Статья:

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В КНИГЕ КЛАЙВА СТЕЙПЛЗА ЛЬЮИСА «ХРОНИКИ НАРНИИ: ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(320)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Лобанова А.И. БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В КНИГЕ КЛАЙВА СТЕЙПЛЗА ЛЬЮИСА «ХРОНИКИ НАРНИИ: ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 11(320). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/320/170857 (дата обращения: 14.05.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В КНИГЕ КЛАЙВА СТЕЙПЛЗА ЛЬЮИСА «ХРОНИКИ НАРНИИ: ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА»

Лобанова Анна Ивановна
студент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Ялта

 

«Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса — это не просто увлекательная серия фэнтезийных книг, но и глубокое произведение, насыщенное символикой и аллюзиями, многие из которых имеют библейские корни. В этих историях о волшебных мирах, говорящих животных и эпических сражениях между добром и злом скрываются мощные духовные и моральные уроки, которые отсылают нас к основным темам христианства. От жертвы и искупления до надежды и воскресения — библейские мотивы пронизывают сюжетные линии и характеры персонажей, создавая многослойное повествование, которое продолжает вдохновлять читателей всех возрастов. В этой статье мы рассмотрим, как Льюис использовал библейские символы и образы, чтобы передать свои идеи о вере, любви и спасении конкретно в первой книге своей гепталогии о Нарнии. Седьмая книга цикла «Последняя битва» содержит в себе наиболее яркие образы, ссылаясь на христианскую идеалогию практически напрямую. Написана последняя книга серии была в 1953 году, издана в 1956. Это была не последняя написанная книга серии, но последняя изданная, полностью завершая собой цикл. Всё потому, что во время её написания Льюис вписал во вселенную ещё двоих персонажей, существование которых позже осветил в книге «Племянник Чародея» - книга представляет собой аллюзию на создание мира. Основой книги «Последняя битва» послужило христианское видение конца света. В тексте почти напрямую цитируются библейские образы. Образ Аслана, как Христа, был представлен ещё в первой книге серии, но появляются и другие, центральным из которых становится образ лжепророка. Так же цитируется сцена божьего суда и представление о Рае. В книге "Последняя битва" библейская символика играет ключевую роль, обогащая сюжет и придавая ему глубокий смысл. Для этого было использовано много ярких и хорошо узнаваемых образов. Так как «Последняя битва» иллюстрирует события конца света, то в книге можно найти события и образы, отражающие те, что показаны в книге «Откровения». Одним из первых узнаваемых образов является образ лжепророка. Обезьяна Хитр и осел Лопух являют собой тот самый образ, при помощи львиной шкуры, заставляя других жителей Нарнии поверить, что Аслан вернулся в Нарнию. От имени Аслана они повелевают другими обитателями Нарнии, заставляют их покориться воле жителям соседнего государства – Тархистана – и работать на них. Наличие тьмы и обмана, особенно в образе лже-пророка, отражает библейские темы искушения и заблуждения. «Схвачен был зверь, а с ним и лжепророк, творивший перед зверем знамения, которыми обманул он принявших клеймо зверя и поклоняющихся образу его. Брошены они были в озеро огненное с горящей серой живыми.» [2] Другой яркий образ, использованный в книге, это образ Таш – богини Тархистана. В предыдущих книгах она выражала собой образ языческих богов, однако в «Последней битве» её образ скорее подобен Сатане. «Таш – это Аслан, Аслан – это Таш» [1]. Таким образом видна параллель с обожествлением Сатаны. Самый яркий образ, появившийся ещё с первых книг – параллель между Асланом и Христом. Ещё в первой книге он как Христос умер за чужой грех. В последней же книге его появление является аллюзией на второе пришествие Христа. Как и в Библии, "Последняя битва" изображает финальную схватку между силами добра и зла. Льюис использует образы, напоминающие о Апокалипсисе, включая битвы, предательство и окончательную победу праведников. В «Последней битве» Рай представлено как место, полное света, радости и совершенной гармонии. Когда персонажи попадают в новую Нарнию, они обнаруживают, что это не просто продолжение прежнего мира, а нечто гораздо более прекрасное и совершенное. Суд и разделение: В «Последней битве» происходит суд над персонажами, что напоминает о библейском суде. Это разделение праведников и грешников подчеркивает идею о моральной ответственности и последствиях выбора. Тема суда и разделения играет важную роль в заключительной части истории. В книге происходит разделение между теми, кто верит в Аслана и живет согласно его учениям, и теми, кто отвергает его. Это разделение напоминает о конечном суде, когда каждый будет оценен по своим деяниям. «И тогда Аслан сказал: «Я пришел, чтобы судить мир. И каждый, кто не со мной, тот против меня.»[1] Персонажи, которые следуют Аслану, в конечном итоге попадают в Наранду, в то время как те, кто отвергает его, остаются в темноте и страданиях. «В то время как одни были призваны к свету, другие остались в тени, и их выбор был окончательным.» [1] Суд также подразумевает возможность искупления. Персонажи, которые искренне раскаиваются, могут найти прощение. «И даже те, кто заблудился, имели возможность вернуться, если искренне покаялись.» [1] В конце книги происходит финальный суд, где все персонажи сталкиваются с последствиями своих выборов, и это подчеркивает важность веры и добрых дел. «И тогда каждый увидел, что его жизнь была отражением его выбора. Тот, кто искал света, нашел его, а тот, кто предпочел тьму, остался в ней.» [1] Конец книги символизирует новое начало, что также является важной темой в Библии. Описание нового Нарнии как места блаженства и радости отражает идеи о Царствии Небесном. Новая Нарния описывается как место, где все ярче и красивее, чем в старой Нарнии. Природа, цвета и атмосфера насыщены жизнью и радостью, что символизирует божественную красоту Рая. Персонажи, которые пережили трудности и страдания, воссоединяются с теми, кого они любили Льюис использует символику и метафоры, чтобы передать идеи о божественной любви и милости. Таким образом, "Последняя битва" не только завершает историю Нарнии, но и предлагает читателям глубокое представление о надежде, искуплении и вечной жизни. Таким образом, "Последняя битва" Клайва Стейпза Льюиса не только завершает историю Нарнии, но и служит мощной аллюзией на книгу Откровения. В ней отражены основные христианские темы, такие как окончательный суд, разделение праведников и грешников, а также надежда на новое начало. Как и в Откровении, в "Последней битве" присутствует борьба между добром и злом, где финальный исход определяет не только судьбы персонажей, но и их духовное состояние. Таким образом, "Последняя битва" становится не только кульминацией приключений в Нарнии, но и глубоким размышлением о духовных истинах, отраженных в книге Откровения. Льюис приглашает читателей задуматься о своих собственных выборах и их последствиях, а также о надежде на искупление и вечную жизнь. Эта аллюзия делает произведение не только увлекательным, но и философски насыщенным, оставляя глубокий след в сердцах читателей.

 

Список литературы:
1. Льюис К.С. Серебряное кресло. Племянник чародея. Последняя битва. Письма к детям. Статьи о Нарнии: Собр.соч. в 8 т. Т.6/ Пер. с анг.: Н. Трауберг и др. – М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2000 – 432 с.
2. Библия в современном переводе под ред. М.М. Кулакова; 2015 -1856 с.