Статья:

ПРАВОВОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Котов Е.С. ПРАВОВОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 13(322). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/322/171379 (дата обращения: 22.04.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В РОССИИ

Котов Егор Сергеевич
студент, ФГБОУ Донской Государственный Технический Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Рокотянская Анна Анатольевна
научный руководитель, преподаватель, ФГБОУ Донской Государственный Технический Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

LEGAL EDUCATION OF YOUTH IN THE CONTEXT OF THE HISTORICAL DEVELOPMENT OF LEGAL AWARENESS IN RUSSIA

 

Egor Kotov

Student, FSBEI Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Anna Rokotyanskaya

Scientific supervisor, Teacher, FSBEI Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые этапы формирования правового сознания молодежи, начиная с исторических традиций и заканчивая современными подходами. Основное внимание уделяется роли государства, образовательных учреждений, неправительственных организаций и семейных структур в процессе правового воспитания. Анализируются успешные практики и программы, направленные на повышение правовой грамотности молодежи, а также выявляются проблемы и вызовы, стоящие перед современными институтами.

Abstract. The key stages of the formation of legal consciousness among young people are considered, starting with historical traditions and ending with modern approaches. The main focus is on the role of the State, educational institutions, non-governmental organizations and family structures in the process of legal education. The successful practices and programs aimed at improving the legal literacy of young people are analyzed, as well as the problems and challenges facing modern institutions are identified.

 

Ключевые слова: правовое сознание, информационные технологии, современные институты.

Keywords: legal awareness, information technology, modern institutions.

 

Правовое воспитание молодежи в России является одним из важных аспектов в формировании правосознания общества. В условиях современной политической обстановки, социальных и культурных вопросов, данная тема становится все более актуальной для исследования. Ключом к решению данных проблем как раз является правовое воспитание молодежи. Данная тема требует глубокого анализа, а также понимания эволюции права. Правовое воспитание не только способствует формированию у молодежи уважения к закону, но и играет ключевую роль в обеспечении правопорядка и стабильности в стране.

Исторические корни правового воспитания в России уходят в древнерусские времена, когда правосознание формировалось под влиянием традиционных норм и обычаев. С течением времени, в зависимости от политических и социальных изменений, подходы к правовому воспитанию претерпели значительные трансформации. Важнейшими этапами в этом процессе стали период княжества, Московская Русь, Петровские реформы, а также советский и постсоветский периоды. Каждый из этих этапов оставил свой след в формировании правосознания и правовой культуры. Система правового воспитания начала свое формирование с XVIII века, когда российское государство стало активно принимать европейские нормы и идеалы. В эпоху правления Петра I начались масштабные реформы, которые касались не только социального устройства, но и образовательной системы. Именно в этот период было признано, что для формирования законопослушного гражданина необходимо право на знания о природе закона и его функционирования в обществе.

Советский период, наступивший после Октябрьской революции 1917 года, знаменуется резким изменением в правосознании. Основой права стала идейная доктрина, основанная на принципе класса и диктате партии. В результате правосознание кардинально изменилось: права и свободы граждан стали подчиняться идеологическим установкам, а правовая система оказалась под жестким контролем государства. В данном контексте права граждан сводились к минимуму, и любое инакомыслие воспринималось как угроза. Этот период характерен изменениями в самом сознании народа, его подчиненность идеологическим догмам.

Конец двадцатого века начиная с 1991 года стал переломным в развитии и становлении новой России, стал временем новых вызовов и возможностей. С переходом к рыночной экономике и демократическим реформам общество начало осваивать концепции прав человека и правовой культуры. Правосознание, перестав быть просто инструментом власти, стало принимать более гуманистический характер. Однако, даже сегодня многочисленные опросы показывают, что значительная часть населения не в полной мере понимает значение прав, которыми они обладают, тем самым обозначая пробел в правовом воспитании.

Современные подходы к правовому воспитанию молодежи включают в себя как традиционные методы, так и инновационные практики, направленные на активное вовлечение молодежи в правовую жизнь. Важным аспектом является использование современных технологий и образовательных платформ, которые позволяют сделать процесс правового воспитания более доступным. Однако, несмотря на достижения в этой области, существует ряд проблем. «В любом обществе государство как субъект управления общественными процессами использует информацию для осуществления своих функций, решения задач и достижения определенных целей, стоящих перед ним на определенных этапах развития» [2. c. 61].  К ним относятся недостаточная правовая грамотность среди молодежи, отсутствие системного подхода к правовому образованию и недостаток интереса к праву.

Правовое воспитание молодежи в современных условиях требует применения комплексного подхода, который основывается на анализе исторических, социально-культурных и образовательных факторов.

Прежде всего, ключевым аспектом является формирование правовой культуры. Этот процесс включает в себя активную пропаганду среди молодежи правовых знаний и воспитание уважения к законам. Важно не только распространение информации о действующих нормах права, но и формирование активной гражданской позиции, способствующей поддержанию законности и правопорядка.

Внедрение интерактивных методов обучения, таких как проектная деятельность, правовые квесты и т.д., позволяет молодежи не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике, а применение современных IT-технологий, включая онлайн-курсы и интернет- платформы для обучения, улучшает доступ молодежи к актуальной правовой информации, тем самым увеличивая интерес к праву и, соответственно, повышению уровня правового сознания.

 

Список литературы:
1. Хренова Анжела Алексеевна, Адаева Ольга Викторовна Правовое воспитание в россии: история и современность
2. Алексеева, М. В. Развитие и становление общих закономерностей политики государственного управления информационной сферой / М. В. Алексеева // Вестник Российской таможенной академии. – 2013. – № 1. – С. 061-067. – EDN PWHNBB
3. Бугаенко Ю. Ю. Правовое воспитание современной молодежи //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – №. 4. – С. 84-86.
4. Семенов В. Е. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект. – 2001
5. Хренова А. А., Адаева О. В. Правовое воспитание в России: история и современность //E-Scio. – 2020. – №. 6 (45). – С. 155-162.
6. Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной России: дис. – Рязань: [Акад. права и упр. Минюста России], 2004.