Проблемы контрактной системы государственных закупок в сфере обеспечения конкуренции
Секция: Юриспруденция
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Проблемы контрактной системы государственных закупок в сфере обеспечения конкуренции
Аннотация. В статье рассматриваются основы реализации принципа обеспечения конкуренции в сфере государственных закупок на основе Федерального закона № 44-ФЗ, выделяются основные проблемы реализации данного принципа, предлагаются направления совершенствования деятельности в данной сфере.
Abstract. The article discusses the basics of implementing the principle of ensuring competition in public procurement based on Federal Law No. 44-ФЗ, highlights the main problems of implementing this principle, suggests ways to improve activities in this area.
Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, конкуренция, контроль, мониторинг, аудит закупок.
Keywords: government procurement, contract system, competition, control, monitoring, audit of procurement.
Государство в лице его различных органов является крупнейшим покупателем на товарном рынке. Государство приобретает продукцию для нужд национальной обороны и безопасности, проведения фундаментальных научных исследований, оказания услуг в социальной сфере, в сфере образования, здравоохранения и др.
В структуре ВВП России государственные закупки составляют более 10 % [2].
На сегодняшний день в РФ регулирование отношений, связанных с размещением заказов на оказание услуг, выполнение работ и поставку товаров для муниципальных и государственных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44). В сфере закупок в качестве одного из фундаментальных принципов контрактной системы выступает принцип обеспечения конкуренции.
Определение термина «конкуренция» закреплено нормами Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Суть принципа обеспечения конкуренции раскрывается положениями ст. 8 ФЗ № 44, закрепляющей направленность контрактной системы в сфере закупок на формирование равных для каждого из ее участников условий в целях обеспечения конкуренции между ними. Иными словами, согласно действующему законодательству РФ, исполнителем, подрядчиком или поставщиком может стать любое заинтересованное лицо. Тогда как сама конкуренция в этом случае должна основываться на соблюдении между участниками закупок принципа добросовестной конкуренции (неценовой и ценовой) для выявления лучших условий предоставления услуг, выполнения работ или поставок товаров [4].
В качестве гарантии реализации принципа обеспечения конкуренции выступает запрет участникам контрактной системы на осуществление любых противоречащих требованиям ФЗ № 44 действий, в том числе ведущих к ограничению конкуренции (в частности, к необоснованному ограничению количества участников закупок).
Действовавшим ранее Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливался единый порядок размещения заказов, направленный на расширение возможностей участия в размещении заказов юридических и физических лиц, стимулирование подобного участия, развитие добросовестной конкуренции. Соответственно, указанным Федеральным законом, ранее действовавшем в сфере закупок, фактически провозглашался принцип поддержки конкуренции, в то время как действующий ФЗ № 44 его только защищает.
Итак, на сегодняшний день, государственной задачей становится стимулирование создания и развития новых предприятий и индивидуальных предпринимателей посредством использования механизма более активного включения в сферу закупок среднего и малого бизнеса. Указанное будет способствовать обеспечению нужд государства, что предоставит возможность практической реализации конституционного принципа поддержки конкуренции, не ограничиваясь только защитой конкуренции.
Важным этапом в государственных закупках является контроль, мониторинг и аудит закупок [3]. Предусматривается несколько видов контроля, включая общественный контроль, осуществляемый гражданами и их общественными объединениями с момента размещения в единой информационной системе плана закупок, направленный на содействие развитию контрактной системы, выявлению нарушений и их предупреждению.
Мониторинг закупок является системой наблюдений, постоянно осуществляемых в сфере закупок путем сбора информации об осуществлении закупок, ее систематизации, обобщения и оценки. Цель мониторинга закупок заключается в оценке их обоснованности, уровня достижения целей их осуществления, а также совершенствования действующего законодательства РФ, регулирующего контрактную систему.
Осуществление аудита в сфере закупок входит в компетенцию Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов и муниципальных образований РФ. В ходе аудита соответствующие органы осуществляют информационную и экспертно-аналитическую деятельность, заключающуюся в анализе, проверке и оценке информации относительно целесообразности, законности, своевременности и обоснованности закупок, результативности и эффективности расходов. В качестве объектов аудита выступают контракты (исполненные, заключенные и планируемые к заключению) [3].
Проведенный анализ сложившейся в РФ практики формирования контрактной системы в сфере закупок позволяет выявить существующие на рынке государственных закупок проблемы. В первую очередь, стоит отметить низкий уровень рынках конкуренции на данных. Достаточно велика доля несостоявшихся процедур, при которых была подана или допущена единственная заявка. Кроме того, присутствуют нарушения действующего законодательства, в частности: нарушение сроков закупки; подготовка заказчиками документации о закупке под определенного поставщика; установление дискриминационных условий контракта; укрупнение лотов; необоснованный недопуск участников; неправильный выбор способа закупки; предъявление к продукции завышенных требований; установление субъективных критериев в порядке оценивания заявок, и т.д. Кроме того, имеет место также сговор участников рынка бюджетных закупок между собой.
Совершенствование контрактной системы должно быть направлено на внедрение новых форм электронных закупок, централизацию закупок и поставок продукции, оптимизацию системы контроля и развитие системы контрактов долгосрочного характера [1].
Целесообразным представляется перевод в электронный формат конкурентных процедур определения поставщика; автоматическую рассылку извещения о государственных закупках потенциальным поставщикам через единую информационную систему; внедрение в качестве способов закупок электронный конкурс, электронный магазин, электронный запрос предложений, электронный запрос котировок.
На уровне субъектов РФ и муниципалитетов эффективная модель управления контрактной системой должна формироваться на основе уполномоченного органа. Централизация закупок предоставит возможность оптимизации системы контроля, привлечения квалифицированных специалистов, снижения коррупционных рисков.
Следствием совершенствования в РФ контрактной системы станет рост конкуренции на рынке государственных закупок, повышение открытости закупок, снижение издержек и коррупционных рисков.