Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ АВТОНОМНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Конференция: CCXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пермякова М.Д. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ АВТОНОМНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(237). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(237).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ АВТОНОМНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Пермякова Марина Дмитриевна
студент, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье охарактеризованы направления совершенствования механизма управления финансовыми потоками в государственных автономных организациях здравоохранения, показана необходимость разработки новых показателей финансового планирования доходов и расходов на примере ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск».

 

Ключевые слова: система здравоохранения, финансовое планирование, совершенствование управления, финансовые потоки.

 

Финансирование здравоохранения связано с генерированием, распределением и использованием финансовых ресурсов из государственного бюджета и внебюджетных фондов [3]. Действующее законодательство дает право бюджетным учреждениям вести приносящую доход деятельность, и лишь казенные учреждения не обладают свободой распоряжения доходами от коммерческой деятельности. При этом роль объема, направлений и эффективности государственных расходов, в том числе связанных с исполнением государственных функций и социальных обязанностей, играет определяющую роль в становлении и развитии государства. Государственные финансы играют важную роль в формировании бюджетов, как федерального, так и регионального уровня, а также в формировании внебюджетных фондов, фондов государственных унитарных предприятий и государственных организаций.

Возможности государства по совершенствованию финансового менеджмента государственных организаций ограничиваются нормативно-правовым регулированием и объемами финансирования, а определяются общей экономической ситуацией и стоящими перед правительством страны задачами [1].

Необходимость совершенствования механизма управления финансовыми потоками в системе здравоохранения стране связана с определением размера финансовых средств, доступных для здравоохранения, способов мобилизации дополнительных средств, выработки инструментов эффективного и справедливого распределения, приобретения и расходования финансовых средств для улучшения доступа к услугам здравоохранения и сокращения личных расходов населения [4].

Существующая схема управления финансовыми потоками государственного автономного учреждения здравоохранения «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» (ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск») характеризуется превышением доходов, не связанных с государственным финансированием (таблица 1).

Таблица 1.

Структурно-динамический анализ доходов и расходов ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск», тыс. руб. и %

Наименование показателя

2020г.

2021г.

2022г.

Темп прироста

за 2020-2022гг., %

Доля, справ.расчет,%

2020г.

2021г.

2022г.

Доходы, в том числе:

221 826

185 691

177 419

-20,0

100,0

100,0

100,0

Деятельность с целевыми средствами

50 015

5 286

38 398

-23,2

22,5

2,8

21,6

Деятельность по государственному заданию

- 238

2 457

9 018

3891,0

-0,1

1,3

5,1

Приносящая доход деятельность

172 049

177 948

130 004

-24,4

77,6

95,8

73,3

Расходы, в том числе:

205 999

194 712

184 412

-10,5

100,0

100,0

100,0

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

152 806

121 277

136 217

-10,9

68,9

65,3

76,8

Прочие расходы

53 192

73 435

48 196

-9,4

24,0

39,5

27,2

Чистый операционный результат

15 828

- 9 021

- 6 993

-144,2

     

Операции с нефинансовыми активами

7 218

6 967

5 675

-21,4

     

Операции с финансовыми активами и обязательствами

8 610

13 300

-12 668

-247,1

     
Источник: составлено автором с использованием [2]

 

Так, в 2022 году доля таких доходов составила в суммарных доходах ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» составила 73,3%, в 2020 году 77,6%. Снижение суммарных доходов ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» за 2020-2022гг. составило 20%. Ключевым фактором снижения стало снижение доходов от деятельности с целевыми средства, снизился и доход от самостоятельной деятельности учреждения, вне государственного задания - на 24,4%.

В структуре расходов, суммарное снижение которых составило за 2020-2022гг. 10,5%, наибольшим удельным весом обладали расходы на оплату труда персонала (76,8% в 2022 году), что указывает на высокую социальную значимость качественного управления финансами учреждения. Поскольку от заработной платы медицинского персонала во многом зависит мотивация труда и качество оказания услуг здравоохранения.

Из анализа движения финансовых потоков в таблице 1, на примере ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» видно, что управление финансовыми потоками осуществляется постфактум (на это указывает убыток как чистый операционный результат), то есть уже после распределения финансовых ресурсов и выявленного несвоевременного поступления средств в медицинское учреждение, не используются финансовые инструменты управления финансированием.

Предлагается дополнить систему управления финансовыми потоками ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» расчетом аналитических показателей:

1. В течение финансового года необходимо собирать данные о размере и периоде дефицита финансовых средств у учреждения. Далее эту информацию предлагается использовать в планировании финансовых потоков для синхронизации доходов и расходов.

2. Отслеживать среднее время подготовки и оформления документации по финансированию учреждения, для исключения возможной задержки поступления средств.

3. Рассчитывать балльные показатели по условиям сотрудничества с поставщиками и подрядчиками, в том числе соблюдение сроков договоров строительства/ввода медицинского оборудования в действие.

4. Осуществить сбор данных для информационной поддержки принятия решений о составе потенциальных поставщиков/подрядчиков.

Предложенный блок критериев совершенствования механизма управления финансовыми потоками позволит оценить качество управления финансовыми потоками в большей степени с позиции управленческой деятельности (классического финансового менеджмента), а не бюджетного учета. Также возможно, в адаптированном виде, применить и для оценки эффективности работы ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск» с подрядчиками, например, при строительстве новых корпусов/закупке медицинского оборудования, что позволит достичь положительного значения операционных результатов, усилить функции контроля за движением финансовых потоков.

 

Список литературы:
1. Балашев Н.Б. Развитие государственного финансового менеджмента в сфере здравоохранения // Финансовые рынки и банки. 2023. №4. С. 46-52.
2. Данные отчетности ГАУЗ «Родильный дом №1 г. Магнитогорск». Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Электронный ресурс. Режим доступа: https://bus.gov.ru/agency/238393/annual-balances-F0503721. Дата обращения: 20.12.2023.
3. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В. Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2022 году // Менеджер здравоохранения. 2022. №1. С. 79-84.
4. Романова Т.Ф., Герасимова К.А. Проблемы финансирования учреждений здравоохранения в современных условиях // Финансовые исследования. 2021. №4 (73). С. 121-128.