Денежно-кредитная политика и ее инструменты как важный фактор обеспечения экономической безопасности
Секция: Экономика
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Денежно-кредитная политика и ее инструменты как важный фактор обеспечения экономической безопасности
При обеспечении экономической безопасности исключительную важность приобретают инструменты денежно-кредитной (монетарной) политики. Денежно-кредитная политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности национальной валюты, полной занятости населения и роста реального объема производства [1].
Денежно-кредитная политика выражает основную функцию государства по обеспечению страны достаточным количеством денежной наличности, что является важным толчком для поддержания социальной, продовольственной, военной, а значит и экономической безопасности. Современные реалии XXI века – нестабильность мировой и национальной экономики, политические разногласия, – диктуют необходимость рационального осуществления денежно-кредитного регулирования. В этой связи выбранная тема исследования, на мой взгляд, является актуальной. К тому же механизм денежно-кредитного регулирования Центрального Банка признается наиболее современным и эффективным методом регулирования экономики. России необходимо уделить особое внимание вопросам экономической безопасности через призму денежно-кредитного регулирования.
Российское государство реализует осуществление монетарной политики через двухуровневую кредитную систему: Центральный банк и коммерческие банки. Для поддержания стабильности в экономике используются следующие инструменты денежно-кредитного регулирования:
1) операции на открытом рынке;
2) ставка рефинансирования;
3) нормы обязательных резервов;
4) масштабы эмиссионной деятельности;
5) обменный курс национальной валюты.
Главным регулятором денежно-кредитной политики следует признать интервенции или операции на открытом рынке. Центральный банк способен регулировать денежную массу и оказывать влияние на денежное обращение посредством операций на открытом рынке, выступая в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг. Под открытом рынком понимают куплю-продажу Центральным банком долговых обязательств Федерального Правительства или местных органов власти. В условиях спада экономического цикла в целях обеспечения экономической безопасности Центральный банк скупает государственные облигации у коммерческих банков. Соответственно спрос на ценные бумаги увеличивается больше, чем предложение ценных бумаг, рыночная цена их повышается, а доходность падает. В этих условиях частники стараются продать ценные бумаги. Центральный банк таким способом реализует потребность в увеличении денежного предложения в стране, осуществляя как бы дополнительную эмиссию. Также продавая государственные облигации Центральному банку, коммерческие банки на вырученные деньги финансируют национальную экономику, что увеличивает совокупный спрос и ВВП, а это безусловный плюс для обеспечения экономической безопасности. В условиях же экономического подъема Центральный банк, наоборот, осуществляет продажу государственных ценных бумаг на рынке, соответственно расширяется их предложение, что ведет к снижению их цены и увеличению доходности, что только привлекает покупателей. Население скупает ценные бумаги, что является реализацией действий Центрального банка по изъятию денег из обращения и, таким образом, уменьшению денежного предложения в условиях развертывания инфляционных процессов.
Второе орудие Центрального банка – ставка рефинансирования – величина процента за кредит, предоставляемый Центральным банком коммерческим банкам. Ставка рефинансирования выступает неким количественным ориентиром для ставок по межбанковским кредитам и по кредитам коммерческих банков, которыми они кредитуют физических и юридических лиц. В условиях спада экономики в целях обеспечения экономической безопасности Центральному банку необходимо снижать ставку рефинансирования, тем самым коммерческие банки будут брать кредиты, наращивать денежное предложение в стране и стимулировать совокупные расходы. На фазе подъема экономики в целях обеспечения экономической безопасности ставку рефинансирования необходимо, наоборот, увеличивать. Это делается для борьбы с инфляцией на подъеме. Но в этих условиях надо понимать, что увеличение ставки рефинансирования ведет к удорожанию инвестиционных кредитов со стороны коммерческих банков, поэтому отечественные компании могут взять кредиты за границей, что увеличит внешний частный долг страны. Чтобы увеличение ставки рефинансирования не подрывало экономическую безопасность, необходимо своевременно применять некие фискальные инструменты, такие, например, как инвестиционные налоговые кредиты.
Третий инструмент – норма обязательных резервов – это устанавливаемое в законодательном порядке процентное отношение величины минимальных резервов к показателям пассивных (депозиты) или активных (кредиты) операций коммерческих банков и других кредитных учреждений. Коммерческие банки должны хранить в Центральном банке на резервном счету определенную денежную сумму, чтобы у них не отозвали лицензию. В условиях инфляции в целях обеспечения экономической безопасности Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов для коммерческих банков, чтобы те имели меньше возможности давать кредиты юридическим и физическим лицам. Это делается в целях уменьшения денежного предложения, чтобы инфляция не переходила за пороговое значение. И, наоборот, при дефляции, Центральный банк увеличивает норму списания денежных средств в фонд обязательных резервов. Таким образом, Центральный банк, а в его лице государство, обладает возможностью регулирования предложения денежной массы со стороны коммерческих банков в ходе реализации политики обеспечения ликвидности за счет изменения количества денег, предоставляемых в распоряжение коммерческих банкам.
Первостепенным инструментом денежно-кредитной политики является денежная эмиссия, характеризующаяся выпуском денежной массы в обращение как в наличной, так и в безналичной форме. Во время подъема экономики Центральный банк в целях обеспечения экономической безопасности снижает выпуск денежной массы для того, чтобы изъять денежные средства у населения и побороть инфляцию. Сужение денежной массы может дойти до абсолютно низкого значения, хотя и в период подъема необходимо печатать новые знаки взамен изношенным. В период спада экономики Центральный банк, наоборот, увеличивает денежное предложение, чтобы повысить совокупной спрос и ВВП, а соответственно достичь приемлемого уровня занятости населения.
Пятым орудием Центрального банка является регулирование обменного курса национальной валюты. В случаях борьбы с инфляцией, если ставится задача не допустить девальвацию рубля или выхода его за рамки установленного коридора, Центральный банк в целях обеспечения экономической безопасности на определенную сумму денег, взятую из золотовалютных резервов, покупает национальную валюту. В условиях спада экономики, когда необходимо ослаблять рубль, Центральный банк покупает иностранную валюту, выпуская в обращение взамен на нее рубли.
Таким образом, инструменты денежно-кредитной политики являются составляющей частью в механизме обеспечения экономической безопасности. Их рациональное регулирование направлено на обеспечение устойчивого экономического роста, путем воздействия на уровень инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Цель регулирования инструментов денежно-кредитной политики в механизме обеспечения экономической безопасности – борьба с развертыванием инфляционных процессов, приближение к полной занятости и стабильности цен.