ИСТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
ИСТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
THE HISTORY OF INTERACTION BETWEEN STATE AND PUBLIC INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF LEGAL EDUCATION OF YOUTH
Yuri Kovtun
Student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Anna Rokotyanskaya
Scientific supervisor, Teacher, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Правовое воспитание молодежи является важнейшим аспектом формирования правового государства и гражданского общества. Рассмотрены основные этапы развития правового воспитания, на разных стадиях развития Российского государства. Проанализированы изменения в подходах к правовому воспитанию, подчеркнута роль государственных и общественных институтов в этом процессе.
Abstract. Legal education of young people is an essential aspect of the formation of a rule-of-law state and civil society. The main stages of the development of legal education, the analysis of legal education at different stages of the development of the Russian state are considered. The changes in approaches to legal education are analyzed, emphasizing the role of state and public institutions in this process.
Ключевые слова: правовое воспитание, правовое сознание, государственные институты.
Keywords: legal education, legal awareness, state institutions.
В современном мире, общественные институты принимают активное участие в правовом воспитании молодежи, способствуя формированию правовой грамотности и культуры. Их участие дополняется государственными программами, делая правовое воспитание более эффективным для молодых людей. Все это позволяет вовлечь молодежь в процесс принятия решений, развивая у них чувство ответственности и уважения к закону. Систематическое обучение и просвещение через образовательные программы, способствует формированию правосознания и правовой культуры, что важно для развития гражданского общества и правового государства. «Правовое государство должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов» [2, с. 32-33]
В дореволюционный период образование было доступно в основном для дворянства и высших слоев общества, при этом, правовое воспитание не было развито, но образование и культура оказывали влияние на воспитание и формирования правосознания. Целью образовательной системы того времени было воспитание граждан, лояльных к монархическим устоям. Общественные институты, такие как церкви и благотворительные организации, также влияли на моральное и правовое воспитание молодежи. Правовые знания молодежь получала через изучение истории и государственного устройства России. Дискуссии мыслителей, таких как И.А. Ильин, Л.И. Петражицкий и Б.Я. Кистяковский, развивавших теории правового воспитания, внесли вклад в формирование правосознания и развитие правовой культуры того времени.
В советский период правовое воспитание молодежи было неразрывно связано с идеями марксизма-ленинизма, которые формировали правовое сознание через обязательное изучение основ конституционного строя и пропаганду социалистических идеалов. Правовое воспитание было частью широкого процесса коммунистического воспитания, направленного на формирование правосознания и нравственных ценностей в соответствии с марксистско-ленинской идеологией. Одной из наиболее эффективных форм правового воспитания была правовая пропаганда, а важным элементом правового воспитания было правовое обучение, которое включало изучение основ советского законодательства и проводилось среди всех слоев населения в целях повышения правовой культуры. Школьники советского времени с самого начала обучения становились членами детских и молодежных организаций - вначале октябрята, затем пионеры, и в старших классах комсомольцы. Основным идейным объединением и источником правового воспитания того времени был ВЛКСМ. Комсомольцы всегда были примером правового и идеологического воспитания в СССР, комсомольские лидеры вели за собой молодежь, пропагандируя и защищая идеи коммунизма. Общественные организации, такие как общество «Знание», ВЦСПС, также активно участвовали в правовом воспитании молодежи через правовую пропаганду и образование.
После перехода к демократическому правовому государству, идеологической основой правового воспитания стала Конституция РФ 1993 года, подчеркивающая верховенство права. В настоящее время государственные и общественные институты работают вместе для обеспечения комплексного правового воспитания молодежи. Государство реализует программы правового образования через образовательную систему, а общественные организации дополняют эту работу через правовое просвещение и социальные проекты. «Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные и общественные организации, должностные лица не вправе препятствовать этому» [2, с. 81].
Правовое образование стало ключевым направлением правового воспитания. Для повышения правовой грамотности и стимулирования интереса и творческой инициативы молодежи используются активные методы правового воспитания, такие как деловые игры, диспуты и социальное проектирование.
В настоящее время общественные организации и молодежные движения, такие как «Юнармия», «Орлята России», «Юный спасатель» активно участвуют в правовом и патриотическом воспитании, объединяя в себе большую часть молодых людей, путем формирования их личности и добросовестного гражданина России. При этом все же существует проблема привлечения молодых людей к участию в общественной деятельности. Причинами становятся отсутствие мотивации, недопонимание значимости этой деятельности для личного и общественного развития, а также недостаток информации (в том числе в социальных сетях, официальных сайтах и т.д.) о возможностях и позитивных результатах участия. «Политическая роль информационного пространства заключается в том, что одним из его главных компонентов является социальная информация и соответственно информационные системы получения и средства передачи этой информации» [3, с. 63]. Молодое поколение часто не видит прямой связи между своим вкладом и личными выгодами, такими как развитие навыков, расширение круга общения или улучшение репутации. Кроме того, недостаток доступных и привлекательных форматов участия, также снижает интерес молодежи к общественной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо создавать более интересные молодежи условия, повышать осведомленность о важности участия и предлагать молодым людям самим выбирать форматы, которые будут интересны и полезны для них.
Как видно, история взаимодействия государственных и общественных институтов в системе правового воспитания молодежи представляет собой сложный и многогранный процесс. Современное правовое воспитание направлено на формирование правового сознания и использует различные формы, включая правовое образование и пропаганду. Государственные институты реализуют программы правового образования через образовательную систему, а общественные организации дополняют эту работу через правовое просвещение и социальные проекты.
Эффективное взаимодействие государственных и общественных институтов является важной базой для создания комплексной системы правового воспитания, способствующей развитию правового государства и гражданского общества. Важно продолжать совершенствовать методы правового воспитания, учитывая новые вызовы и потребности современного общества, для формирования активных и право сознательных граждан.
