленные годами суровых испытаний, до сих пор тревожат души тех людей, чьи близкие пали за мирное небо над головой. Эта боль, словно напоминание из прошлого о великом подвиге народа, который мы должны нести с честью и достоинством.
К огромной радости, наше поколение не знает тяжести тех лет. О той войне мы узнаём только из художественных фильмов, литературных произведений, музыкальных сочинений и лишь не многие слышали военные рассказы и истории из уст очевидцев.
Музыка и литература на протяжении многих лет занимают центральное место в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. В произведениях запечатлены не только мужество и стойкость людей, готовых сражаться за свою Родину, но и глубокие человеческие драмы, которые разыгрывались на фоне войны. Через образы героев и их испытания, сочинения становятся не просто документами эпохи, но и яркими свидетельствами силы духа, единства и любви к родной земле.
Одной из литературных фресок, написанных в послевоенные годы является книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В ней рассказывается история лётчика Алексея Маресьева, который, несмотря на тяжёлые ранения, смог вернуться в ряды военных пилотов, благодаря силе воли настоящего героя. Он испытывал не только физическую боль, но и глубочайшие моральные терзания. Каждый выбор и действие отражает его восприятие себя. Этот разрыв между внутренним миром и внешней реальностью во многом сформировал его судьбу. Военные испытания, потери, необходимость принятия трудных решений – всё это приводит Алексея к осознанию своего истинного предназначения. В его случае сила духа проявляется через самопожертвование, умение найти в себе запас стойкости для подвига ради надежды на лучшее. Через его сложную и в тоже время необыкновенную судьбу, писатель показал насколько силён русский дух, способный отстоять свою независимость.
Что удивительно, у книги поистине уникальная судьба. И не потому что она была дорога каждому советскому человеку и её знают во многих странах. Ею дорожили читатели и писатель за то, что она учила мужеству и оказывала помощь в трудную минуту. Она была необходима всем: как юному молодому человеку, едва переступившему порог школьной скамьи, так и ветерану.
Содержание «Повести о настоящем человеке» не оставило равнодушным и одного из выдающихся композиторов советской эпохи Сергея Сергеевича Прокофьева. Уже через год после создания литературного произведения в 1947 году композитор приступает к написанию последнего сочинения в оперном жанре.
С.С. Прокофьев хотел написать оперу именно на сюжет, который был наиболее актуальным. Поэтому вполне логичен выбор повествования – только закончившаяся война, так глубоко тронувшая каждого человека. «Для Сергея Сергеевича главное в повести не болезнь, не госпиталь, а преодоление страдания, мужество, оптимизм», – писала в дневнике жена Прокофьева Мира Александровна. Многие эпизоды оперы оказываются очень сокровенными для композитора: он будто бы сопоставляет себя с героем повести, оказавшимся в отчаянии.
Одной из сложностей, с которой пришлось столкнуться композитору при воплощении повествования в опере – отсутствие прямого столкновения конфликтных линий. Развитие направлено на внутреннюю борьбу и переживания героя, но, несмотря на личностные конфликты, он, словно переступая через себя, продолжал защищать Родину от врага. Поэтому главными сценическими обстоятельствами становятся «рассказ» и «размышление».
Тип драматургии оперы – лирико-эпический, в котором сочетаются несколько драматургических линий, как две грани единого образа. Наиболее яркими фрагментами оперы являются: сцена падения, сцена бреда Алексея, сцена смерти комиссара, «фронт» и заключительный дуэт Ольги и Алексея. Эпизоды, решающего характера также оказываются неотъемлемой частью драматургии: сцена Алексея с колхозниками, сцена Алексея и комиссара, сцена письма Алексея. Эти фрагменты объединяет нить повествовательного действия.
Либретто оперы было написано Сергеем Сергеевичем и его супругой Мирой Александровной. Литературным источником стала одноимённая повесть Бориса Полевого.
Композиция «Повесть о настоящем человеке» весьма интересна: композитор использовал номерную структуру. Некоторые номера имеют жанровое обозначение, которое традиционно для оперы – «ария», «ариозо», «баллада». Наибольшее количество номеров имеют названия, описывающие происходящие в них действия, это как правило сцены – «Алексей у разбитого самолёта», «Приход колхозников», «Появление Андрея и отъезд», «Бред Алексея», «Фронт». Ряд песенных номеров выполняет функцию характеристики героев – «Песня Ольги», «Песня колхозников», «Песенка Кукушкина».
Мелодический язык оперы достаточно прост и доступен каждому слушателю. Музыкальная ткань опирается на обработки народных песен (например, русская народная песня «Зелёная рощица», которую пела Клавдия – медсестра в госпитале) и на мелодии песен самого С.С. Прокофьева (например, мелодии песен «Подруга бойца» и «Любовь воина» стали основой для песни Ольги).
