Статья:

«ПОДХАЛИМСТВО И УГОДНИЧЕСТВО» ИЛИ «РЕЗКАЯ СМЕНА ВНУТРЕННЕГО ОБЛИКА ГЕРОЯ» В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.П ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Турсинбоева С.Э., Мубараков М.Б. «ПОДХАЛИМСТВО И УГОДНИЧЕСТВО» ИЛИ «РЕЗКАЯ СМЕНА ВНУТРЕННЕГО ОБЛИКА ГЕРОЯ» В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.П ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 13(322). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/322/171415 (дата обращения: 12.04.2025).
К условиям публикации Скачать журнал
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

«ПОДХАЛИМСТВО И УГОДНИЧЕСТВО» ИЛИ «РЕЗКАЯ СМЕНА ВНУТРЕННЕГО ОБЛИКА ГЕРОЯ» В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.П ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»

Турсинбоева Сарвиноз Эргашевна
студент, Нукусский Государственный Педагогический институт им. Аджинияза, Республика Узбекистан, г. Нукус
Мубараков Муса Бахадырович
стажёр-преподаватель, Нукусский Государственный Педагогический институт им. Аджинияза, Республика Узбекистан, г. Нукус

 

Аннотация. В данной работе излагается образы героев произведения А.П. Чехова «Хамелеон», а также тема подхалимства, синхронная смена обликов героев.

 

Ключевые слова: Чехов, Хамелеон, угодничество, раболепие, подхалимство.

 

Антон Павлович Чехов - является одним из родоначальников краткости. Недаром, у всех на устах излагается его фраза "Краткость - сестра таланта". Да, великий писатель прав - даже в коротком по объёму произведении Чехов ярко раскрывает основную тему, излагаемую в произведении.

Недаром М.Горький писал о Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни…»  [3, с. 278 ] -эти слова великого писателя подтверждают наши рассуждения о Чехове. В своей работе «Деталь как средство изучения художественного мира произведений А.П.Чехова» Каратавова Ирина Александровна пишет:  «Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации…, далее она продолжает: …В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное. Писатель выбирал две-три наиболее точные детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом» - [1, с 74 ], да ее мнения о Чехове и о его творчестве совпадают с нашими мыслями, Чехов есть краткость, мастер описание реалий в краткой форме.

В данной работе будет излагаться тема «Хамелеонства» то есть подхалимство и резкая смена облика характера, эти пороки человека все ещё живут в людях и будут жить. Чехов ярко высмеивает то общество, в котором он жил. В настоящее время наше общество трансформировалось, но в то же время эта тема до сих пор актуальна и продолжает существовать.

Рассказ «Хамелеон» был написан в 1884 году и опубликован в журнале «Осколки» № 36 от 8 сентября 1884 года под подписью «А. Чехонте». Продолжая вышеизложенное, можно сказать в центре произведения тема - подхалимства, угодничества, самоуправства, чиноугодничества. Это произведение является доказательством таланта Чехова, его едкого чувства высмеивания пороков общества. После прочтения этого рассказа, читателям чаще всего запоминается образ Очумелова – полицейский надзиратель в новой шинели и с узелком в руке.  «Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель - хамелеон, воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, выслуживаться, менять свою окраску в зависимости от обстоятельств» - [1, c 75] –так описывает в своем труде Каратавова Ирина Александровна, да мы согласны с ее мнением, ведь Очумелов и есть хамелеон, но только в человеческом обличии. По ходу чтения рассказа, перед читателями раскрываются образы Очумелова и его помощника городового Елдырина, они похожи на старинные качели, то у них с одной стороны поднимается чувство долга службы, то чувство боязни за свою шкуру. Очумелов боится потерять работу свою важность в обществе, ну и его спутник городовой тоже боится потерять свою работу и они меняют свои внутренние образы по ходу произведения, то есть по этапам сюжета и плывут на одной волне друг с другом.

«- Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол!» - [2, с. 236 ] – читая, этот отрывок у читателя воображается образ честного трудяги полицейского, который делает свое дело, но тут ситуация выходит за решетку служебных уставов и норм, ведь кто-то из толпы изъявляет, что эта собака генерала Жигалова. Тут у Очумелова начинается процесс переобувания, он меняется, эти строки подтверждают наши мнения: «Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!» [2, c. 237 ] - внутренний его облик меняется, и вдобавок городовой тоже не отстает от своего спутника надзирателя и его слова: «Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...» [2, с. 237 ] – явное хамелеонство. Чехов мастерски играет с фразами героев, после реплики Очумелова, его хамелеонство продолжает Елдырин, в знак согласия, хотя вначале увидев начинающуюся ситуацию сам говорит: Беспорядок, ваше благородие. Что же хочется сказать, продолжая цитирование фраз героев, получится краткий пересказ, чтобы избежать этого наше внимание далее устремляется на раскрытия их образов, точнее образов Очумелова и Елдырина. Это два героя схожих между собой по своей трансформации образов, ведь и у них походу сюжета рассказа меняется облик по нескольку раз. Такие люди в то время, во времена Чехова всегда были частью общества, ведь в то время так и надо было, чтобы выжить, такие пороки общества постепенно начали угасать с приходом демократии, с развитием подсознания человечества. Такие люди есть и до сих пор их много, но ведь и есть такие люди как Хрюкин, жертвы хамелеонства, что же будет с ним? Что же будет такими как он? Тут уже все на фантазии читателя, может быть, он повредил свой палец сам? Ведь вначале мы узнаем что он был полупьян?, но все же, а вдруг в реальной жизни тоже будет такая история, но относящиеся к настоящему, ныне существующему строю, и что же с ними будет? Они снова станут жертвами хамелеонства, подхалимства. Резкая смена облика характеров ярко представлена в этом произведении. Анализируя данный рассказ, невозможно не восхищаться талантом Чехова, то, как он выбрал такую бессмертную проблему – проблему подхалимства и раскрыл ее полностью.

 

Список литературы: 
1. Международный научный журнал «Проблемы современной науки и образования» № 3 (17) стр 74-76. Москва 2018.
2. А.П.Чехов «Собрание юмористических рассказов в одном томе» Москва 2016, ООО «Издательство «Э». стр 236-238.
3. Горький М. Собрание сочинений в 16 томах. Т. 16 [Текст] / М. Горький. Москва.: Правда, 1979 г.
4. Мубараков, М., & Алламуратова, Г. (2019). ГЕРОЙ ИЛИ МЕЧТАТЕЛЬ? ОБРАЗ БРОНЬКИ ПУПКОВА В РАССКАЗЕ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА" МИЛЬ ПАРДОН, МАДАМ". Студенческий, (32-2), 18-19.
5. Юсупов, И. Р., & Мубараков, М. Б. (2021). «РЕВИЗОР» НВ ГОГОЛЯ И ВЛИЯНИЕ НА ЛИТЕРАТУРУ. Студенческий форум, (32-2), 54-55.
6. Мубараков, М. Б. (2020). От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе ВГ Распутина" В общем вагоне". In Исследования молодых ученых (pp. 39-40).
7. Айитбаева, Ш. К., & Мубараков, М. Б. (2021). АЛИШЕР НАВОИ О «ПРАВДЕ» И «ЛЖИ». Студенческий вестник, (8-3), 80-81.
8. Алламуратова, Г. Ж., & Мубараков, М. Б. (2019). Вопрос о" необыкновенном" и" обыкновенном" человеке в рассказе В. Распутина" Рудольфио". Молодой ученый, (10), 139-141.
9. Мубараков, М. Б., & Алламуратова, Г. Ж. (2019). ПРОБЛЕМА ВЫБОРА" ЧУВСТВ" ОТЦА И СЫНА В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО" ХАН И ЕГО СЫН". In МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (pp. 40-43).
10. Мубараков, М. Б., & Жалгасова, Н. М. (2021). ОБРАЗ «БЕЗЗАЩИТНОГО» МАЛЬЧИКА В РАССКАЗЕ ФМ ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ».
11. Айитбаева, Ш. К., & Мубараков, М. Б. (2021). АЛИШЕР НАВОИ О «ПРАВДЕ» И «ЛЖИ». Студенческий вестник, (8-3), 80-81.
12. Гаипова, О. К., & Мубараков, М. Б. (2021). МЕСТО ПУШКИНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. РОМАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»-ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ АВТОРА. Студенческий форум, (23-1), 79-80.
13. Мубараков, М. Б., & Жалгасова, Н. М. (2021). ОБРАЗ «БЕЗЗАЩИТНОГО» МАЛЬЧИКА В РАССКАЗЕ ФМ ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ».
14. Мубараков, М. Б., Ибрахимова, Ш. Ш., & Алламуратова, Г. Ж. (2021). ТАЙНА ЖИЗНИ И ИСКУССТВА В РАССКАЗЕ ВМ ШУКШИНА «СОЛНЦЕ, СТАРИК И ДЕВУШКА». Студенческий форум, 31.
15. Жалгасова, Н. М., & Мубараков, М. Б. (2021). ВОПРОС О ГОРДОСТИ, ИЛИ «РОЖДЕННАЯ ГОРДОСТЬ ЗА ОТЦА», В РАССКАЗЕ Ч. АЙТМАТОВА «СОЛДАТЕНОК». In Молодежный научный форум (pp. 11-13).