ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конференция: CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Несмотря на довольно широкий спектр разнообразных мер по регулированию индустрия туризма и гостеприимства, в современном и быстро развивающемся мире данная отрасль требует дальнейшей проработки нормативных положений. Связано это с тем, что законодательство попросту не успевает за изменениями общественных отношений в данной сфере. Например, уже более десяти лет существуют термины «космический турист» и «космический туризм», однако их правовой статус так нигде не был закреплен, что негативно сказывается на развитии и популяризации данного направления. Между тем, стоимость космических полетов представляется значительной и привлекательной для турагентов, однако организация космических полетов практически невозможна. Несовершенства в области туристического законодательства вызывают опасения у туристов, которые хотят иметь возможность заключения обоснованного правового договора, учитывающего их права, обязанности, а также риски [1].
Не так давно на туристическом рынке Российской Федерации сформировалась тенденция онлайн-бронирования предприятий индустрии гостеприимства через специальные сервисы-агрегаторы. Данный «тренд» стал важным следствием цифровой трансформации отелей. По последним данным, из 148 миллионов бронирований путешествий в 2022 году 82 % были совершены без участия человека – через мобильное приложение или веб-сайт. Текущие темпы роста рынка онлайн-продаж путешествий составляют 15,4 %, а онлайн-бронирования гостиничных предприятий растут на 10,3 % ежегодно [2].
Что логично, в регулировании данной области туристской деятельности есть свои недочеты и так называемые «прорехи», значительно усложняющие максимально эффективное, прозрачное и безопасное функционирование как самих сервисов, так и представленных на них организаций.
Тем не менее, государство все же старается подстраиваться под динамично развивающиеся реалии и регламентировать основную часть интернет-нововведений. Так, в соответствие с «Законом о защите прав потребителей» гостя имеет полное право отказаться от выполнения условий, предусмотренных в договоре о предоставлении гостиничных услуг. Однако следует учитывать, что все понесенные отелем затраты будут возмещены за его счет. Обязанностью гостиничного же предприятия является информирование гостей о всех правилах отмены бронирования.
На текущий момент существуют два основных принципа бронирования, которые наиболее популярны в широких кругах:
1. Гарантированное бронирование: в данном случае отель ожидает прибытия гостя и резервирует номер до предполагаемой даты заезда. Если гость задерживается с заселением более чем на одни сутки, договор о предоставлении услуг аннулируется. При отказе от бронирования после истечения всех сроков отель может обязать гостя оплатить стоимость номера не более размера цены за сутки из-за его вынужденного простоя.
2. Негарантированное бронирование: отель ожидает прибытия гостя и резервирует номер только на день запланированного приезда и только до определенного времени. В случае неприбытия договор аннулируется.
При необходимости отмены электронного бронирования в отеле, важно соблюдение установленных законом правил, которые позволят вернуть предварительно уплаченную стоимость за номер.
Также существуют другие сценарии, допускающие отмену бронирования. Сюда относятся форс-мажорные обстоятельства, такие как болезнь, смерть близкого родственника и т.д. В этом случае необходимо предоставить подтверждающий документ от врача, справку о смерти или другие официальные документы, подтверждающие указанные обстоятельства.
При отмене бронирования в разрешенные сроки на электронную почту должно прийти уведомление о подтверждении отмены [3].
За последний год Государственная Дума Российской федерации всерьез озаботилась законодательным регулированием онлайн-сервисов, предоставляющих услуги по бронированию отелей. Делов в том, что сейчас их регламентируют исключительно общие документы, некоторые положения из которых не применимы к Интернет-среде. Из-за этого на рынке присутствует большое количество мошенников, злоупотребляющих своими полномочиями.
Документ, подготовленный депутатами во главе с заместителей председателя комитета по туризму, Николаем Валуевым, был внесен на рассмотрение палаты. Предполагается, что в нем будет четко прописана ответственность владельцев агрегаторов, предоставляющих информацию об услугах [4].