Статья:

Педагогический менеджмент и его составляющие

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кихтенко А.Е., Панина Я.А. Педагогический менеджмент и его составляющие // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(34).pdf (дата обращения: 10.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогический менеджмент и его составляющие

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Пшмахова Мадина Исмаиловна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Понятие «педагогический менеджмент» подразумевает под собой «комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности» [1, с.78].

Педагогический менеджмент является разновидностью социального менеджмента, так как включает в себя умение управлять социально-психологическими взаимоотношениями членов коллектива, а также занимается развитием креативно-научной стороны менеджмента. То есть педагогический менеджмент занимается решением проблем, возникающих в процессе работы или учебы, разрешая конфликтные ситуации. Это решается с помощью специалистов – социологов и психологов, которые создают эмоционально-комфортный климат для работы и взаимодействия. А развитие креативно-научной стороны способствует усовершенствованию инновационных способов расширения менеджмента, создавая новшества в разработке программ для компьютерной техники и математического моделирования.

В педагогическом менеджменте можно выделить основные цели, а именно:

  • осуществлять обучение, воспитание и развитие творческой личности, готовой к творчеству, труду, оказанию помощи ближнему, имеющей активную жизненную позицию;  
  • эффективно использовать трудовые, временные и финансовые ресурсы учебного процесса;
  • отслеживать соответствие целей учебного процесса и деятельностью педагогического коллектива, т.е. менеджерами образовательного процесса.

Для того чтобы выстроенные цели реализовывались, в первую очередь, необходимо иметь представление о правильном решении задач педагогического менеджмента, которые, в свою очередь:

  • содержат требования к составу и квалификации работников;
  • закрепляют основные источники и колличество необходимой информации;
  • отражают последовательность осуществления деятельности;
  • предусматривают правила выполнения отдельных видов работы за определенный период времени;
  • определяют требования к конечному результату;
  • предусматривают правила контроля и учета деятельности [2, с.13-14].

Гончаров Михаил Анатольевич в своей книге «Основы менеджмента в образовании», выделил функции педагогического менеджмента. К ним относятся:

  • планирование, или принятие решения. Эта функция является основным компонентом педагогического менеджмента, и реализуется через вычленение основных видов деятельности, с четким указанием обязанностей, сроков и бюджета времени исполнителя;
  • организация выполнения принятых решений и планов. Включает в себя распределение материально-технической базы заведения, организация и доведение плана до его исполнения;
  • Мотивации. Данная функция следит за выполнением каждым членом образовательного процесса своих делегированных обязанностей;
  • Контроля. Подразумевает несколько видов осуществления контроля: предварительный контроль, подразумевающий проверку планов, координирование деятельности исполнителей образовательного процесса, учет результатов деятельности и его оценку [2, с.123].

Существует и другая функциональная структура. Она сформировалась в работе «Управление образовательными системами». Содержит в себе:

  • Информационно-аналитическая позволяет осуществить анализ и спрогнозировать результаты учебной деятельности;
  • Планово-прогностическая направлена на разработку программы развития организации;
  • Организационно-исполнительская распределяет полномочия между участниками педагогического процесса;
  • Мотивационно-целевая заключается в логично распределенных ролей и исполнения своих обязанностей каждого участника педагогического процесса;
  • Контрольно-диагностическая направлена на осуществление надзора над образовательной деятельностью и ее членами;
  • Регулятивно-коррекционная, подразумевает под собой наблюдение и оценивание результатов образовательного процесса. [5, с.25].

По классификации, предложенной Ю.А. Конаржевским, можно выделить управленческие принципы педагогического менеджмента:

  • принцип сотрудничества (то есть переход от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным);
  • принцип личного стимулирования (благодаря которому создается личная заинтересованность педагога в своей работе);
  • консенсуса (переход людей от противоборства к сотрудничеству);
  • принцип уважения и доверия к собеседнику;
  • принцип социальной справедливости (к каждому педагогу относятся с равной степенью объективности);
  • принцип коллективного принятия решений;
  • принцип горизонтальных связей (между всеми членами коллектива происходит постоянный обмен знаниями, умениями);
  • принцип постоянного обновления (коллектив не просто функционирует, находясь в стагнации, а постоянно развивается) [3, с. 48].

Можно заметить, что принципы педагогического менеджмента - это основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами) [2, c.17].

Специалистом по менеджменту в образовании можно считать управленца, который отвечает за организацию учебного процесса и повышение его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Одновременно он занимается и педагогической, и организационно-управленческой деятельностью. Для его работы необходимо обладать знаниями в управлении образовательной организацией, разбираться в экономике, менеджменте и действующем законодательстве.

Основные правила, которых должен придерживаться менеджер при определении эффективности деятельности членов образовательного процесса, называются принципами аналитической деятельности субъекта менеджмента. К ним относятся:

Принцип целенаправленности. Подразумевает осуществление определенного планирования, постановки целей и контроля над их исполнением.

Принцип разделения труда. Необходим для того, чтобы все участники образовательного процесса были задействованы в нем в той степени, которую могут осилить.

Принцип функционального подхода. Заключается в том, что постоянно происходит обновление, уточнение и конкретизация выполняемых функций.

Принцип комплексности. Учебный процесс происходит поступательно, развиваясь от простого к более сложному.

Принцип системного самосовершенствования. В настоящий момент является одним из важнейших, так как направлен на развитие самой организации на основе уже имеющихся теоретических и практических знаний, а также передовой мировой опыт [4. с. 26].

В России появление менеджеров в образовании связано с множеством изменений, к которым можно отнести:

  • проведение реформ в образовании, позволяющих вводить инновационные преобразования в обучении;
  • предоставление большому количеству учебных заведений широкой самостоятельности в решении хозяйственных вопросов;
  • произошли изменения в отношении обучающихся к учебным заведениям. Теперь именно студенты предъявляют требования к учреждению, выбирая его, в соответствии со своими запросами и ожиданиями;
  • происходит дифференциация содержания образования в связи с разноуровневым обучением;
  • наблюдается интеграция учебных заведений с научными учреждениями и производством.

Таким образом, педагогический менеджмент является разновидностью социального менеджмента, следовательно, неразрывно связан с обществом. Находясь в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса. В первую очередь необходимо выделить цели, задачи, способы и желаемые результаты осуществляемой деятельности. Очень важно чтобы на протяжении всего педагогического процесса осуществлялись все рассмотренные функции и принципы педагогического менеджмента, так как только тогда будет возможно наблюдать положительный результат осуществляемой деятельности.

Понятие «менеджер в образовании» включает в себя широкий круг обязанностей. Его область деятельности заключается в обеспечении рационального управления всей системой образования, внутри определенного учебного заведения, в организации систем управления ориентированных на развитие, а также, на совершенствование системы управления в соответствии с постоянно совершенствующимися тенденциями развития общества.  Он является не только специалистом, профессионально выполняющим функции управления, но и человеком, учитывающим специфику образовательного учреждения, где каждый является субъектом управления.

 

Список литературы:
1. Бурмистрова М.Н. Социально-педагогический словарь. Под ред. Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Петрова Л.Ю., Кащеева А.В. и др. 2016. - Саратов: ИЦ "Наука". -126 с.
2. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании. – М.: КНОРУС, 2006. – 480 с.
3. Конаржевский Ю.А. Менеджемент и внутришкольное управление. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -224 с.
4. Львов Л.В. Педагогический менеджмент. - Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2008. – 178 с.
5. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами - М.: Владос, 2002 г. - 320 с.