Педагогический менеджмент и его составляющие
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Педагогический менеджмент и его составляющие
Понятие «педагогический менеджмент» подразумевает под собой «комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности» [1, с.78].
Педагогический менеджмент является разновидностью социального менеджмента, так как включает в себя умение управлять социально-психологическими взаимоотношениями членов коллектива, а также занимается развитием креативно-научной стороны менеджмента. То есть педагогический менеджмент занимается решением проблем, возникающих в процессе работы или учебы, разрешая конфликтные ситуации. Это решается с помощью специалистов – социологов и психологов, которые создают эмоционально-комфортный климат для работы и взаимодействия. А развитие креативно-научной стороны способствует усовершенствованию инновационных способов расширения менеджмента, создавая новшества в разработке программ для компьютерной техники и математического моделирования.
В педагогическом менеджменте можно выделить основные цели, а именно:
- осуществлять обучение, воспитание и развитие творческой личности, готовой к творчеству, труду, оказанию помощи ближнему, имеющей активную жизненную позицию;
- эффективно использовать трудовые, временные и финансовые ресурсы учебного процесса;
- отслеживать соответствие целей учебного процесса и деятельностью педагогического коллектива, т.е. менеджерами образовательного процесса.
Для того чтобы выстроенные цели реализовывались, в первую очередь, необходимо иметь представление о правильном решении задач педагогического менеджмента, которые, в свою очередь:
- содержат требования к составу и квалификации работников;
- закрепляют основные источники и колличество необходимой информации;
- отражают последовательность осуществления деятельности;
- предусматривают правила выполнения отдельных видов работы за определенный период времени;
- определяют требования к конечному результату;
- предусматривают правила контроля и учета деятельности [2, с.13-14].
Гончаров Михаил Анатольевич в своей книге «Основы менеджмента в образовании», выделил функции педагогического менеджмента. К ним относятся:
- планирование, или принятие решения. Эта функция является основным компонентом педагогического менеджмента, и реализуется через вычленение основных видов деятельности, с четким указанием обязанностей, сроков и бюджета времени исполнителя;
- организация выполнения принятых решений и планов. Включает в себя распределение материально-технической базы заведения, организация и доведение плана до его исполнения;
- Мотивации. Данная функция следит за выполнением каждым членом образовательного процесса своих делегированных обязанностей;
- Контроля. Подразумевает несколько видов осуществления контроля: предварительный контроль, подразумевающий проверку планов, координирование деятельности исполнителей образовательного процесса, учет результатов деятельности и его оценку [2, с.123].
Существует и другая функциональная структура. Она сформировалась в работе «Управление образовательными системами». Содержит в себе:
- Информационно-аналитическая позволяет осуществить анализ и спрогнозировать результаты учебной деятельности;
- Планово-прогностическая направлена на разработку программы развития организации;
- Организационно-исполнительская распределяет полномочия между участниками педагогического процесса;
- Мотивационно-целевая заключается в логично распределенных ролей и исполнения своих обязанностей каждого участника педагогического процесса;
- Контрольно-диагностическая направлена на осуществление надзора над образовательной деятельностью и ее членами;
- Регулятивно-коррекционная, подразумевает под собой наблюдение и оценивание результатов образовательного процесса. [5, с.25].
По классификации, предложенной Ю.А. Конаржевским, можно выделить управленческие принципы педагогического менеджмента:
- принцип сотрудничества (то есть переход от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным);
- принцип личного стимулирования (благодаря которому создается личная заинтересованность педагога в своей работе);
- консенсуса (переход людей от противоборства к сотрудничеству);
- принцип уважения и доверия к собеседнику;
- принцип социальной справедливости (к каждому педагогу относятся с равной степенью объективности);
- принцип коллективного принятия решений;
- принцип горизонтальных связей (между всеми членами коллектива происходит постоянный обмен знаниями, умениями);
- принцип постоянного обновления (коллектив не просто функционирует, находясь в стагнации, а постоянно развивается) [3, с. 48].
Можно заметить, что принципы педагогического менеджмента - это основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами) [2, c.17].
Специалистом по менеджменту в образовании можно считать управленца, который отвечает за организацию учебного процесса и повышение его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Одновременно он занимается и педагогической, и организационно-управленческой деятельностью. Для его работы необходимо обладать знаниями в управлении образовательной организацией, разбираться в экономике, менеджменте и действующем законодательстве.
Основные правила, которых должен придерживаться менеджер при определении эффективности деятельности членов образовательного процесса, называются принципами аналитической деятельности субъекта менеджмента. К ним относятся:
Принцип целенаправленности. Подразумевает осуществление определенного планирования, постановки целей и контроля над их исполнением.
Принцип разделения труда. Необходим для того, чтобы все участники образовательного процесса были задействованы в нем в той степени, которую могут осилить.
Принцип функционального подхода. Заключается в том, что постоянно происходит обновление, уточнение и конкретизация выполняемых функций.
Принцип комплексности. Учебный процесс происходит поступательно, развиваясь от простого к более сложному.
Принцип системного самосовершенствования. В настоящий момент является одним из важнейших, так как направлен на развитие самой организации на основе уже имеющихся теоретических и практических знаний, а также передовой мировой опыт [4. с. 26].
В России появление менеджеров в образовании связано с множеством изменений, к которым можно отнести:
- проведение реформ в образовании, позволяющих вводить инновационные преобразования в обучении;
- предоставление большому количеству учебных заведений широкой самостоятельности в решении хозяйственных вопросов;
- произошли изменения в отношении обучающихся к учебным заведениям. Теперь именно студенты предъявляют требования к учреждению, выбирая его, в соответствии со своими запросами и ожиданиями;
- происходит дифференциация содержания образования в связи с разноуровневым обучением;
- наблюдается интеграция учебных заведений с научными учреждениями и производством.
Таким образом, педагогический менеджмент является разновидностью социального менеджмента, следовательно, неразрывно связан с обществом. Находясь в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса. В первую очередь необходимо выделить цели, задачи, способы и желаемые результаты осуществляемой деятельности. Очень важно чтобы на протяжении всего педагогического процесса осуществлялись все рассмотренные функции и принципы педагогического менеджмента, так как только тогда будет возможно наблюдать положительный результат осуществляемой деятельности.
Понятие «менеджер в образовании» включает в себя широкий круг обязанностей. Его область деятельности заключается в обеспечении рационального управления всей системой образования, внутри определенного учебного заведения, в организации систем управления ориентированных на развитие, а также, на совершенствование системы управления в соответствии с постоянно совершенствующимися тенденциями развития общества. Он является не только специалистом, профессионально выполняющим функции управления, но и человеком, учитывающим специфику образовательного учреждения, где каждый является субъектом управления.