Статья:

Проблемы контрактной системы государственных закупок в сфере обеспечения конкуренции

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Баранова Е.К. Проблемы контрактной системы государственных закупок в сфере обеспечения конкуренции // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(11).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы контрактной системы государственных закупок в сфере обеспечения конкуренции

Баранова Екатерина Константиновна
магистрант Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет», Россия, Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются основы реализации принципа обеспечения конкуренции в сфере государственных закупок на основе Федерального закона № 44-ФЗ, выделяются основные проблемы реализации данного принципа, предлагаются направления совершенствования деятельности в данной сфере.

Abstract. The article discusses the basics of implementing the principle of ensuring competition in public procurement based on Federal Law No. 44-ФЗ, highlights the main problems of implementing this principle, suggests ways to improve activities in this area.

 

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, конкуренция, контроль, мониторинг, аудит закупок.

Keywords: government procurement, contract system, competition, control, monitoring, audit of procurement.

 

Государство в лице его различных органов является крупнейшим покупателем на товарном рынке. Государство приобретает продукцию для нужд национальной обороны и безопасности, проведения фундаменталь­ных научных исследований, оказания услуг в социальной сфере, в сфере образования, здравоохранения и др.

В структуре ВВП России государственные закупки со­ставляют более 10 % [2].

На сегодняшний день в РФ регулирование отношений, связанных с размеще­нием заказов на ока­зание услуг, выполнение работ и поставку товаров для муниципальных и государственных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным зако­ном от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфе­ре закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государ­ственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44). В сфере закупок в качестве одного из фундаментальных принципов контрактной системы выступает прин­цип обеспечения конкуренции.

Определение термина «конкуренция» закреплено нормами Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Под конкурен­цией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исклю­чается или ограничивается возможность каждого из них в одно­стороннем порядке воздействовать на общие условия обраще­ния товаров на соответствующем товарном рынке.

Суть принципа обеспе­чения конкуренции раскрывается положениями ст. 8 ФЗ № 44, закрепляющей направленность контрактной систе­мы в сфере закупок на формирование равных для каждого из ее участников усло­вий в целях обеспечения конкуренции между ними. Иными словами, согласно действующему законодательству РФ, исполнителем, подрядчиком или поставщиком мо­жет стать любое заинтересованное лицо. Тогда как сама конкуренция в этом случае должна основываться на соблюдении между участниками закупок принципа добросовестной конкуренции (неце­новой и ценовой) для вы­явления лучших условий предоставления услуг, выполнения ра­бот или поставок товаров [4].

В качестве гарантии реализации принципа обеспечения конкурен­ции выступает запрет участникам контрактной системы на осуществление любых противоречащих требова­ниям ФЗ № 44 действий, в том числе ведущих к ограничению конку­ренции (в частности, к необоснованному ограничению количества участников закупок).

Действовавшим ранее Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для государственных и му­ниципальных нужд» устанавливался единый порядок разме­щения заказов, направленный на расширение возможностей уча­стия в размещении заказов юридических и физических лиц, стимулирование подобного участия, развитие добросовест­ной конкуренции. Соответственно, указанным Федеральным законом, ранее действовавшем в сфере закупок, фактически про­возглашался принцип поддержки конкуренции, в то время как действующий ФЗ № 44 его только защищает.

Итак, на сегодняшний день, государственной задачей становится стимулирование создания и развития новых предприятий и индивидуальных предпринимателей посредством использования ме­ханизма более активного включения в сферу закупок среднего и малого бизнеса. Указанное будет способствовать обеспечению нужд государ­ства, что предоставит возможность практической ре­ализации конституционного принципа поддержки конкурен­ции, не ограничиваясь только защитой конкуренции.

Важным этапом в государственных закупках является контроль, мониторинг и аудит закупок [3]. Предусматривается несколько видов контроля, включая общественный контроль, осуществляемый граждана­ми и их общественными объединениями с момента размещения в единой информационной системе плана закупок, направленный на содействие развитию кон­трактной системы, выявлению нарушений и их предупреждению.

Мониторинг закупок является системой наблюдений, постоянно осуществляемых в сфере закупок путем сбора информации об осуществлении закупок, ее систематизации, обоб­щения и оценки. Цель мониторинга закупок заключается в оценке их обоснованности, уровня достижения целей их осуществ­ления, а также совершенствования действующего законодатель­ства РФ, регулирующего контрактную систему.

Осуществление аудита в сфере закупок входит в компетенцию Счетной палаты РФ, контроль­но-счетных органов субъектов и муниципальных образований РФ. В ходе аудита соответствующие органы осуществляют информационную и экспертно-аналитическую деятельность, заключающуюся в анализе, проверке и оценке информации относительно целесообразности, за­конности, своевременности и обоснованности закупок, результативности и эффективности расходов. В качестве объектов аудита выступают контракты (исполненные, заключенные и планируемые к заключению) [3].

Проведенный анализ сложившейся в РФ практики формирования контрактной системы в сфере закупок позволяет выявить существующие на рынке государственных закупок проблемы. В первую очередь, стоит отметить низкий уровень рынках конкуренции на данных. Достаточно велика доля несостоявшихся процедур, при которых была подана или допущена единственная заявка. Кроме того, присутствуют нарушения действующего законодательст­ва, в частности: нарушение сроков закупки; подготовка заказчиками документации о закупке под определенного поставщи­ка; установление дискриминационных условий контракта; укрупнение лотов; необоснованный недопуск участников; неправильный выбор спо­соба закупки; предъявление к продукции завышенных требова­ний; установление субъективных критериев в порядке оценивания заявок, и т.д. Кроме того, имеет место также сговор участников рынка бюджетных закупок между собой.

Совершенствование контрактной системы должно быть направлено на внедрение новых форм элек­тронных закупок, цен­трализацию закупок и поставок продукции, оптими­зацию системы контроля и развитие системы контрактов долгосрочного характера [1].

Целесообразным представляется перевод в электронный формат конкурентных процедур определе­ния поставщика; автоматическую рассылку извещения о государственных закупках потенциальным по­ставщикам через единую информационную систему; внедрение в качестве способов закупок электронный конкурс, электронный магазин, электронный запрос предложений, электронный запрос котировок.

На уровне субъектов РФ и муниципалитетов эффективная модель управления контрактной системой должна формироваться на основе уполномоченного органа. Централизация закупок предоставит возможность оптими­зации системы контроля, привлечения ква­лифицированных специалистов, снижения коррупционных рисков.

Следствием совершенствования в РФ контрактной системы станет рост конкуренции на рынке государственных заку­пок, повышение открытости закупок, снижение издержек и коррупционных рисков.

 

Список литературы:
1. Медоева С.А. Совершенствования механизма государственных закупок в Российской Федерации / С.А. Медоева // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник трудов научной конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 198-202.
2. Петренко А.В. Проблема реализации принципа обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере государственных закупок / А.В. Петренко // Экономические системы. 2016. № 4. С. 95-97.
3. Федотов А.В. Проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / А.В. Федотов // Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: сборник трудов научной конференции. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 219-230.
4. Храмова Е.Ю. Контрактная система в сфере государственных закупок: проблемы и перспективы развития / Е.Ю. Храмова, Н.А. Сигатова // Молодой исследователь: сборник трудов научной конференции. Челябинск: ЮУГУ, 2016. С. 225-231.