Применение наставничества и коучинга на государственной службе: преимущества и проблемы
Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Применение наставничества и коучинга на государственной службе: преимущества и проблемы
Наставничество как традиционный метод обучения персонала сегодня широко применяется не только в сфере бизнеса и торговли, но и на государственной гражданской службе.
Наставничество на государственной гражданской службе (далее – гражданская служба) подразумевает целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников государственного органа по подготовке к самостоятельному, качественному и инициативному выполнению служебных обязанностей государственными гражданскими служащими (далее – гражданские служащие), впервые принятыми на государственную службу, включенными в кадровый резерв или получившими назначение на новую должность [1].
Порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе РФ регулируется Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе РФ».
В рамках исследования необходимо отметить, что данное Постановление не предусматривает единой установленной модели организации наставничества на государственной гражданской службе.
Так в настоящее время выделяют 4 основные модели наставничества в ГМУ [2]:
1) Классическое наставничество (менторство) – подразумевает передачу более опытным человеком знаний о том, как выполнять поставленное задание.
2) Супервизия – предполагает взаимовыгодное сотрудничество двух профессионалов для оценки собственной раоты.
3) Buddying – данная модель основывается на принципе полного равенства между руководителем и его подчиненными.
4) Shadowing – временное закрепление за руководителем одного или нескольких подчиненных с целью наблюдения за особенностями и приемами работы.
В России наиболее традиционной и распространенной формой наставничества является классическое наставничество или менторство, которые используется еще с древних времен, и по сей день остается актуальным.
Классическое наставничество (менторство) – это один из методов обучения персонала, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени, осуществляя обучение сотрудника прямо на рабочем месте, что является главным преимуществом данного вида наставничества.
Менторство сочетает в себе признаки коучинга и преподавательской деятельности, совокупная «работа» которых способствует личностному и, не в меньшей степени профессиональному развитию обучаемого [3].
Коучинг базируется на поведенческой обратной связи. Главной задачей коучинга является непосредственная передача знаний от наставника наставляемому лицу, выработка у него определенных навыков, создание мотивации для саморазвития и самообучения.
По мнению Джона Уитмора, коучинг – это особая форма консультирования, которая является творческим партнерством, основанным на поддержки обучающегося работника для достижения им своих целей, самостоятельного решения проблем и достижения наибольшей реализации своих способностей и возможностей. Это вид индивидуальной поддержки людей, задачей которых является профессиональный и личностный рост, повышения персональной эффективности [4].
Учитывая перечисленные выше возможности, нельзя исключать вероятность внедрения коучинга на уровне федерального, регионального и местного законодательства в качестве новой технологии управления государственными и муниципальными служащими, так как коучинг поможет служащему развить новые навыки и продолжить свое развитие.
Государственные и муниципальные служащие начинают лучше работать, когда четко представляют, что нужно сделать и имеют примерный четкий план того, как это надо выполнить, и принимают ответственность за результаты своей деятельности [5]. Благодаря коучингу служащий сможет больше узнать о своих возможностях и утвердится в своем положении, а также сможет принимать обдуманные решения, основанные на его предпочтениях в конкретной ситуации.
Таким образом, можно выделить ряд преимуществ от внедрения коучинга в ГМУ, это:
- высокая продуктивность работников;
- высвобождение времени у специалиста для решения стратегических задач;
- увеличение контроля над исполнителями.
В соответствии с перечисленными преимуществами можно сделать вывод о том, что внедрение коучинга поспособствует созданию благоприятного образа администрации в системе государственной и муниципальной службы.
Кроме того можно добавить, что эффективное обучение в ГМУ можно обеспечить путем внедрения модели наставничества на стыке «менторства-коучинга», но при этом коучинг должен применяться не в чистом виде, как он используется на практике в других предприятиях, а с учетом специфики государственной и муниципальной службы.
Таким образом, можно сказать, что в современной практике обучения персонала существует большое количество разных методов, способов обучения. Выбор метода зависит от конкретной цели, будь то приобретение новых знаний, формулирование умений, выработка установки на уровне мышления, ценностей и прочее. Если говорить о достижении данных целей в комплексе, то следует использовать грамотное сочетание различных методик обучения.