Стратегическое управление регионом
Секция: Экономика
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Стратегическое управление регионом
Стратегический менеджмент представляет собой совокупность рекомендаций по организации процессов формирования, реализации и изменения стратегии экономических объектов с целью достижения максимального экономического результата; это деятельность по выбору наиболее эффективных путей развития [2, с. 32; 6, с. 100]. Согласно мнению некоторых авторов [6, с. 100], понятие стратегического менеджмента может быть идентично понятию стратегического планирования. Однако одно из важнейших отличий данных терминов будет заключаться в том, что успешные стратегии реализуются с помощью рационального стратегического мышления, а не с помощью стратегических планов. Немаловажным фактором также является восприимчивость стратегии к изменениям внешней среды.
В существующих рыночных условиях стратегическое планирование – это основной элемент стратегического управления, самая распространенная модель которого основывается на трех элементах:
· стратегический анализ;
· разработка стратегии;
· реализация стратегии.
Стратегический менеджмент может быть реализован как на микроэкономическом уровне (для наиболее эффективного управления предприятием), так и на уровне региона, страны.
В сложившихся экономических реалиях в Российской Федерации на уровне государства в целом и отдельных его субъектов, особое внимание уделяется аспектам стратегического управления регионов.
Для дальнейшего рассмотрения вопросов стратегического развития на региональном уровне, в первую очередь необходимо определить значение термина «регион».
В настоящее время существует множество трактовок данного понятия.
Обращаясь к Oxford Advanced Learner’s Dictionary [9], мы находим несколько определений, среди которых:
· одна из областей, на которые делится государство, имеющая собственные традиции и (или) правительство.
Согласно другому источнику [5], регион – это область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей.
Для корректного определения данного понятия необходимо учитывать следующие критерии [3, с. 95]:
1) Географический критерий, включающий в себя расположение и величину территории, количество населения и т.д.
2) Производственно-функциональный критерий (специфика преобладающих видов деятельности)
3) Градостроительный критерий (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания)
4) Экономический критерий, включающий уровень развития, уровень жизни и т.д.
Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определил регион как часть Российской Федерации, обладающую общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Таким образом, применимо к России, регионами могут считаться:
· субъекты РФ;
· административные округа;
· районы;
· средние или крупные города с окрестностями;
· прочие территориальные образования.
Проанализировав все предыдущие источники, можно прийти к выводу о том, что регион – это территориальная единица, не имеющая четко очерченных границ, обладающая при этом рядом следующих признаков, влияющих на ее целостность:
1) Относительная территориальная общность
2) Наличие экономических, социальных, исторических и культурных особенностей, характерных для данной территории
3) Общая социально-экономическая деятельность
4) Общая правовая и политическая база
Развитие же региона, согласно мнению В.А. Велковой [1, с. 383], подразумевает под собой прогрессивное изменение в экономической сфере; режим функционирования региона, при котором наблюдается ориентация на положительную динамику всех основных параметров уровня жизни. Помимо экономического фактора в общем уровне развития региона также учитываются социальный, культурный и прочие компоненты.
С течением времени подходы к определению регионального развития менялись [8]. Когда в 1950-х годах данная дисциплина возникла, определяющим был экономический фактор, основное внимание уделялось рассмотрению вопросов о деятельности фирм и влиянии этой деятельности на ряд основных экономических индикаторов. К концу 20 века, понятие о региональном развитии существенно расширилось, решающими факторами, наравне с экономическим, стали политический и социальный. Основной фокус переместился на представление о том, что регион может собой представлять, и как ряд индикаторов (не только экономических) способен формировать саму идею о регионе.
В определении регионального развития решающими являются следующие критерии:
1) Расширение и улучшение инфраструктуры.
2) Улучшения в сфере коммунальных услуг.
3) Увеличение объема производства, разнообразия производимых товаров и услуг.
4) Снижение уровня безработицы, увеличение числа рабочих мест.
5) Повышение размера среднего дохода.
6) Повышение уровня жизни населения.
Факторами, оказывающими эффект на процветание и развитие региона выступают:
1) Накопление биофизических ресурсов.
2) Человеческий и социальный капитал.
3) Демография.
4) Изменения в образе жизни населения.
5) Новые технологии производства.
6) Расходы на общественную инфраструктуру.
7) Управление бизнесом и развитие бизнеса.
Отрицательно на региональном развитии могут сказаться биофизические ограничения (например, в сельскохозяйственном секторе – эрозия, соленость почвы, снижение урожайности) и конфликт между группами, лоббирующими различные интересы (например, региональные центры/небольшие города, находящиеся на периферии).
Для решения социально-экономических проблем региона разрабатываются региональные целевые программы, которые могут выступать самостоятельно или быть частью федеральных [7].
В процессе разработки и последующего осуществления региональных целевых программ для достижения максимального результата необходимо учитывать специфику каждого отдельного региона. Для определения положения региона используются 4 основные подхода (таблица 1) [3, с. 96].
Таблица 1.
Основные подходы, используемые для определения положения региона
№ |
Название подхода |
Краткая характеристика |
1 |
Экономический |
Используется для определения экономического состояния региона, финансовой стороны его развития и т.д. |
2 |
Географический |
Рассматривает экономико-географическое положение, обеспеченность природно-экологическими и культурно-историческими ресурсами. |
3 |
Демографический |
Характеризует воспроизводство населения через ряд следующих показателей: уровень рождаемости, уровень смертности, уровень миграции и т.д. |
4 |
Социальный |
Формируется на основе уровня образования, уровня здравоохранения, продолжительности жизни и прочих идентичных показателей. |
Доля федеральных бюджетных назначений на развитие регионов как части федеральных целевых программ Российской Федерации на 2016 год составляет 15,6% от всего бюджета, которые покрывают финансирование следующих проектов:
1) Программа «Юг России» (2014–2020 годы).
2) Программа развития Калининградской области на период до 2020 года.
3) Программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы».
4) Программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы»
5) Программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».
6) Программа «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» [10].
Одним из инструментариев регионального развития может выступать кластерная политика, которая в настоящее время успешно реализуется на территории Российской Федерации [4, с. 121]. В целом, вопросы, касающиеся стратегического регионального управления весьма актуальны, что требует их дальнейшего анализа и рассмотрения.