Статья:

Применение наставничества и коучинга на государственной службе: преимущества и проблемы

Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Яковлева Е.В. Применение наставничества и коучинга на государственной службе: преимущества и проблемы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(92). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(92).pdf (дата обращения: 06.03.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение наставничества и коучинга на государственной службе: преимущества и проблемы

Яковлева Екатерина Викторовна
студент, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Наставничество как традиционный метод обучения персонала сегодня широко применяется не только в сфере бизнеса и торговли, но и на государственной гражданской службе.

Наставничество на государственной гражданской службе (далее – гражданская служба) подразумевает целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников государственного органа по подготовке к самостоятельному, качественному и инициативному выполнению служебных обязанностей государственными гражданскими служащими (далее – гражданские служащие), впервые принятыми на государственную службу, включенными в кадровый резерв или получившими назначение на новую должность [1].

Порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе РФ регулируется Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе РФ».

В рамках исследования необходимо отметить, что данное Постановление не предусматривает единой установленной модели организации наставничества на государственной гражданской службе.

Так в настоящее время выделяют 4 основные модели наставничества в ГМУ [2]:

1) Классическое наставничество (менторство) – подразумевает передачу более опытным человеком знаний о том, как выполнять поставленное задание.

2) Супервизия – предполагает взаимовыгодное сотрудничество двух профессионалов для оценки собственной раоты.

3) Buddying – данная модель основывается на принципе полного равенства между руководителем и его подчиненными.

4) Shadowing – временное закрепление за руководителем одного или нескольких подчиненных с целью наблюдения за особенностями и приемами работы.

В России наиболее традиционной и распространенной формой наставничества является классическое наставничество или менторство, которые используется еще с древних времен, и по сей день остается актуальным.

Классическое наставничество (менторство) – это один из методов обучения персонала, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени, осуществляя обучение сотрудника прямо на рабочем месте, что является главным преимуществом данного вида наставничества.

Менторство сочетает в себе признаки коучинга и преподавательской деятельности, совокупная «работа» которых способствует личностному и, не в меньшей степени профессиональному развитию обучаемого [3].

Коучинг базируется на поведенческой обратной связи. Главной задачей коучинга является непосредственная передача знаний от наставника наставляемому лицу, выработка у него определенных навыков, создание мотивации для саморазвития и самообучения.

По мнению Джона Уитмора, коучинг – это особая форма консультирования, которая является творческим партнерством, основанным на поддержки обучающегося работника для достижения им своих целей, самостоятельного решения проблем и достижения наибольшей реализации своих способностей и возможностей. Это вид индивидуальной поддержки людей, задачей которых является профессиональный и личностный рост, повышения персональной эффективности [4].

Учитывая перечисленные выше возможности, нельзя исключать вероятность внедрения коучинга на уровне федерального, регионального и местного законодательства в качестве новой технологии управления государственными и муниципальными служащими, так как коучинг поможет служащему развить новые навыки и продолжить свое развитие.

Государственные и муниципальные служащие начинают лучше работать, когда четко представляют, что нужно сделать и имеют примерный четкий план того, как это надо выполнить, и принимают ответственность за результаты своей деятельности [5]. Благодаря коучингу служащий сможет больше узнать о своих возможностях и утвердится в своем положении, а также сможет принимать обдуманные решения, основанные на его предпочтениях в конкретной ситуации.

Таким образом, можно выделить ряд преимуществ от внедрения коучинга в ГМУ, это:

- высокая продуктивность работников;

- высвобождение времени у специалиста для решения стратегических задач;

- увеличение контроля над исполнителями.

В соответствии с перечисленными преимуществами можно сделать вывод о том, что внедрение коучинга поспособствует созданию благоприятного образа администрации в системе государственной и муниципальной службы.

Кроме того можно добавить, что эффективное обучение в ГМУ можно обеспечить путем внедрения модели наставничества на стыке «менторства-коучинга», но при этом коучинг должен применяться не в чистом виде, как он используется на практике в других предприятиях, а с учетом специфики государственной и муниципальной службы.

Таким образом, можно сказать, что в современной практике обучения персонала существует большое количество разных методов, способов обучения. Выбор метода зависит от конкретной цели, будь то приобретение новых знаний, формулирование умений, выработка установки на уровне мышления, ценностей и прочее. Если говорить о достижении данных целей в комплексе, то следует использовать грамотное сочетание различных методик обучения.

 

Список литературы:
1. Шакарова Ю.А. Внедрение института наставничества на государственной гражданской службе // Молодой ученый. – 2016. - № 24. – С. 371-375. – URL: http://moluch.ru/archive/128/35462/  (дата обращения 04.03.2020).
2. «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 07.10.2019 № 1296. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Клищ Н.Н., Январев В.А. Наставничество на государственной службе – новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе): Препринт WP8/2014/01[Текст] / Н.Н. Клищ, В.А. Январев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 64 с. – 150 экз.
4. Лешкина О.В. Система наставничества в производственной и предпринимательской сфере // Студенческая наука и XXI века. 2018. - № 16-1. – С. 373-375.
5. Толстова И.Э., Рехтина Г.А. Применение коучинга в управлении персоналом государственной и муниципальной службы // Актуальные проблемы управления и экономики Российский и Зарубежный опыт. 2013. – С. 121-126.