Статья:

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ МСФО ОС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Власов Е.М. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ МСФО ОС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 13(322). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/322/171338 (дата обращения: 22.04.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ МСФО ОС

Власов Евгений Михайлович
студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Трофимова Людмила Борисовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления г. Москвы, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы и характеристики, определяющие концептуальные основы финансовой отчетности для организаций государственного сектора. Анализируется их роль в обеспечении качества и сопоставимости представляемой информации. Особое внимание уделяется концептуальным подходам к формированию отчетности, включая ключевые принципы и критерии оценки. Также рассматриваются основные проблемы применения этих принципов и предлагаются подходы к их совершенствованию. Статья подчеркивает важность концептуальных основ для обеспечения достоверности и прозрачности финансовой отчетности в государственном секторе.

 

Ключевые слова: концептуальные основы, финансовая отчетность, государственный сектор, принципы отчетности, качественные характеристики, сопоставимость, достоверность, прозрачность, учетные принципы, критерии оценки.

 

Концептуальные основы бухгалтерского учета организаций государственного сектора представляют собой совокупность принципов и качественных характеристик, которые обеспечивают формирование, представление и интерпретацию финансовой отчетности. Эти основы призваны содействовать унификации и сопоставимости финансовой информации, что особенно важно для государственных организаций, чья деятельность носит общественно значимый характер. Основной целью разработки стандартов, таких как ФСБУ 1/2023 и международных стандартов IPSAS (International Public Sector Accounting Standards), является создание методологической базы для представления финансовой отчетности общего назначения, которая позволяет достичь сопоставимости не только между отчетными периодами одной организации, но и между различными организациями государственного сектора.

Качественные характеристики информации играют ключевую роль в достижении этой цели. В соответствии с концептуальными основами финансовой отчетности можно выделить четыре основные качественные характеристики: понятность, уместность, надежность и сопоставимость. Каждая из них выполняет важную функцию в процессе предоставления информации, способной удовлетворить информационные потребности пользователей.

Понятность предполагает, что финансовая информация должна быть представлена таким образом, чтобы её смысл мог быть интерпретирован пользователями с достаточным уровнем знаний. Это предполагает логичную структуру отчетности, использование общепринятых терминов и избегание избыточной детализации, которая может затруднить понимание. При этом понятность информации не должна достигаться за счет снижения её полезности.

Уместность определяется способностью информации оказывать влияние на решения пользователей. Информация считается уместной, если она может быть использована для оценки прошедших, текущих или будущих событий, а также для подтверждения либо корректировки ранее сделанных оценок. Уместность связана с такими аспектами, как своевременность предоставления данных и их значимость в контексте принимаемых решений.

Надежность финансовой информации предполагает её свободу от существенных ошибок и предвзятости. Пользователи должны иметь возможность доверять предоставляемым данным, основываясь на их достоверности и соответствии реальным хозяйственным операциям. Для достижения надежности важными становятся такие аспекты, как тщательность применения методологических принципов, проверяемость представленных данных и соблюдение требований правдивого представления.

Сопоставимость, в свою очередь, обеспечивает возможность проведения сравнений между различными периодами деятельности одной организации, а также между разными организациями, функционирующими в одном секторе. Для достижения сопоставимости требуется согласованное применение методологий, процедур учета и представления информации. Это позволяет пользователям проводить анализ финансовых показателей в динамике и на этой основе принимать обоснованные управленческие решения.

Дополнительными характеристиками, которые способствуют обеспечению качества финансовой информации, являются существенность, достоверное представление, нейтральность, осмотрительность и полнота. Существенность предполагает, что пропуск или искажение информации могут существенно повлиять на решения пользователей. Таким образом, критически важным становится выделение именно тех данных, которые имеют наибольшее значение в конкретной ситуации.

Достоверное представление требует, чтобы информация отражала реальную сущность хозяйственных операций и событий, а не только их юридическую форму. Это принципиально важно для обеспечения объективности и справедливости финансовой отчетности. Нейтральность подразумевает отсутствие предвзятости в представлении данных, что означает необходимость избегания ситуаций, при которых информация представляется таким образом, чтобы повлиять на мнение пользователей в пользу тех или иных результатов.

Осмотрительность предполагает разумную степень осторожности при формировании профессиональных суждений и расчетных оценок в условиях неопределенности. Она направлена на минимизацию рисков завышения активов или доходов и занижения обязательств или расходов. Полнота информации предполагает, что все существенные данные должны быть включены в отчетность, что обеспечивает ее всесторонность и достоверность.

Важным элементом концептуальных основ является соблюдение ключевых принципов учета, которые формируют методологическую базу для подготовки отчетности. Среди них выделяются принцип метода начисления, принцип непрерывности деятельности, принцип соответствия и принцип прозрачности.

Принцип метода начисления устанавливает, что доходы и расходы признаются в момент их возникновения, а не при фактическом получении или выплате денежных средств. Такой подход позволяет более точно отражать финансовые результаты и обязательства организаций, что особенно важно в условиях государственного сектора, где финансовые операции могут иметь продолжительный характер.

Принцип непрерывности деятельности предполагает, что организация продолжает свою работу в обозримом будущем и не предполагает ликвидации или значительного сокращения масштаба своей деятельности. Соблюдение данного принципа позволяет формировать отчетность на долгосрочной основе, что критически важно для государственных организаций, реализующих программы и проекты с длительным сроком реализации.

Принцип соответствия требует, чтобы расходы соотносились с доходами того периода, в котором они были понесены. Это обеспечивает более точную оценку финансовых результатов и позволяет исключить искажения, связанные с несогласованностью учета доходов и расходов.

Принцип прозрачности ориентирован на обеспечение доступности и открытости финансовой информации. Это особенно важно в государственном секторе, где прозрачность отчетности способствует повышению доверия со стороны заинтересованных сторон, включая граждан, органы государственного управления и международные организации.

Заключение

Таким образом, концептуальные основы финансовой отчетности государственного сектора обеспечивают формирование достоверной, уместной, надежной и сопоставимой информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Соблюдение принципов метода начисления, непрерывности деятельности, соответствия и прозрачности позволяет создать отчетность, удовлетворяющую требованиям пользователей и способствующую повышению прозрачности и эффективности государственного управления.

 

Список литературы:
1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) 1/2023. Концептуальные основы бухгалтерского учета организаций государственного сектора. — М.: Минфин России, 2023.
2. International Public Sector Accounting Standards Board (IPSASB). Handbook of International Public Sector Accounting Pronouncements. — New York: IFAC, 2023.
3. Международная федерация бухгалтеров (IFAC). Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС). — М.: Издательство IFAC, 2022.
4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — М.: Проспект, 2019.
5. Пономарев А. И. Прозрачность и сопоставимость финансовой отчетности в государственном секторе // Вестник бухгалтерского учета. — 2022. — № 6. — С. 45–52.
6. Родионова В. М. Бухгалтерский учет и отчетность в государственном секторе: учебник. — М.: Юрайт, 2021.
7. Соколов Я. В., Ларин А. А. Принципы бухгалтерского учета и отчетности: теория и практика. — М.: Инфра-М, 2020.