ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
Аннотация. В статье проанализированы особенности бюджетного учета расчетов с поставщиками, отличающиеся от коммерческого учета. Рассмотрены специфика применения единого плана счетов и бюджетной классификации. Особое внимание уделено санкционированию расходов и контролю за их правильным отражением. Выявлены проблемы практической реализации норм, требующие дополнительных разъяснений и усовершенствования учетной политики.
Ключевые слова: бюджет, учет, расчеты, поставщики, КОСГУ, санкционирование.
Сегодня роль поставщиков выходит за рамки простых транзакционных отношений и становится основополагающей для экономической жизнеспособности организаций, в том числе в государственном секторе, что требует тщательного контроля за их деятельностью. Тщательная организация расчетных отношений и их последующее документирование не только улучшают взаимосвязь экономической деятельности, но и способствуют тщательному контролю за эффективностью бюджетных ассигнований. Сложность этой сферы усиливается в бюджетном учете этих населенных пунктов, который обладает отличительными характеристиками, необходимыми для повышения надежности, пунктуальности и точности данных. Такие меры необходимы для поддержания единообразия бюджетной системы Российской Федерации [3]. В условиях изменения законодательных требований бухгалтерский учет в государственном секторе подвергается постоянной адаптации, в результате чего большая часть существующих научных материалов устарела. Такая динамика подчеркивает актуальность рассматриваемой темы. Важным аспектом бюджетного учета в отношениях с поставщиками является использование специализированной схемы учета, отличающейся от тех, которые используются в коммерческом секторе. Основополагающим документом, определяющим эту систему, является Директива Министерства финансов Российской Федерации, изданная 1 декабря 2010 года в соответствии с указом №. 157н "Об утверждении Единого плана бухгалтерского учета органов государственной власти (госорганов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) Учреждения и инструкции по его применению" [1]. Декрет № 157n также служит основополагающим методологическим руководством по бюджетному учету, определяющим обязательные руководящие принципы оценки и представления отчетности по всем операционным фактам, касающимся активов, обязательств, доходов и расходов учреждений. Примечательно, что традиционные правила бухгалтерского учета не находят применения в организациях государственного сектора; вместо этого они регулируются отдельными федеральными стандартами бухгалтерского учета, разработанными с учетом уникальных требований общественного достояния. Такой структурированный подход гарантирует, что все тонкости финансовых операций будут учтены с максимальной точностью, что имеет решающее значение для поддержания государственной финансовой дисциплины и прозрачности.
В области бухгалтерского учета в государственном секторе методический учет операций между государственными структурами и их поставщиками определяется конкретными процедурами и классификациями. Операции, связанные с предоплатой поставщикам, систематически регистрируются с использованием счета бюджетного учета 1 206 00 000, предназначенного для "Расчетов по выданным авансам". Эта классификация строго применяется в соответствии с общими руководящими принципами, изложенными в Инструкции, которая приводит эти счета в соответствие с системой оперативной классификации сектора государственного управления. И наоборот, счет 1 302 000 000, относящийся к категории "Расчеты по принятым обязательствам", по своей сути является пассивным. Следовательно, на нем не отражаются авансовые платежи, отправленные контрагентам. Такое разграничение обеспечивает ясность и соблюдение финансовой дисциплины в соответствии с нормативно-правовой базой. Структура бюджетного учета была существенно изменена в связи с введением кодов бюджетной классификации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым в июле 1998 года. Это нововведение сыграло важную роль в совершенствовании организации бюджетного учета. Это способствует тщательной подготовке бюджетов и их исполнению, способствует точному бюджетному учету и помогает в составлении финансовой отчетности. Эти инструменты имеют жизненно важное значение для обеспечения согласованности финансовых показателей в бюджетной системе Российской Федерации [2]. Внедрение 26-значного счета бюджетного учета является ключевым аспектом этой системы. Она поддерживает многоуровневый аналитический учет, который необходим для поддержания стандартизированной практики ведения бухгалтерского учета на всех уровнях государственного управления. Эта структура имеет решающее значение для контроля за распределением и использованием бюджетных средств, тем самым усиливая финансовый надзор и управление. В бюджетных учреждениях возникает еще один уровень сложности, связанный с требованием вести параллельный учет, касающийся санкционирования расходов. Это отражено в отчетности, подробно описанной в разделе 5 Единого плана счетов, где основное внимание уделяется "Санкционированию расходов экономического субъекта". Этот процесс включает в себя установление и соблюдение лимитов бюджетных обязательств, а также тщательное отслеживание и документальное оформление их утверждения. Основной целью здесь является снижение риска принятия обязательств, выходящих за рамки требований бюджетного законодательства, которое разрабатывается в контексте трехгодичного бюджетного планирования.
Когда бюджетное учреждение официально оформляет контракт, оно одновременно подтверждает финансовое обязательство расходовать средства в установленные сроки. Это обязательство тщательно отражается на счете 1 502 11 000 "Принятые обязательства" в рамках KOSGU. Впоследствии, когда получены материальные товары, оказаны услуги или выполнены другие договорные обязательства, у учреждения возникает финансовое обязательство, которое затем отражается на счете 1 502 12 000 "Принятые денежные обязательства". Такая систематическая регистрация гарантирует точное отслеживание всех операций и их соответствие правовым и налогово-бюджетным нормам, регулирующим управление государственными финансами [3].
Счета авторизации в государственных учреждениях управляются в течение всего финансового года, при этом остатки средств не переносятся на счета авторизации расходов на следующий год. Эта система предназначена для оптимизации бюджетного учета, тем самым улучшая регулирование и контроль финансовых потоков. Однако такой подход сопряжен с рядом проблем. Несмотря на наличие всеобъемлющей нормативной базы, регулирующей бюджетный учет, практическая реализация показывает, что не все аспекты могут быть полностью стандартизированы. Следовательно, система часто обновляется посредством рекомендаций и разъяснений, издаваемых Министерством финансов и другими соответствующими органами.
Основная проблема бухгалтерского учета в государственном секторе связана с точным применением и распределением затрат по конкретным кодам. Руководящие принципы, содержащиеся в Инструкции "Об утверждении порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (от 29.11.2017 № 209н), подробно описывают широкий спектр расходов. Тем не менее, на практике часто возникают неясности при определении затрат по определенным статьям. Такие неясности могут привести к отказу казначейства в санкционировании платежей или к штрафным санкциям в ходе аудита финансовой отчетности учреждения. В настоящее время наиболее эффективной стратегией, по-видимому, является обращение к устоявшейся практике в рамках нормативно-правовой базы. Это включает в себя получение конкретных указаний от Министерства финансов или направление официальных запросов в Казначейство. Кроме того, разработка индивидуальных стандартов бухгалтерского учета для хозяйствующих субъектов, представленных в виде всеобъемлющей и объективной учетной политики, могла бы смягчить проблемы, возникающие из-за нестандартных методов ведения бухгалтерского учета операций с поставщиками в государственном секторе [2]. Так, исследование подчеркнуло значимость специализированного учета в бюджетной сфере для контроля за расходами. Выявлены основные проблемы идентификации расходов по КОСГУ, влияющие на эффективность бюджетного контроля. Рекомендации, основанные на разъяснениях Минфина и практических решениях, способствуют совершенствованию учетной политики в государственных учреждениях.
