ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(324)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(324)
ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Современная внешнеэкономическая деятельность требует ускорения совершения таможенных операций, соблюдения правил международной торговли и своевременного исполнения фискальных обязательств. Одним из ключевых инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей, выступает таможенный контроль после выпуска товаров, в рамках которого особое значение приобретает таможенная проверка.
Таможенная проверка представляет собой форму таможенного контроля, проводимую после выпуска товаров, с целью проверки соблюдения требований таможенного законодательства.
Согласно ст. 331 ТК ЕАЭС, она осуществляется путем «сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов» [3]. Проверке подлежат как соблюдение условий таможенных процедур, так и корректность уплаты таможенных пошлин, акцизов, налогов.
Сущностная особенность таможенной проверки как формы таможенного контроля после выпуска товаров заключается в том, что контроль осуществляется не на этапе пересечения границы, а в процессе оборота товаров на внутреннем рынке. Это позволяет более детально проанализировать сведения о товарах, перемещенных через таможенную границу ЕАЭС и выявить нарушения, недоступные для обнаружения на этапах таможенного контроля ранее [1, c. 215].
В качестве еще одной особенности таможенной проверки можно отметить тот факт, что данная форма может проводится совместно с другими формами и мерами таможенного контроля после выпуска товаров, которые усиливают его проведение.
Проводят таможенную проверку таможенные органы того государства-члена ЕАЭС, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.
Проведение таможенных проверок строится на совокупности международно-правовых и национальных принципов. Среди них:
- добросовестное выполнение международных обязательств;
- уважение прав человека и недопустимость дискриминации;
- выборочность и использование системы управления рисками;
- межведомственное и международное сотрудничество;
- законность, баланс публичных и частных интересов;
- целеполагание и оперативность;
- дифференциация контроля на основе категорирования участников ВЭД;
- ответственность должностных лиц за нарушения [2, c. 78].
Эти принципы обеспечивают не только эффективность и точность проведения таможенной проверки, но и защиту прав субъектов, участвующих в международной торговле.
Нормативное регулирование института таможенной проверки строится на двухуровневой модели — наднациональной и национальной. На наднациональном уровне ключевым источником выступает ТК ЕАЭС, который определяет объекты, виды, сроки и условия проведения проверки, а также права и обязанности участников [1].
На национальном уровне в Российской Федерации основной акт — Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» [4]. Отдельные статьи посвящены как камеральной (ст. 228), так и выездной (ст. 229) таможенным проверкам. Кроме того, регламентируются права проверяемых лиц, порядок изъятия и ареста товаров и документов, оформление результатов проверки и пр. Значительное значение имеют подзаконные акты — приказы ФТС России, устанавливающие формы документов, правила документооборота, структуру и функции подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.
Выделяются два вида таможенной проверки: камеральная и выездная. Они различаются по ряду параметров: месту проведения, срокам, возможностям приостановления, периодичности и глубине охвата проверочных мероприятий.
Камеральная таможенная проверка проводится в таможенном органе, на основе документов, имеющихся в распоряжении или представленных дополнительно. Её характер — документарный, аналитический.
Выездная проверка предполагает проведение контроля на территории проверяемого лица, что позволяет реализовать углублённый контроль, включающий осмотры помещений, инвентаризацию, изъятие документов и другие меры.
Периодичность проведения выездной проверки ограничена: плановые — не чаще одного раза в год (а для УЭО — раз в три года); внеплановые — по фактам возможных нарушений.
Камеральные проверки могут проводиться без ограничений. Срок КТП — 90 календарных дней с возможностью продления до 120; ВТП — до 2 месяцев, с возможностью продления на 1 месяц и приостановления до 9 месяцев.
Таким образом, таможенная проверка представляет собой ключевую форму таможенного контроля после выпуска товаров, обеспечивающий защиту экономических интересов государства, полноту уплаты таможенных платежей и соблюдение участниками ВЭД установленных правил. Проведенный анализ показал, что нормативная база в целом охватывает основные аспекты правового регулирования, однако сохраняются пробелы, связанные с отсутствием актуализированного порядка действий должностных лиц.
В условиях цифровизации и интеграции в рамках ЕАЭС особую актуальность приобретает разработка унифицированных методических рекомендаций и цифровых платформ поддержки контрольной деятельности. Повышение эффективности таможенной проверки должно опираться на баланс интересов государства и бизнеса, усиление правовых гарантий и совершенствование практики применения контрольных инструментов таможенного контроля после выпуска товаров
