Статья:

ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(324)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Исаев Т.Т. ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 15(324). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/324/171848 (дата обращения: 21.05.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Исаев Тарлан Тельман оглы
cтудент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва
Кудрявицкая Татьяна Сергеевна
научный руководитель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Современная внешнеэкономическая деятельность требует ускорения совершения таможенных операций, соблюдения правил международной торговли и своевременного исполнения фискальных обязательств. Одним из ключевых инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей, выступает таможенный контроль после выпуска товаров, в рамках которого особое значение приобретает таможенная проверка.

Таможенная проверка представляет собой форму таможенного контроля, проводимую после выпуска товаров, с целью проверки соблюдения требований таможенного законодательства.

Согласно ст. 331 ТК ЕАЭС, она осуществляется путем «сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов» [3]. Проверке подлежат как соблюдение условий таможенных процедур, так и корректность уплаты таможенных пошлин, акцизов, налогов.

Сущностная особенность таможенной проверки как формы таможенного контроля после выпуска товаров заключается в том, что контроль осуществляется не на этапе пересечения границы, а в процессе оборота товаров на внутреннем рынке. Это позволяет более детально проанализировать сведения о товарах, перемещенных через таможенную границу ЕАЭС и выявить нарушения, недоступные для обнаружения на этапах таможенного контроля ранее [1, c. 215].

В качестве еще одной особенности таможенной проверки можно отметить тот факт, что данная форма может проводится совместно с другими формами и мерами таможенного контроля после выпуска товаров, которые усиливают его проведение.

Проводят таможенную проверку таможенные органы того государства-члена ЕАЭС, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.

Проведение таможенных проверок строится на совокупности международно-правовых и национальных принципов. Среди них:

  1. добросовестное выполнение международных обязательств;
  2. уважение прав человека и недопустимость дискриминации;
  3. выборочность и использование системы управления рисками;
  4. межведомственное и международное сотрудничество;
  5. законность, баланс публичных и частных интересов;
  6. целеполагание и оперативность;
  7. дифференциация контроля на основе категорирования участников ВЭД;
  8. ответственность должностных лиц за нарушения [2, c. 78].

Эти принципы обеспечивают не только эффективность и точность проведения таможенной проверки, но и защиту прав субъектов, участвующих в международной торговле.

Нормативное регулирование института таможенной проверки строится на двухуровневой модели — наднациональной и национальной. На наднациональном уровне ключевым источником выступает ТК ЕАЭС, который определяет объекты, виды, сроки и условия проведения проверки, а также права и обязанности участников [1].

На национальном уровне в Российской Федерации основной акт — Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» [4]. Отдельные статьи посвящены как камеральной (ст. 228), так и выездной (ст. 229) таможенным проверкам. Кроме того, регламентируются права проверяемых лиц, порядок изъятия и ареста товаров и документов, оформление результатов проверки и пр. Значительное значение имеют подзаконные акты — приказы ФТС России, устанавливающие формы документов, правила документооборота, структуру и функции подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.

Выделяются два вида таможенной проверки: камеральная и выездная. Они различаются по ряду параметров: месту проведения, срокам, возможностям приостановления, периодичности и глубине охвата проверочных мероприятий.

Камеральная таможенная проверка проводится в таможенном органе, на основе документов, имеющихся в распоряжении или представленных дополнительно. Её характер — документарный, аналитический.

Выездная проверка предполагает проведение контроля на территории проверяемого лица, что позволяет реализовать углублённый контроль, включающий осмотры помещений, инвентаризацию, изъятие документов и другие меры.

Периодичность проведения выездной проверки ограничена: плановые — не чаще одного раза в год (а для УЭО — раз в три года); внеплановые — по фактам возможных нарушений.

Камеральные проверки могут проводиться без ограничений. Срок КТП — 90 календарных дней с возможностью продления до 120; ВТП — до 2 месяцев, с возможностью продления на 1 месяц и приостановления до 9 месяцев.

Таким образом, таможенная проверка представляет собой ключевую форму таможенного контроля после выпуска товаров, обеспечивающий защиту экономических интересов государства, полноту уплаты таможенных платежей и соблюдение участниками ВЭД установленных правил. Проведенный анализ показал, что нормативная база в целом охватывает основные аспекты правового регулирования, однако сохраняются пробелы, связанные с отсутствием актуализированного порядка действий должностных лиц.

В условиях цифровизации и интеграции в рамках ЕАЭС особую актуальность приобретает разработка унифицированных методических рекомендаций и цифровых платформ поддержки контрольной деятельности. Повышение эффективности таможенной проверки должно опираться на баланс интересов государства и бизнеса, усиление правовых гарантий и совершенствование практики применения контрольных инструментов таможенного контроля после выпуска товаров

 

Список литературы:
1. Кириллова В.П., Степанеко М.В. Теоретические основы применения таможенной проверки в Российской Федерации//Молодой ученый. 2022. № 16 (411). С. 213-215. 
2. Семенько Е.В., Данюк А.А. Актуальные вопросы таможенной проверки//Лучшие студенческие исследования 2025. сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2025. С. 77-81. 
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г. (приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 06.08.2018. N 32 (часть I). ст. 5082.