СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ АВТОНОМНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Конференция: CCXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ АВТОНОМНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Аннотация. В статье охарактеризованы направления совершенствования механизма управления финансовыми потоками в государственных автономных организациях здравоохранения, показана необходимость разработки новых показателей финансового планирования доходов и расходов на примере ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск».
Ключевые слова: система здравоохранения, финансовое планирование, совершенствование управления, финансовые потоки.
Финансирование здравоохранения связано с генерированием, распределением и использованием финансовых ресурсов из государственного бюджета и внебюджетных фондов [3]. Действующее законодательство дает право бюджетным учреждениям вести приносящую доход деятельность, и лишь казенные учреждения не обладают свободой распоряжения доходами от коммерческой деятельности. При этом роль объема, направлений и эффективности государственных расходов, в том числе связанных с исполнением государственных функций и социальных обязанностей, играет определяющую роль в становлении и развитии государства. Государственные финансы играют важную роль в формировании бюджетов, как федерального, так и регионального уровня, а также в формировании внебюджетных фондов, фондов государственных унитарных предприятий и государственных организаций.
Возможности государства по совершенствованию финансового менеджмента государственных организаций ограничиваются нормативно-правовым регулированием и объемами финансирования, а определяются общей экономической ситуацией и стоящими перед правительством страны задачами [1].
Необходимость совершенствования механизма управления финансовыми потоками в системе здравоохранения стране связана с определением размера финансовых средств, доступных для здравоохранения, способов мобилизации дополнительных средств, выработки инструментов эффективного и справедливого распределения, приобретения и расходования финансовых средств для улучшения доступа к услугам здравоохранения и сокращения личных расходов населения [4].
Существующая схема управления финансовыми потоками государственного автономного учреждения здравоохранения «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» (ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск») характеризуется превышением доходов, не связанных с государственным финансированием (таблица 1).
Таблица 1.
Структурно-динамический анализ доходов и расходов ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск», тыс. руб. и %
Наименование показателя |
2020г. |
2021г. |
2022г. |
Темп прироста за 2020-2022гг., % |
Доля, справ.расчет,% |
||
2020г. |
2021г. |
2022г. |
|||||
Доходы, в том числе: |
221 826 |
185 691 |
177 419 |
-20,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Деятельность с целевыми средствами |
50 015 |
5 286 |
38 398 |
-23,2 |
22,5 |
2,8 |
21,6 |
Деятельность по государственному заданию |
- 238 |
2 457 |
9 018 |
3891,0 |
-0,1 |
1,3 |
5,1 |
Приносящая доход деятельность |
172 049 |
177 948 |
130 004 |
-24,4 |
77,6 |
95,8 |
73,3 |
Расходы, в том числе: |
205 999 |
194 712 |
184 412 |
-10,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
152 806 |
121 277 |
136 217 |
-10,9 |
68,9 |
65,3 |
76,8 |
Прочие расходы |
53 192 |
73 435 |
48 196 |
-9,4 |
24,0 |
39,5 |
27,2 |
Чистый операционный результат |
15 828 |
- 9 021 |
- 6 993 |
-144,2 |
|||
Операции с нефинансовыми активами |
7 218 |
6 967 |
5 675 |
-21,4 |
|||
Операции с финансовыми активами и обязательствами |
8 610 |
13 300 |
-12 668 |
-247,1 |
Так, в 2022 году доля таких доходов составила в суммарных доходах ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» составила 73,3%, в 2020 году 77,6%. Снижение суммарных доходов ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» за 2020-2022гг. составило 20%. Ключевым фактором снижения стало снижение доходов от деятельности с целевыми средства, снизился и доход от самостоятельной деятельности учреждения, вне государственного задания - на 24,4%.
В структуре расходов, суммарное снижение которых составило за 2020-2022гг. 10,5%, наибольшим удельным весом обладали расходы на оплату труда персонала (76,8% в 2022 году), что указывает на высокую социальную значимость качественного управления финансами учреждения. Поскольку от заработной платы медицинского персонала во многом зависит мотивация труда и качество оказания услуг здравоохранения.
Из анализа движения финансовых потоков в таблице 1, на примере ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» видно, что управление финансовыми потоками осуществляется постфактум (на это указывает убыток как чистый операционный результат), то есть уже после распределения финансовых ресурсов и выявленного несвоевременного поступления средств в медицинское учреждение, не используются финансовые инструменты управления финансированием.
Предлагается дополнить систему управления финансовыми потоками ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» расчетом аналитических показателей:
1. В течение финансового года необходимо собирать данные о размере и периоде дефицита финансовых средств у учреждения. Далее эту информацию предлагается использовать в планировании финансовых потоков для синхронизации доходов и расходов.
2. Отслеживать среднее время подготовки и оформления документации по финансированию учреждения, для исключения возможной задержки поступления средств.
3. Рассчитывать балльные показатели по условиям сотрудничества с поставщиками и подрядчиками, в том числе соблюдение сроков договоров строительства/ввода медицинского оборудования в действие.
4. Осуществить сбор данных для информационной поддержки принятия решений о составе потенциальных поставщиков/подрядчиков.
Предложенный блок критериев совершенствования механизма управления финансовыми потоками позволит оценить качество управления финансовыми потоками в большей степени с позиции управленческой деятельности (классического финансового менеджмента), а не бюджетного учета. Также возможно, в адаптированном виде, применить и для оценки эффективности работы ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» с подрядчиками, например, при строительстве новых корпусов/закупке медицинского оборудования, что позволит достичь положительного значения операционных результатов, усилить функции контроля за движением финансовых потоков.