Актуальные проблемы совершенствования и внедрения удаленной формы налогового контролинга в РФ
Конференция: CXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Актуальные проблемы совершенствования и внедрения удаленной формы налогового контролинга в РФ
CURRENT PROBLEMS OF IMPROVEMENT AND IMPLEMENTATION OF THE REMOTE FORM OF TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION
Sergey Litvinov
Student, CHOU VO Southern University, Russia, Rostov-on-Don
Denis Sharko
Student, CHOU VO Southern University, Russia, Rostov-on-Don
Irina Sementsova
Scientific director, Cand. jurid. sciences, associate professor, Department of Criminal Law Disciplines, CHOU VO Southern University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам модернизации налогового законодательства с целью пресечения преступлений с использованием новых технологий.
Abstract. The article is devoted to the current problems of modernization of tax legislation in order to suppress crimes with the use of new technologies.
Ключевые слова: налоговые органы, налогоплательщики, налоговый контроль, налоговые преступления, УК РФ, общая и особенная часть НК РФ.
Keywords: tax authorities, taxpayers, tax control, tax crimes, the Criminal Code of the Russian Federation, the general and special part of the Tax Code of the Russian Federation.
В условиях цифровизации действующего законодательства и экономики Российской Федерации в целом становится очевидной проблема противодействия налоговым преступлениям с использованием новых технологий в частности технологии Big data.
В соответствии с УК РФ налоговые преступления – это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ [1].
Цифровая экономика (веб-, интернет-экономика, электронная экономика) — экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и производимых и сбываемых ими цифровыми товарами и услугами.
К основным направлениям федеральной налоговой службы Российской Федерации относится финансовый контролинг, т.е. деятельность, направленная на обеспечение контроля за соблюдением налогоплательщиками (налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов) законодательства о налогах и сборах [2].
К формам налогового контроля относят:
- Учет организаций и физических лиц
- Налоговые проверки – выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка
- Контроль налоговых поступлений (оперативный налоговый контроль.
К методам налогового контроля следует отнести:
- Истребование документов
- Осмотр территорий и помещений
- Выемку документов и предметов
- Инвентаризацию
- Проведение экспертизы
- Опрос свидетелей
- Получение объяснений налогоплательщиков и пр. [3].
На данный момент, спустя более одного года от начала повсеместной пандемии короновирусной инфекции COVID-19, государство смогло не только справиться с возникшими проблемами дальнейшего экономического развития РФ, но и оптимизировать деятельность органов, обеспечивающих налоговый контроль.
В связи с ограничениями, принятыми в РФ для обеспечения недопущения распространения короновирусной инфекции, налоговые органы начали оперативно внедрять, использовать и совершенствовать удаленную форму налогового контролинга, что позволяет самостоятельно в режиме реального времени определять необходимую базу по уплате налогов и даже предоставлять автоматически частично заполненный шаблон для улучшения взаимодействия между гражданином, т.е. налогоплательщиком и государственным органом.
Налоговый контроллинг считается целесообразным к применению в организациях для предотвращения налоговых преступлений, так как в пределах этого инструмента применяются законные пути оптимизации и уменьшения налогов, что позволяет организации избежать налоговые нарушения и предоставит возможность осуществлять грамотное управление налоговыми доходами и расходами.
По-моему мнению, для дальнейшего совершенствования системы налогового контроля следует перейти на обязательную предварительную электронную регистрацию каждого счета.
Речь идет о переходе на систему обязательной регистрации счетов-фактур в налоговых органах перед их отправкой покупателю.
В этом случае налоговый орган еще до подачи налоговой декларации имеет уверенность в том, что конкретная совершенная операция имеет документальное подтверждение и основание для отражения в бухгалтерском учете.
Во-вторых, следует перейти на обязательный ЭДО по всем документам для госсектора и компаний с госучастием. В данном случае речь идет о документах, связанных с государственными закупками, и не только о счетах-фактурах, но и о договорах, накладных, актах и т. д.
В-третьих, необходимо перейти на обязательный ЭОД для всех налогоплательщиков по всем первичным документам, используемым для регистрации фактов финансово-хозяйственной деятельности [3].