МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАДЗОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАДЗОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Введение
Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер пресечения является необходимым элементом правовой системы Российской Федерации. Применение мер пресечения, таких как арест или домашний арест, напрямую затрагивает конституционные права личности, поэтому контроль за их законностью и обоснованностью должен осуществляться с особой тщательностью.
Актуальность темы заключается в том, что прокурорский надзор нацелен на предотвращение нарушений прав граждан и обеспечении законности на всех этапах уголовного процесса. В условиях расширения полномочий правоохранительных органов, введения новых правовых норм возрастает потребность в эффективной системе контроля. Важным аспектом является применение современных технологий, информационных систем, которые позволяют улучшить процессы надзора, повысить точность принятия решений.
Целью работы является изучение теоретических основ прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер пресечения, а также анализ современных подходов, а также технологий, направленных на повышение эффективности надзорной деятельности.
Материалы и методы
Надзор за соблюдением законности при применении мер пресечения является одним из направлений деятельности прокуратуры. Он служит обеспечению защиты прав граждан, поддержанию общественного порядка. Основы данного надзора опираются на положения Конституции РФ, нормы уголовно-процессуального законодательства, а также международные стандарты, регулирующие применение ограничительных мер к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений [1]. Конституция России гарантирует каждому гражданину защиту от незаконного лишения свободы. Данная гарантия представляет одну из обязанностей прокуратуры. В задачи прокурора входит надзор за законностью действий органов дознания, следствия, судебных органов, когда принимаются решения о применении таких мер, как арест, содержание под стражей и другие ограничения свободы.
Важность положения статьи 18 Конституции РФ потому что оно должно предопределять направленность деятельности правоохранительных органов и суда при решении вопроса о применении в отношении человека и гражданина меры уголовно-процессуального пресечения [2; с. 113-118], с целью недопущения совершения лицом неправомерных действий и причинения вреда общественным интересам и правам граждан [3; с.65-67]. Меры принуждения варьируются по своей сути и целям применения. В частности, законодатель сгруппировал наиболее важные с практической точки зрения меры в раздел IV Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В зависимости от конкретных задач и процессуального статуса участников уголовного производства, они распределены по отдельным главам: задержание подозреваемого (глава 12), меры пресечения (глава 13) и иные меры процессуального принуждения (глава 14 ). В современном научном дискурсе особое внимание уделяется вопросу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан при применении указанных мер [4; с.31-36].
Полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, ведущими дознание и предварительное следствие, определяются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также подзаконными актами, издаваемые Генеральным прокурором. Для реализации возложенных на прокуратуру Российской Федерации полномочий по осуществлению надзора за органами предварительного следствия и дознания, прокуроры наделены широкими полномочиями, закрепленными в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 37 УПК РФ [5; с.1-4]. Так при проведении надзора, проводится проверка соблюдения государственными органами основных прав лиц, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, а также иных нормативных актов [6,7]. Что в свою очередь и формирует объект надзорной деятельности. Законодательно также предусмотрены и пределы прокурорского надзора, и в случае выхода за них, предусмотрена возможность обжалования такого решения вышестоящему прокурору [8].
Прокурорский надзор также предполагает учет принципа соразмерности при применении мер пресечения. Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание. Меры должны соответствовать тяжести обвинения и учитывать личные особенности обвиняемого, такие как его возраст, состояние здоровья и социальное положение. Прокурор обязан проверять, чтобы применяемые меры не носили чрезмерный характер и не наносили обвиняемому чрезмерного ущерба.
Прокурор оценивает возможность использования альтернативных мер, например, залога или подписки о невыезде, если это позволяет достичь целей уголовного процесса. В случае, если обвиняемый содействует следствию и не представляет угрозы, прокурор может предложить суду применить более мягкие меры, снижая таким образом ограничения прав граждан [9; с.446-448].
Надзор за соблюдением процессуальных гарантий на всех этапах применения мер пресечения также входит в обязанности прокурора. Он должен отслеживать своевременность подачи ходатайств, проверять обоснованность представленных доказательств и обеспечивать реализацию прав обвиняемого на защиту.
Прокурор вправе обжаловать судебные решения, если обнаружит нарушение закона или прав обвиняемого в процессе применения мер пресечения. В этом случае его деятельность становится гарантом обеспечения законности и справедливости [10; 162-164].
Таким образом можно сказать, что прокурорский надзор является крайне важным в данной сфере, поскольку решается вопрос об ограничении основных прав и свобод гражданина, которые предусмотрены Конституцией, являющейся высшим нормативно-правовым актом [11]. Осуществляя надзор, прокуроры действуют постоянно и непрерывно, данное направление деятельности носит всеобъемлющий и регулярный характер.