Центральный образ, как и в литературном источнике – герой Алексей Мересьев, действия остальных героев оперы происходят вокруг главного героя. Развитие действий Алексея и их описание представлено как большими сценами, так и речитативными монологами, арией-монологом, ариозо, лирическим терцетом.
Немаловажную роль играют и симфонические эпизоды, уже в увертюре оперы звучит маршеобразная тема как символ победы и распевная мелодия как олицетворение стойкости человеческого духа. На протяжении всей оперы оркестровое сопровождение обогащает образы героев, представляет картины природы и служит фоновым дополнением к развитию действия.
К сожалению, при жизни С.С. Прокофьева опера была представлена только на закрытом показе в Ленинградском театре оперы и балета в 1948 году, где подверглась неодобрительной критике. Премьера оперы состоялась лишь после смерти композитора 7 октября 1960 года в Большом театре, с корректировкой либретто Миры Александровны Мендельсон. Позже опера была поставлена в Национальном театре Чехословакии в Праге. В Оперной студии Ленинградской консерватории состоялась ее премьера 4 ноября 1967 года (первое исполнение в Ленинграде), которая транслировалась по Ленинградскому радио. В 2002 году в Мариинском театре состоялось концертное исполнение оперы, дирижировал В.А. Гергиев. В том же году опера была поставлена в Саратовском театре оперы и балета (с купюрами).
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в Государственном Приморском театре оперы и балета под руководством А.В. Лубченко была представлена полная версия оперы с авторской оркестровкой по восстановленным рукописям.
В настоящее время имеются несколько аудиозаписей оперы: постановка оперы в Большом театре под руководством М.Ф. Эрмлера в 1961 году и постановка Мариинского театра в 2002 году, дирижер – В.А. Гергиев.
Хранителями исторический событий безусловно являются музыка и литература, именно через музыку и слово композиторы и писатели создают живые образы героев-победителей, позволяя будущим поколениям ощутить весь спектр эмоций и переживаний тех, кто сражался на фронтах войны.
Влияние военных потрясений на личность невозможно переоценить. Оно воздействует не только на физическое состояние человека, но и оставляет глубокие психологические травмы, которые могут преследовать его на протяжении всей жизни. Внутренние битвы, которые ведут герои, отражают сложность человеческой сущности. Каждый из них сталкивается с вопросами о том, что значит быть человеком в условиях, когда жизнь находится на волоске от смерти.
Главный герой оперы Алексей Мересьев, несмотря на все преграды встречающие на пути, пройдя через боль и страдания, благодаря упорству достигает поставленной цели.
Годы Великой Отечественной войны также оставили неизгладимый след в истории и моей семьи, которая хранится в семейных фотографиях, традициях, архивах, то есть во всем, что составляет семейную память.
Одной из реликвий семьи стала книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Три поколения выросло, помня о ней. Книга эта – память о прадедушке Пономарчук М.И., погибшем в 1944 году в боях за родную землю, награжденному орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
В честь 10-летия Победы, сочинский военкомат подарил эту книгумоему дедушке, как сыну погибшего в сражениях на полях Великой Отечественной войны.
Не могу удержаться, чтобы не рассказать об этих людях – гордости нашей семьи. Свою трудовую деятельность прадедушка начал в 1936 году в Новоивановской школе учителем математики, а затем стал директором. Позже Президиум Верховного Совета Союза СССР наградил его медалью «За трудовое отличие» за выдающиеся успехи в обучении и воспитании детей».
С первых дней войны он стремился попасть на фронт. Фронтовые дороги его отмечены ранениями и наградами. Теперь школа №6 станицы Новоивановской носит его имя.
Трудное детство было и у моего дедушки Анатолия Михайловича, как и у всех детей, чья жизнь была опалена войной. Жили материально трудно, но маленький Толя старался во всем помогать и поддерживать маму. Она же часто повторяла: «Ты – Пономарчук, твой отец погиб, защищая Родину, носить эту фамилию – значит быть достойным памяти отца». Дедушка с золотой медалью закончил Сочинскую школу №1, с красным дипломом – Краснодарский педагогический институт, защитил диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук.
Дедушка часто рассказывал мне о своем папе и о том, как он гордился, что в семье хранится подаренная книга – «Повесть о настоящем человеке».
Прошли годы. Семейная реликвия стала неотъемлемой частью и моей жизни. Я решила, что обязательно пойду по стопам своих родных: стану учить детей, не только музыке, но и быть людьми неравнодушными к своим корням, потому что «память возрождает жизнь».
«Повесть о настоящем человеке» показывает нам, каким должно быть чувство любви к Родине, учит гордиться людьми, которые без громких слов совершали ежедневные подвиги, освобождая мир от фашизма.