В качестве методологической основы использовался метод сравнительного анализа научных публикаций других авторов.
Обсуждения и результаты
В рамках данного раздела будет рассмотрена возможность применения современных технологий в деятельности сотрудников прокуратуры. Использование цифровых инструментов, информационных систем позволяет автоматизировать ключевые процессы, делает работу органов прокуратуры открытой, улучшает координацию между различными ведомствами [12; с.60-62]. Системы способны автоматически анализировать данные о подозреваемых, обвиняемых и их мерах пресечения, предоставляя прокурорам более полную и структурированную информацию.
В свою очередь полноценный ввод в деятельность сотрудников электронной системы документооборота позволяет сократить бумажную работу, ускоряя процессы передачи документов и решений между различными органами юстиции. Электронные подписи и системы управления документами делают весь процесс более прозрачным и эффективным.
Также важно учитывать международный опыт внедрения цифровых технологий в правоприменительную практику. Многие страны уже активно используют современные IT-решения для улучшения контроля за исполнением мер пресечения, что может служить примером для адаптации в национальном контексте. Далее в таблице 1 будет проведен анализа международного опыта применения цифровых технологий в прокурорском надзоре
Таблица 1.
Анализ международного опыта применения цифровых технологий в прокурорском надзоре
Страна |
Цифровые технологии в прокурорском надзоре |
Применяемые технологии |
Преимущества и вызовы |
США |
Использование систем анализа данных для выявления преступлений |
Аналитические платформы, системы распознавания лиц |
Улучшение эффективности расследований, проблемы с конфиденциальностью и защитой данных |
Германия |
Электронные системы для управления делами и мониторинга правоприменения |
Электронные базы данных, системы управления делами |
Ускорение процесса принятия решений, необходимость в высокой степени защиты данных |
Великобритания |
Использование цифровых следственных инструментов |
Цифровые следственные платформы, массовая обработка данных |
Улучшение возможностей для предварительного расследования, вызовы в области конфиденциальности данных |
Алгоритмы машинного обучения также способны помочь в выявлении паттернов нарушений условий мер пресечения, что повышает эффективность надзора. Например, системы могут автоматически анализировать данные о местонахождении подозреваемых с использованием GPS или других технологий. Система учитывает состояние обвиняемого, его семейные положение, профессиональную деятельность, наличие зависимостей от психоактивных веществ. Что позволяет принимать решения, которые минимизируют ограничения прав личности при соблюдении законности. Такой подход обеспечит применение мер, соответствующих принципам справедливости [13; с.116-122]. Система сопоставляет решения по аналогичным делам в разных судах, сигнализирует о расхождениях, что служит индикатором ошибки, возможного злоупотребления полномочиями судей. Такой механизм усиливает взаимодействие прокуратуры с судебной системой.
Применение ИИ также включает анализ доказательств, подтверждающих соблюдение условий содержания под стражей. Видеоматериалы, документы, показания свидетельствуют о соблюдении прав обвиняемого. Алгоритмы оперативно выявляют несоответствия, например, если обвиняемому не обеспечен доступ к адвокату или не предоставляются регулярные свидания. Этот механизм позволяет быстро реагировать на нарушения.
Однако внедрение искусственного интеллекта в систему прокурорского надзора за мерами пресечения влечет за собой несколько потенциальных правовых трудностей, требующих анализа и проработки.
Другим важным аспектом является прозрачность и объективность принимаемых ИИ решений. Прокурорский надзор должен обеспечивать справедливость и законность, и здесь возникает вопрос о том, как ИИ обеспечивает объективность своих выводов и какие методологии используются для их верификации и проверки[14; с.92-94].
Таким образом внедрение ИИ в систему прокурорского надзора способствует повышению точности, скорости контроля за законностью. Это позволяет принимать обоснованные решения, а также автоматизировать рутинные задачи, улучшая общую эффективность работы.
Заключение
Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер пресечения является ключевым инструментом для обеспечения защиты прав граждан и поддержания общественного порядка. Основы такого надзора опираются на Конституцию Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство. Современные технологии, включая аналитические платформы и системы электронного документооборота, позволяют автоматизировать процессы и повысить эффективность работы прокуратуры, что способствует более точному и оперативному контролю за соблюдением законности. Использование искусственного интеллекта и информационных систем предоставляет новые возможности для анализа данных и прогнозирования рисков, улучшая качество прокурорского надзора. Таким образом, современные подходы к прокурорскому надзору и использование технологий обеспечивают защиту прав граждан и способствуют укреплению доверия общества к правовой системе.
